Поученіе въ недѣлю тринадцатую
Сентябрь 2nd 2012 -
Еп. Палладій Добронравовъ († 1922 г.)
Духовное бодрствованіе и стояніе въ вѣрѣ.
Бодрстбуйте, стойте въ вѣрѣ, мужайтеся, утверждайтеся (1 Кор. 16, 13). |
Въ жизни обыкновенной можетъ стоять лишь тотъ, кто бодрствуетъ, не спитъ, не дремлетъ. Бодрствуетъ лишь тотъ, у кого очи отверсты, у кого слухъ не закрытъ, кто съ достаточнымъ вниманіемъ относится къ себѣ и ко всему окружающему.
Если они смежились, если слухъ закрывается, если нѣтъ различенія окружающихъ предметовъ, если дремота объемлетъ человѣка, онъ уже не бодрствуетъ: онъ засыпаетъ или находится въ состояніи полусонномъ, полубодрственномъ, въ состояніи дремоты. Онъ уже и стоять не можетъ: онъ падаетъ. Кто хочетъ стоять, тотъ долженъ бодрствовать. Въ состояніи сна или дремоты человѣкъ не видитъ дѣйствительной опасности и въ то же время въ своемъ воображеніи создаетъ себѣ или не имѣющія основанія радости или совершенно невозможныя скорби, опасности, бѣды. Мечтательность съ ея свойствомъ преувеличивать или забывать дѣйствительность занимаетъ въ сонномъ состояніи мѣсто трезваго разсудка.
Въ жизни духовной наблюдаются такія-же явленія. Поэтому и апостолъ и св. отцы очень часто говорятъ о духовномъ снѣ, о духовномъ бодрствованіи, противополагая взаимно оба состоянія, убѣждая христіанъ бодрствовать, а не спать, чтобы устоять въ вѣрѣ и благочестіи, чтобы не понести въ своемъ духовномъ преуспѣяніи великаго ущерба. Св. Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Римлянамъ приглашаетъ христіанъ встать отъ сна духовнаго: И сіе вѣдяще время, яко часъ уже намъ отъ сна востати (Рим. 13, 11). Въ посланіи къ Солунянамъ онъ называетъ христіанъ сынами свѣта и сынами дня и этимъ высокимъ наименованіемъ обращаетъ ихъ вниманіе на обязательность духовнаго бодрствованія и трезвенія: Вси бо вы сынове свѣта есте и сынове дне: нѣсмы нощи, ниже тмы. Тѣмже убо да не спимъ, якоже и прочіи, но да бодрствуимъ и трезвимся: спящіи бо въ нощи спятъ и упивающіися въ нощи упиваются. Мы же, сынове суще дне, да трезвимся, оболкшеся въ броню вѣры и любве и шлемъ упованія спасенія (1 Сол. 5, 5-8). Увѣщаніе къ духовному трезвенію и бодрствованію мы слышимъ и изъ устъ Св. Апостола Петра, который указываетъ и постояннаго врага нашего спасенія, ищущаго нашей погибели: Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостатъ вашъ діаволъ, яко левъ рыкая ходитъ, искій кого поглотити (1 Петр. 5, 8). Трезвиться и бодрствовать духовно значитъ имѣть очи духовныя отверстыми, слухъ незакрытымъ къ ученію Св. Церкви и внимательнымъ къ тому, что съ этимъ ученіемъ несогласно, имѣть чувства духовныя не омраченными гордостію, самомнѣніемъ, страстями плотскими, пристрастіемъ къ твари вмѣсто Творца, къ землѣ вмѣсто неба, ко временному и тлѣнному вмѣсто вѣчнаго и нетлѣннаго. Бодрствовать духовно значитъ всегда внимать себѣ и испытывать свою вѣрность Христу и заповѣданной Имъ вѣрѣ, Его святому закону: Себе искушайте, аще есте въ вѣрѣ: себе искушайте (2 Кор. 13, 5). При духовномъ бодрствованіи легко различать друзей и враговъ, истинныхъ учителей и несомнѣнныхъ враговъ вѣры, которые лукавыми словами обольщаютъ не утвержденныхъ въ вѣрѣ и недостаточно внимающихъ ученію Церкви: духовно бодрствующій различитъ спасительную сладость истины отъ пагубнаго яда лжеученія, кажущагося сладкимъ лишь въ началѣ. Духовно бодрствующій видитъ великое сіяніе вѣры истинной, ея могущество, ея неодолимость, видитъ многочисленный сонмъ свидѣтелей вѣры, мучениковъ и исповѣдниковъ: онъ утѣшается тѣмъ, что Богъ давалъ торжество вѣрѣ истинной среди величайшихъ нападеній, гоненій, опасностей. Духовно бодрствующій не смутится поэтому, если на вѣру святую отовсюду возстанутъ враги, если множество лжеучителей будутъ съ величайшею ревностію сѣять сѣмена своего лжеученія: истина Христова побѣдитъ, какъ побѣждала и прежде. Духовно бодрствующій старается держаться исповѣданія своего неуклонно и пребывать въ кораблѣ церковномъ, для котораго никакія волны лжеученій и преслѣдованій нисколько не страшны. Онъ не испугается, не впадетъ въ малодушіе и отчаяніе, ибо всегда ясно слышится гласъ Христовъ: Азъ есмь съ вами во вся дни до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20). Пусть міръ во всеоружіи своихъ средствъ и со всею злобою непримиримаго врага ополчается на Церковь Христову, но духовно бодрствующій не унываетъ, ибо онъ всегда въ умѣ и сердцѣ носитъ глаголъ Христовъ: Въ мірѣ скорбни будете, но дерзайте, яко Азъ побѣдихъ міръ (Іоан. 16. 33). Бодрствующему послѣдователю Христову не свойственно малодушіе.
