Проповедь на Преображение Господа нашего Иисуса Христа
Август 18th 2011 -
епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский)
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Велик праздник Преображения Господня. Это праздник света, и призыв к свету. Ни в каком другом празднике так не выявляется, что Бог есть свет, и нет никакой тьмы. Это слова апостола Иоанна. Но тот же апостол в том же своем послании поведал нам, что Бог есть любовь. Следовательно, если Бог есть свет и Бог есть любовь, то можно сказать, что любовь и свет – это одно. Сам апостол Иоанн делает такой вывод, когда пишет: «Кто говорит, что он в свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме». И вот здесь еще второй вывод: если Бог и любовь это свет, то грех – это нелюбовь, это тьма. Этот мотив борьбы света и тьмы, борьбы Божественной любви и греха, столь ярко выраженный в Первом послании апостола Иоанна, столь же ясно звучит и во Втором послании апостола Петра, часть которого Церковь предлагает нам в день праздника Преображения Господня. Призыв приблизиться ко Господу как источнику света слышится постоянно во многих церковных песнопениях, и особенно в богослужебных текстах этого дня.
Так в тропаре праздника Преображения мы поем: «Преобразился еси на горе, Христе Боже,…да воссияет и нам, грешным, свет Твой присносущный…». А в кондаке мы поем: «Ты еси воистину Отчее сияние». Любовь, свет, сияние, слава – вот чем являет нам Себя Бог. В день Преображения все это стало явным и для телесного человеческого ока. Особого рода избранники Божии – это служители искусства. Их дело созерцать прекрасное, прозревать в нем неприступность света Творца и воздавать хвалу всему тому, что открылось их сердцу через их глаза, уши и мысли. Блаженны эти служители прекрасного, когда сердцем их движет любовь, и душа и тело их воздают хвалу. Но горе им, если дело их становится хулой на творение, клеветой на Создавшего все или низким укором Тому, кого праведники называют «Первохудожником».
День Преображения Господня, когда людям явился несозданный свет Божественной красоты и славы, является в некоторой мере праздником служителей искусства. Но святая Церковь благословляет в этот день не плоды труда художников, а садоводов. В этот день освящаются плоды садов, фрукты. Из всего того, что Господь дал нам в снедь, плоды садов, кроме их питательности и вкуса, привлекают нас своей красотой. Адама Бог призвал возделывать райский сад. Этот сад был прекрасен, но Адаму предстояло сделать его еще прекраснее. Таким образом, в дело уподобления Богу,в дело самоусовершенствования входит и задача возрастать и в совершенство красоты. Тем не менее, да не забудем этого никогда – высшая красота есть мир любви. А в этот мир одно лишь любование внешними прекрасными формами входа нам не откроет. Мир духовной красоты, мир святости достигается в подвиге самоотречения и самопожертвования. Недаром в кондаке праздника поется: «Славу Твою, Христе Боже, видевша…» Твои ученики для того, чтобы «…егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Это сияние, эта слава Отца раскрывается в жертвенном подвиге Сына.
Если мы хотим быть там, где праведники воссияют яко солнце, для нас нет другого пути, кроме пути крестного. И теперь, после того, как Сын Божий простер руки Свои на кресте, истинная красота таит в себе и являет крестную печаль. И в области искусства ныне могут тронуть наше сердце лишь те произведения, в которых просвечивает красота жертвенной Любви. Аминь.
Метки: Александр (Семенов-Тянь-Шанский), Преображение