Лазарева суббота
Апрель 12th 2014 -
Лазарева суббота занимает исключительное место в церковном календаре. Этот праздник выбивается из сорока покаянных дней Великого поста, равно как и из скорбных дней Страстной недели, начинающейся Страстным понедельником и заканчивающейся Страстной пятницей. Лазарева суббота и Вербное воскресенье знаменуют собой некую радостную прелюдию перед последующими, исполненными скорби днями. Два важных события связаны с Вифанией: здесь Иисус воскресил Лазаря и начал Свой путь в Иерусалим.
Воскресение Лазаря – событие, обладающее исключительно важным смыслом. Оно таинственным образом связано с Воскресением Нашего Господа и играет роль его живого пророчества. Можно сказать, что Лазарь, воскресение которого произошло в преддверье Страстной недели, является предвестником победы Христа над смертью, равно как и святой Иоанн Предтеча накануне Богоявления предвещает Явившегося Христа. Однако помимо этого основного его значения, воскресение Лазаря обладает и другими смысловыми оттенками, которые нам полезно будет рассмотреть.
О Лазаревой субботе. Прот. Г. Дебольский
Святой Лазарь в православной иконографии
Воскрешение праведного Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест
Воскресение Лазаря предвещает воскресение мертвых, являющееся последствием Воскресения Христа: “Лазаря умерша четверодневнаго воскресил еси из ада Христе, прежде Твоея смерти, потряс смертную державу, и единым любимым всех человек провозвещаяй из тли свобождение”. Лазарева суббота в некотором смысле представляет собой праздник всех мертвых. Он дает нам возможность подтвердить нашу веру в Воскресение. Господь наш, желая укрепить веру Марфы, говорит важные слова, касающиеся усопших. Он сказал Марфе: “Воскреснет брат твой”. Марфа ответила: “Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день” (Ин. 11:24). На что Христос сказал: “Я есмь воскресение и жизнь”. Вера Марфы оказалась слаба в двух отношениях. Во-первых, она считала, что воскресение брата случится исключительно в будущем, и, во-вторых, связывала его воскресение только с всеобщим воскресением. Иисус, тем не менее, показывает, что воскресение имеет место в настоящем, поскольку Он является не просто посредником, но самим воскресением и жизнью. Усопшие живут при помощи Христа и во Христе. Их жизнь связана с личным присутствием Христа и выражается в нем. Если мы хотим духовно объединиться с нашим умершим братом, которого мы очень любили, следует не пытаться воскресить его в своей памяти, но войти в общение с Иисусом и в Нем найти своего брата.
Видео
Воскрешение Лазаря. М.Достоевский
Картины:
Лазарь из Вифании. Воскрешение праведного Лазаря
Воскресение Лазаря – удивительное разъяснение христологической догмы. Оно показывает нам, как в лице Христа Божественная и человеческая природы соединяются, не смешиваясь: “Воскресение и жизнь человеком сый Христе, гробу Лазареву предстал еси, уверяя нам два существа Твоя”.
С одной стороны, Иисус-человек может уступить скорби в потере друга: “Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как любил Он его” (Ин. 11:35-36). С другой стороны, Иисус-Бог, имея власть, приказывает смерти: “Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший” (Ин. 11:43-44).
И наконец, воскресение Лазаря побуждает грешника надеяться на то, что даже если духовно он мертв, он имеет возможность вернуться к жизни: “И мене Человеколюбче мертва страстьми, яко Сострадателен воскреси, молюся”. Иногда кажется, что подобное духовное воскресение невозможно, равно как и воскресение Лазаря: “Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе” (Ин. 11:39). Но все возможно для Христа: и обращение самого жестокосердного грешника, и воскресение мертвого: “Иисус говорит: отнимите камень” (Ин. 11:39).
Вот что откроется нам, если мы в субботу пойдем в Вифанию на могилу Лазаря. Но мы не ждем встречи с Лазарем. В Вифании мы хотим встретить Иисуса, и вместе с Ним начать в нынешнем году Страстную неделю. Он Сам призывает нас к этому и ждет. Марфа тайно пришла к своей сестре и сказала: “Учитель здесь и зовет тебя”. И Мария, “как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему”. Господь зовет меня, желая, чтобы в дни Его страданий я не оставил Его. Именно в эти дни Он хочет открыться мне, пусть уже тлеющему, новым удивительным образом. Господи, я иду.
Лев Жилле, “Пасхальное благоговение”, изд-во “Акрита”, стр. 51-55
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
Справка: Лев (Луи) Жилле, архимандрит Западноевропейского экзараха Русских церквей Константинопольского патриархата, церковный писатель.
Больше читать на форуме
Метки: Великий Пост
Pages: 1 2