Для того, чтобы бодрствовать тѣлесно, необходимо имѣть достаточный запасъ силъ. Нужно, чтобы былъ достаточный притокъ свѣжаго воздуха. Нуженъ и свѣтъ: когда наступаетъ тьма и приближается ночь, бодрствованіе находитъ себѣ большое препятствіе и естественно уступаетъ мѣсто дремотѣ и сну. Въ духовной жизни не мѣсто дремотѣ и сну: необходимо постоянно бодрствовать, нельзя ни на одинъ часъ смежить очи духовныя, ни на одно мгновеніе забыться и заснуть. Здѣсь постоянный день, ибо всегда сіяетъ Солнце правды Христосъ Богъ нашъ. Здѣсь должно быть постоянное хожденіе во свѣтѣ, ибо никогда не дремлютъ и враги. Часъ безпечности — и можно совсѣмъ погибнуть, можно и другихъ погубить. Но будетъ-ли у слабаго человѣка достаточно силъ, чтобы постоянно бодрствовать духомъ при яркомъ сіяніи Солнца правды? Гдѣ тотъ духовный воздухъ, который бы достаточно освѣжилъ изнемогающія силы слабаго человѣка? О, братія мои, не сомнѣвайтесь и долго не ищите. Христосъ съ нами и Его благодать насъ укрѣпитъ. Христова церковь непрерывно питаетъ нашъ духъ глаголами Божественной истины, молитвою домашнею и общественною, разнообразіемъ своихъ священнодѣйствій, нескудно совершаемыми для всѣхъ и для каждаго таинствами. Вся могу о укрѣпляющемъ мя Іисусѣ Христѣ, говоритъ Св. Апостолъ Павелъ (Флп. 4, 13). Съ нимъ одинаково чувствуетъ и исповѣдуетъ это и каждый христіанинъ, подвигомъ добрымъ подвизающійся.
Итакъ, всегда бодрствуйте, братія мои, ибо вы можете, при постоянной поддержкѣ со стороны благодати, при мудромъ руководствѣ Церкви, бодрствовать и трезвиться. Бодрствуйте, чтобы стоять въ вѣрѣ. Стойте въ вѣрѣ и вмѣстѣ мужайтесь, ибо съ вами Христосъ и Его благодать. Мужайтесь, когда видите это злобное возстаніе на Св. Церковь всѣхъ силъ адовыхъ: бывали хуже времена, но не могли сокрушить силу Церкви, не могли поколебать ея основаніе, сущу краеугольну Самому Іисусу Христу (Ефес. 2, 20). И іудейство и язычество иногда ополчались на юную Церковь Христову, но не могли причинить ей вреда: возстающіе или отступили, или совсѣмъ погибли, или сознали свое заблужденіе и къ Церкви со смиреніемъ присоединились. Еретики многочисленные вышли изъ нѣдръ самой Церкви и ополчились на нее еще сильнѣе, чѣмъ іудеи и язычники, но не могли исказить лучезарный обликъ истины Христовой и потрясти основаніе Церкви. Мужайтесь и нынѣ, возлюбленные мои, ибо Христосъ вчера и днесь тойже и во вѣки (Евр. 13, 8). Но вамъ самимъ еще необходимо утверждаться въ познаніи истины Христовой, въ вѣрѣ во Христа и вѣрности Ему даже и до крови. На камнѣ вѣры утверждайтесь, братія мои. Утверждайтесь и въ вѣрности Христову закону, дѣлая всегда добро и всячески уклоняясь отъ зла. Господа же Бога освятите въ сердцахъ вашихъ: готови же присно ко отвѣту всякому вопрошающему вы словесе о вашемъ упованіи, съ кротостію и страхомъ, совѣсть имуще благу (1 Петр. 3, 15-16). Вѣра во Христа и вѣрность Христу нераздѣльны. Утверждаясь въ вѣрѣ, утверждайтесь и въ жизни согласной съ вѣрой.
Братія мои, добрыя чада Церкви православной. Бодрствуйте, стойте въ вѣрѣ, мужайтеся, утверждайтеся. Аминь.
Палладій, епископъ Пермскій и Соликамскій. Проповѣди. Выпускъ второй. — Пермь: Типографія Н-ковъ Каменскаго, 1912. — С. 14-19.
Источникъ: «Русскiй Порталъ»