Проповедь на Притчу Много званных, но мало избранных (Св. Евангелие от Луки 14:12-24.)
Декабрь 29th 2012 -
Господь зовет на радость брачного пира всех нас как самых близких Своих; мы, христиане, призваны Господом на вечерю велию через Святое Крещение и Причащение Тела и Крови Христовой. Нам остается только откликнуться на призыв Его бесконечной жертвенной любви, добрыми делами и исполнением заповедей проявить живую веру, терпение и мужество в несении своего креста. И какая обида Устроителю пира, когда мы, неблагодарные, под разными предлогами начинаем отрицаться, может быть, не на словах, но своими делами и маловерием, своим нераскаянием и коснением в грехах, своей привязанностью к тленным земным благам и ублажением многострастной плоти. А ведь без покаяния, без исправления сердца и греховной жизни невозможно войти на вечерю Божию. Ибо покаяние очищает душу и совесть, одевает их как бы в светлую брачную одежду, в которой только можно быть на вечере. Сказано будет всякому нераскаявшемуся: Как ты вошел сюда, не имея брачной одежды (то есть чистоты душевной)? И, связав руки и ноги, выбросят его вон, во тьму кромешную (Мф. 22, 12).
Много званных на пир, мало же избранных. Избранными будут те, кто искренне отзывается на евангельскую проповедь, то есть истинные христиане. Те, кто стремится читать и слушать Слово Божие, охотно и с любовью усваивает его и воплощает в своих делах; кто стремится к общению с Христом в молитве и во святых Церковных Таинствах. Те, кто видит в своих ближних братьев о Христе и стремится, в чем только можно, помогать им; это те, кто не позволяет себе не только дурных поступков, но и даже греховных мыслей, кто держит себя вдалеке от соблазнительных обществ, общаясь только с людьми богобоязненными: С преподобным преподобен будеши, как говорит пророк Давыд. Словом, избранными станут те, кто старается во всем жить по закону Христову и если в чем-то и согрешит, то затем искренне, чистосердечно кается и потому постепенно улучшается, изменяется к совершенству, благообразию и благочестию.
Счастливы избравшие тесный путь в Царство Небесное! Может, они живут порой в бедности и безызвестности, может, их не замечают даже близкие или обижают их, вынуждая проливать слезы, может быть, их поносят и презирают; но Господь видит их терпение, хранит и любит их, ибо они усердно исполняют Его заповеди, то есть свое земное предназначение. Таким Господь посылает безболезненную, мирную, непостыдную кончину и по смерти подает им добрый ответ на Своем суде и вечную блаженную жизнь.
Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененные, — зовет нас Исус Христос, чтобы соединить нашу жизнь с Ним, отдавшим из-за любви к нам Свою жизнь. Также мы слышим пасхальный призыв к вечности святителя Иоанна Златоуста: «Придите, все постившиеся и не постившиеся, трудившиеся и ленивые, грешные и праведные — войдите в радость Господа». Радость и утешение дает Господь нам, недостойным, не по заслугам нашим, а по милосердию Своему. На призыв на пир веры и Божественной любви мы часто отвечаем отказом, считая, что Господь слишком рано пришел с призывом, когда наше лицо повернуто не к Богу, а к земле, как у скорченной, связанной сатаной женщины, которая смотрела только в землю и не видела ни неба, ни лица Господа, стоящего рядом. Мало избранных для Царства Божия не потому, что Бог строго выбирает, не потому, что Он мало кого находит достойным Себя, а потому, что мало кто находит Бога достойным того, чтобы ради Него поступиться заботами о телесном, о земном, о суетном, о мирском!
Нынешнее Евангелие говорит нам, что ни один из отказавшихся от приглашения не вкусит Его вечери. Приложим эти Слова Евангелия к себе и обратим внимание на то, что побудило званных на пир ответить отказом, в то время когда уже было все готово для пира. Один ответил: я купил клочок земли, надо его увидеть, им овладеть. Но земля однажды берет обратно все, что она сама дала и что Господь дал: Вся от земли, и вся в землю паки пойдеши, — и тогда купленное поле делается могильным клочком земли. Но ради этого мы сказали Богу: «Нет! Не Тебя, Господи, мы избрали, а землю, в которой мы хотим укорениться до конца».
