Поученіе въ день св. равноапостольныхъ Меѳодія и Кирилла, просвѣтителей славянскихъ. Архіеп. Димитрій Муретовъ

Май 23rd 2012 -

Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вамъ слово Божіе (Евр. 13, 7).

Такъ заповѣдалъ святой апостолъ Павелъ. По этой св. заповѣди мы и понимаемъ нынѣ первыхъ наставниковъ нашихъ въ вѣрѣ православной, первыхъ учителей нашихъ, глаголавшихъ намъ слово Божіе на нашемъ родномъ языкѣ славянскомъ, св. братьевъ Кирилла и Меѳодія. Ихъ апостольская ревность ознаменована тѣмъ, что привела славянскій народъ къ Господу Іисусу Христу, просвѣтила его свѣтомъ вѣры Христовой, обновила его банею пакибытія въ купели св. крещенія, привила его къ живоносному древу церкви Божіей и сдѣлала живымъ членомъ каѳолическаго православія. Какъ велика, посему, заслуга св. братьевъ предъ славянскими народами, въ частности, предъ народомъ русскимъ!

Въ предѣлахъ царства Русскаго обитали въ древности различныя племена славянскія, раздѣленныя, даже враждебныя между собою; но св. вѣра, проповѣданная св. Кирилломъ и Меѳодіемъ, соединила ихъ во едино, уничтожила племенныя ихъ различія, поставлявшія преграду ихъ сближенію и общенію, и образовала изъ нихъ одинъ многочисленный, сильный и единодушный народъ русскій. Она и изъ чуждыхъ намъ обитавшихъ между славянами племенъ и народовъ образовала не только братій нашихъ по вѣрѣ, но и сродныхъ намъ по народности, обучивъ ихъ и языку и обычаямъ русскимъ, и сроднивъ ихъ съ нами крѣпкими, нерасторжимыми узами родства духовнаго. И народъ русскій распадался на части и подпадалъ власти чуждыхъ народовъ. Русь восточная долго стенала подъ игомъ татарскимъ; Русь западная, казалось, навсегда соединена была съ царствомъ польскимъ, которое стремилось, и — повидимому — не безъ успѣха, уничтожить въ ней самую народность русскую. Кто жъ соблюлъ и сохранилъ нашу народность въ теченіе столькихъ вѣковъ, послѣ столькихъ переворотовъ, посреди столькихъ враговъ, посягавшихъ на нее и съ востока, и съ запада, и съ сѣвера, и съ юга? Православная вѣра и богослуженіе, завѣщанныя намъ св. Кирилломъ и Меѳодіемъ. Она составляла невидимую, но живую и крѣпкую связь между распадавшимися членами семьи русской, которая влекла ихъ неудержимо другъ ко другу. Она очистила, освятила и укрѣпила въ нихъ любовь къ общему отечеству, сообщивъ ей высшее значеніе и силу въ любви къ вѣрѣ и церкви православной...

Мы можемъ съ удовольствіемъ указывать на многія, истинно прекрасныя свойства народа русскаго, — его благоговѣйную преданность престолу царственному, его смиренную покорность властямъ предержащимъ, его самоотверженную преданность церкви и отечеству, его щедрую благотворительность къ бѣднымъ, несчастнымъ и страждущимъ, его безкорыстное гостепріимство къ знаемымъ и незнаемымъ, къ соотечественникамъ и иноземцамъ, его сердечное сочувствіе и къ горю и къ радости ближняго; — на многіе обычаи, простые до незлобія младенческаго, но и въ самой простотѣ своей высокіе и величественные, дышащіе теплою любовью христіанскою, — на многія, истинно великія дѣянія, украшающія нашу исторію. Кто образовалъ эти свойства, ввелъ эти обычаи, воодушевилъ на эти дѣянія? Вѣра православная. Отъ нея одной происходитъ все чистое и святое, все высокое и благотворное, равно какъ отъ невѣрія или фанатическаго суевѣрія происходитъ все злое и враждебное, всякое беззаконіе и неправда. Одно слово Божіе не только научаетъ, но и вдохновляетъ вѣрующихъ ко всему, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродѣтель и аще кая похвала. Все же это — плодъ апостольскихъ трудовъ св. Кирилла и Меѳодія, сдѣдавшихъ священныя и церковныя книги любимыми книгами народными, по которымъ однимъ доселѣ учился и учится народъ нашъ.

