Проповедь на Притчу Много званных, но мало избранных (Св. Евангелие от Луки 14:12-24.)
Декабрь 29th 2012 -
Братья и сестры! Все мы призваны через Крещение в Царство Небесное, все обязались исполнять заповеди Христа, уставы святой Церкви — но все ли мы добросовестно исполняем заповеди, усердно трудимся для того, чтобы идти в Царство Христово?
Большинство из нас привязаны к греховному миру и богатству, к удовольствиям, оказывают внимание тем, от кого можно получить ответное воздаяние. В Евангелии есть повествование, как однажды Господь наш Исус Христос был приглашен на вечерю, то есть на пир, куда богатый хозяин пригласил только своих друзей, родственников и богатых соседей. Господь стал наставлять хозяина пира, что надо приглашать нищих и убогих, слепых и хромых, которым нечем воздать за угощение, то есть учил смотреть на трапезу как на доброе дело милосердия, имеющее нравственную цену, учил, что за это последует воздаяние от Бога в будущей жизни, в день праведного Суда. Смысл этого наставления таков, как и в нагорной проповеди: Если любите любящих вас, какая вам польза? (Лк. 6, 32).
Затем Господь рассказал притчу о званных на пир, которая читалась сегодня за Божественной литургией. Человек некий однажды устроил пир и звал многих гостей. Когда настало время пира, то он послал раба своего объявить званным: уже все готово, идите на пир. Но, к удивлению, многие из званных начали отказываться под разными предлогами. Один сказал: «Купил имение с землей и мне нужно пойти посмотреть купленное, не могу прийти, прости меня». Другой сказал: «Я купил пять пар волов, иду испытать их, прошу тебя иметь меня отреченным», то есть отказавшимся. Третий сказал: «Я женился и потому не могу прийти». И возвратившийся раб рассказал это все своему господину, на что хозяин пира весьма разгневался и сказал рабу своему: «Пойди по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих и бедных, слепых и хромых». Слуга исполнил приказание и сказал господину: «Исполнено все, что ты велел, и есть еще место». И сказал господин рабу: «Пойди на дороги и проселки, находящиеся вне города, и убеди встречных прийти на пир, чтобы наполнился дом мой». И добавил: «Говорю вам, что ни один из тех званных, но отказавшихся мужей не удостоится вкусить моей вечери; ибо много званных, но мало избранных».
Что означает эта притча?
Человек, сотворивший великий пир, есть Господь, Отец наш Небесный, Который сравнивается с человеком как Человеколюбец. Вечеря, которую приуготовил нам Господь, есть благодатное Царство Божие, а также Церковь Божия на земле, которая приуготовляет верующих к великой вечере в Царстве славы, то есть Царстве Небесном. Слуги, которых посылает Господь, — это ангелы, пророки, апостолы, учителя церкви, пастыри, проповедники Слова Божия. Также под слугой Господа подразумевается Божественное учение, которое ведет нас ко спасению. Приготовление к этому пиру подразумевает духовные таинства — покаяние и отпущение грехов и все, что нужно для нашего спасения.
Господь наш Исус Христос Своей крестной смертью приуготовил нам пир веры, вечности и любви. Он взамен ничего от нас не требует, кроме того, чтобы мы пришли к Нему, то есть уверовали в Евангелие, жили по Его заповедям и наставлению в живой вере, совершая добрые дела, живя в самоотвержении и добровольном несении Креста. Совершающие с терпением, кротостью и смирением духовную брань с дьяволом, отрекшиеся от греховных прелестей мира, лежащего во зле, подобны делателям, которые целый день трудятся на жаре и зное, ожидая себе покоя и воздаяния за свои труды. Таковым Господь приуготовил великие благодеяния на небесах, где мы соединимся с Богом, увидим Его лицом к лицу. Великая радость была у учеников Христа при созерцании на горе Фавор лишь малой доли Его величия, только тени небесной славы, когда они воскликнули в священном восторге: Господи! Добро есть нам зде быти: сотворим зде три сени (Мф. 27, 4). Если такая великая радость была в словах апостола Петра при ощущении им только близости Небесного Царства, то какова же будет наша радость на небе в райских селениях, куда зовет нас Господь: Приидите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие! (Мф. 25, 34).
Да, мир, лежащий во зле, порой обещает нам при жизни роскошный пир и земные наслаждения, но он обманывает нас — хотя и зовет к богатствам, но тленным; к радостям, но не постоянным, порой смешанным со слезами; к сладостям и телесным вожделениям, но отягченным болезнями и душевными мучениями. Православные христиане, не прилепляйтесь к земному лукавому пиру, ибо сказано, что можно приобрести весь мир и при этом потерять душу — что в этом проку?
Господь Бог посредством закона и пророков приглашал иудейский народ вступить в Царство Божие. Затем послал Своего Сына Исуса Христа с вестью о том, что приблизилось Царствие Небесное: Идите, ибо уже все готово (Лк. 14, 17). Но вожди богоизбранного иудейского народа — первосвященники, книжники и фарисеи отвергли Мессию Христа, этим отказались от Божественного приглашения в Царство Божие, оставшись вне его.
Спаситель равно проповедовал Евангелие и простому народу, и фарисеям, но, поскольку последние отреклись, то вместо них были призваны на пир вечности из простого народа язычники, мытари и грешники. Как утверждает святой Евфимий, «те, кто отреклись, были книжники и фарисеи, все знатного и почетного рода и состояния: сии же, которые вместо их введены, есть простые, худородные и презренные». Это были, прежде всего, апостолы из простых рыбарей, вышедшие на проповедь, понесшие учение Христово во все концы мира и победившие грешный мир.
Ученики Христа после Пятидесятницы, когда они укрепились благодатию Святаго Духа, вышли с призывом на Божественный пир к тем из иудеев, которые затем уверовали в Исуса Христа, но на пиру оказалось еще много места. И были призваны все, кого коснулась благодать Божия, преобразив их сердца, и они заняли в Небесной вечере те места, которые были уготованы иудеям.
Оказалось много званных, но мало избранных. Этими грозными словами заканчивается сегодняшнее Евангелие. Господь, Который сотворил мир, чтобы поделиться с нами Божественной радостью, порой встречает в этом мире холодный отказ. Он призывает на Свой пир вечности всех, но мы должны пожелать прибыть на него. Мы должны во время нашей земной жизни занять место в ряду приглашенных на этот Божественный пир. Господь зовет нас на брачный пир, где, по словам блаженного Феофилакта, Жених — Христос, а невеста — всякая душа христианская; это таинство соединения Спасителя с человеческой природой, когда Христос зовет нас: Приимите и ядите; се есть Тело Мое... Се есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая (Мк. 14, 22). И наш отказ прийти на этот призыв есть нерадение о своем спасений. Господь призывает всех людей ко спасению обещанием вечной радости или угрозой вечного мучения, но, чтобы стать избранными, мы должны быть готовы душею, должны иметь волю и веру. Не хотят идти на пир вечности те, кто имеет развратную волю и закостенелое в грехе сердце, те, кто возлюбил тьму паче света. К таким обращается пророк: Сынове человечестии, доколе тяжкосердии, вскую любите суетная? (Пс. 4, 3).
Pages: 1 2