Указывает Господь и другую причину отказа от Царствия Небесного. Это приобретение пяти пар волов, которых надо испытать. Под пятью парами волов в толковании святых отец подразумевается пять чувств, данных нам Господом. Часто ради работы и творчества мы забываем о душе. Мы хотим оставить на земле своими трудами глубокий след, хотя вряд ли что-нибудь останется от них через одно-другое десятилетие после нашей смерти! Мы можем заслужить похвалу и награды от людей, но при этом лишиться Царства Божественной Любви и Его наград.
И к третьим посылает Господь, и те Ему отвечают: «В мою жизнь вошла земная любовь, я женился, не хочу отрываться от этой любви. Оставь меня, Господи, дай насладиться земной любовью, а когда она закончится, тогда прими и меня в чертоги Твоей любви».
Подумаем о Хозяине пира, Который видит, что у нас нет желания и времени откликнуться на Его зов любви. Он говорит: Приидите ко Мне, а мы порой отвечаем на Его любовь: «Вот придет время старости, отдыха, пенсии, тогда успеем. Надо сначала исчерпать землю, на которой живем, земную любовь, которая нам кажется такой великой и представляется нам вечной». Но когда мы непременно окажемся в вечности лицом лицу с Господом, то может статься, что земная забота и любовь и плотская привязанность предстанут нам узкой тюремной клеткой. И ради всего этого мы сказали Богу нет! Не захотели поступиться клочком земли, часом труда, мгновением земной любви.
Господь нам говорит: ищите прежде всего Царства Божия, спасения душевного — обещает, что тогда все прочее приложится. Это обещание не человеческое, которое порой обманчиво, а неложное обещание Божие. Но мы часто не доверяем Богу, стараемся принимать все заботы о мирском на себя, жить по дурной пословице «на Бога надейся, а сам не плошай». Марфо, Марфо печешися и молвиши о мнозех, едино же есть на потребу, — говорит Господь о спасении души (Лк. 10, 41). И как часто плоды наших незаконных и неблагословленных Богом трудов гибнут на глазах, расточаются бесследно. Беззаконная заботливость о земном, не знающая меры, отнимает у нас время и силы для совершения богоугодных дел, и в старости для Бога остаются лишь жалкие остатки ума, телесных и душевных сил и способностей. Мы, христиане, должны жить в твердом уповании на Того, Кто дает пищу птицам небесным, и не мучить себя чрезмерными заботами о земном, довольствоваться малым и необходимым, питаться от трудов своих и уделять из них часть нуждающимся. А путь к Царству Небесному узкий, идущие по нему станут избранными. Широкий путь, по которому многие идут к погибели, — это привязанность сердца к земному, жажда наживы и славы. Нам надо следовать примеру не толпы любителей мирских утех, а тех немногих, искавших и нашедших Царствие Божие и правду Его.
Пир Царства Небесного велик присутствием на нем Бога, величайшего и высочайшего Хозяина вечери. И если земные пиры порой так ублажают и увеселяют человека, то подумаем, как должен увеселить и усладить небесный пир. «О Боже, — говорит блаженный Августин, — если столь великие блага Ты нам представляешь в темнице (то есть на земле), то что уже представишь нам в чертогах Небесных?» Там, на Вечной Вечере, мы получим совершенное просвещение души, постижение глубин и Таин Божиих, получим чистоту сердца, совершенство всех чувств, услышим сладчайшее ангельское пение, узрим сияние светлости Божества, которое вечно будет нас радовать. А мы порой подменяем радость истинную радостью временной, ложной, которая бывает от греховных привязанностей, наполняющих душу тоской и унынием.
Не медли, христианин, спеши в готовности занять место на пиру вечности в доме Отца своего, пока не окончилась твоя жизнь, посвяти оставшееся время заботе о Царстве Божием, чтобы потом не было больно и обидно оттого, что ты столько мучился и все оказалось напрасным. Нам необходимо понять, что если мы в конце нашей жизни окажемся не на Божественном пиру, то непременно заключимся там, где плач и скрежет зубом, — а третьего не дано!
Непреложно слово Божие, увещевающее нас: Не любите мира, ни яже в мире (1 Ин. 2, 15), горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3, 2). Оставим утехи и блага мира сего и на небесах получим несравненно лучшие и большие блага, их же око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2, 9).
Братие и сестры! Будем идти к Божественной вечере Христа в молитве и в покаянии, причащаясь Христовых Таин, с верой и надеждой, что Господь, зная наше недостоинство, простит нас, как мы прощали своих ближних, и в ответ на Его любовь отзовемся нашей любовью, дабы войти в блаженный пир веры и вечности, где все любимы Богом!
Митрополит Московский и всея Руси Корнилий
Pages: 1 2