Мы, конечно, любимъ языкъ свой — сильный и благозвучный, какъ грудь славянина, богатый и разнообразный, какъ обитаемая имъ страна. Кто образовалъ и упорядочилъ самый языкъ нашъ, сдѣлавъ его изъ грубаго народнаго говора языкомъ книжнымъ? Святые первоучители славянъ Меѳодій и Кириллъ. Они преподали намъ первыя письмена, для сохраненія и распространенія въ народѣ добрыхъ и полезныхъ плодовъ человѣческой мысли, для расширенія круга нашихъ познаній. Они освятили родное слово наше живымъ и живоноснымъ словомъ Божіимъ, передавъ на немъ, съ неподражаемою точностью, богодухновенныя писанія св. пророковъ, евангелистовъ и апостоловъ; украсили его богокрасными гимнами церковными; сообщили ему обиліе, силу и жизнь, передавъ на немъ полныя жизни и силы творенія святыхъ и богоносныхъ отцовъ и учителей церковныхъ, и такимъ образомъ сдѣлали его достойнымъ того, чтобы повѣдать на немъ великія дѣла Божіи и глубочайшія тайны премудрости Божіей... Апостольскими трудами св. братьевъ Кирилла и Меѳодія распространены среди славянъ родной рѣчью свѣтлыя и свѣтоносныя понятія о Богѣ и безконечной любви Его къ человѣческому роду, — о человѣкѣ и его высокомъ предназначеніи въ вѣчности, о Господѣ Искупителѣ и нашемъ въ Немъ возрожденіи, обновленіи, освященіи и спасеніи. И сколько благодатныхъ плодовъ и для небеснаго царствія Божія возрастила проповѣданная ими св. православная вѣра на землѣ русской, во всѣхъ странахъ ея до самыхъ отдаленныхъ предѣловъ! Какой многочисленный, богосвѣтлый ликъ св. угодниковъ Божіихъ предстоитъ теперь престолу Божію на небѣ и молится объ отечествѣ нашемъ и о насъ всѣхъ Господу Іисусу Христу и Его Пречистой Матери! Не истинное ли это счастіе, покровъ и огражденіе Россіи?..

Это болѣе видимые и ощутительные плоды апостольскихъ трудовъ блаженныхъ первоучителей славянскихъ въ царствѣ русскомъ. Почему же не произрасти имъ, — и еще въ лучшемь видѣ и въ большемъ совершенствѣ — и во всемъ мірѣ славянскомъ? Правда, многіе члены великаго семейства славянскаго раздѣлены и разрознены между собою; эти родные братья, послѣ столь долгой разлуки, часто не узнаютъ и не понимаютъ другъ друга, кажутся даже одинъ другому какъ бы иноплеменными и иноязычными. Но это только повидимому. И теперь, доколѣ всѣ эти разрозненные члены семьи славянской свято сохраняютъ драгоцѣнное наслѣдіе своихъ первоучителей, — православную вѣру и богослуженіе, — и теперь они всѣ едино суть духомъ и сердцемъ своимъ: они всѣ не только узнаютъ и поймутъ, но обымутъ и облобызаютъ другъ друга, какъ братія, когда сойдутся въ храмѣ Божіемъ, когда единымъ сердцемъ и единымъ языкомъ воспоютъ Богу священныя пѣсни церковныя, когда откроютъ и станутъ читать священную книгу Евангелія Христова, завѣщанную имъ св. Кирилломъ и Меѳодіемъ.

И теперь, когда мы торжествуемъ память св. просвѣтителей славянъ, съ нами торжествуетъ и сербъ, и болгаринъ, и хорватъ, и далматинецъ, и словакъ, и моравъ — едиными устами и единымъ языкомъ. Не придутъ, можетъ быть, съ нами даже и въ храмъ Божій, и не примутъ насъ за братіевъ своихъ развѣ тѣ несчастные члены семьи славянской, которые давно подпали желѣзному игу духовнаго самовластія Рима, которые замѣнили не только вѣру и богослуженіе, но и самыя письмена св. Кирилла и Меѳодія чуждыми имъ богослуженіемъ и письменами латинскими, которые всосали отъ сосцевъ Рима не духъ истинной вѣры и любви христіанской, а свойственный заблужденію и суевѣрію духъ фанатизма и нетерпимости къ всему, что не покланяется самозванному намѣстнику Христову. Но будемъ надѣяться, что благодать Божія, по молитвамъ св. первоучителей нашихъ, вразумитъ и сихъ отпавшихъ и отчуждившихся отъ насъ братій нашихъ, наставитъ ихъ на путъ истиннаго благочестія, отверзетъ умныя очи ихъ и покажетъ имъ спасительную стезю къ безопасному пристанищу православной Церкви Христовой.

Будемь молиться, чтобы Господь Іисусъ Христосъ, единый истинный Пастырь Церкви Своей, собралъ и совокупилъ во едино расточенныхъ нынѣ духовныхъ чадъ св. первоучителей и просвѣтителей нашихъ. Будемъ молиться, чтобы насажденная среди насъ св. Кирилломъ и Меѳодіемъ православная вѣра была жива и плодоносна въ насъ, была жизнію души нашей, движущею и управляющею силою нашего ума и сердца, помысловъ и желаній, чувствованій и стремленій. Нельзя быть истиннымъ сыномъ православнаго отечества, не будучи живымъ и плодоноснымъ членомъ Церкви православной, такъ что самая жизнь отечества не можетъ развиваться правильно и процвѣтать, если въ сынахъ его оскудѣетъ живая вѣра, если сдѣлаются они мертвыми его членами. Никто, кажется, лучше не понимаетъ той истины, что съ поколебаніемъ вѣры въ сынахъ Россіи, и она неминуемо поколеблется, какъ враги Россіи. Потому-то первымъ и главнымъ ихъ стремленіемъ всегда было — ослабить въ ней св. вѣру. Но да не будетъ сего, по молитвамъ нашихъ первоучителей! Да воскреснетъ въ насъ Богъ, и расточатся врази Его! Аминь.

Архіеп. Димитрій. Поученіе въ день св. равноапостольныхъ Меѳодія и Кирилла, просвѣтителей славянскихъ. // «Странникъ», духовный журналъ. — СПб., 1885. — Томъ II. — С. 20-24.

Источникъ:  «Русскiй Порталъ»

Комментарии закрыты.