Православный календарь 20 января (7 января ст.ст.)
Январь 19th 2017 -
День за днемъ.
Краткие духовные размышления на каждый день
«Прiобрѣтайте себѣ друзей богатствомъ неправеднымъ, чтобы они, когда обнищаете, приняли васъ въ вѣчныя обители». (Лук. 16, 9).
Притча о лукавомъ управителѣ смущаетъ многихъ, и въ особенности три пункта въ ней для насъ непонятны: почему Спаситель какъ бы ставитъ въ примѣръ управителя лукаваго, почему Онъ хвалитъ его, и почему онъ говоритъ ученикамъ: «прiобрѣтайте себѣ друзей богатствомъ неправеднымъ». Но разсмотрѣвъ ближе этотъ разсказъ, мы найдемъ объясненiя по всѣмъ тремъ пунктамъ. Во-первыхъ, Спаситель не ставитъ въ примѣръ этого человѣка, — Онъ выставляетъ его неправильный и безчестный поступокъ, какъ предупрежденiе тѣмъ, кто склоненъ впасть въ тотъ-же грѣхъ. Далѣе, Онъ указываетъ насколько «сыны вѣка сего догадливѣе сыновъ Свѣта, въ своемъ родѣ» [Лук. 16, 8], т.е., напрягая всѣ усилiя къ извлеченiю пользы изъ каждаго представляющагося случая, они, другими словами предусмотрительно откладываютъ на черный день и поступаютъ догадливѣе сыновъ Свѣта. Хотя многiе и сознаютъ на словахъ, что время ничто въ сравненiи съ вѣчностью, однако же вся ихъ забота сосредоточена на временномъ, преходящемъ благѣ. Они не проявляютъ въ стремленiи къ вѣчнымъ благамъ того усердiя, которымъ исполненъ управитель лукавый въ достиженiи своихъ житейскихъ цѣлей. Вотъ что хотѣлъ сказать Господь, а никакъ не оправдывать этого человѣка.
Часто говорится, что Спаситель похвалилъ управителя лукаваго, но, прочтя со вниманiемъ стихъ 8-й, мы увидимъ, что его хвалитъ хозяинъ за то, что онъ поступилъ догадливо. Остается третiй пунктъ, заключающiйся въ словахъ Спасителя: «Прiобрѣтайте себѣ друзей богатствомъ неправеднымъ». Что разумѣетъ Спаситель подъ этимъ выраженiемъ? Онъ называетъ богатствомъ неправеднымъ деньги, которыя такъ часто, и даже въ большинствѣ случаевъ, служатъ соблазномъ и средствомъ для грѣха.
«Какъ трудно имѣющимъ богатство войти въ Царствiе Божiе!» [Марк. 10, 23]. Считая всякое земное богатство неправеднымъ, Спаситель указываетъ однако на тотъ единственный путь, которымъ оно можетъ послужить намъ во спасенiе и проститься намъ: прiобрѣтая заботой о нищихъ и неимущихъ такихъ друзей, которые встрѣтятъ насъ съ радостью въ загробной жизни и откроютъ намъ двери въ вѣчныя обители. Въ этой притчѣ Господь учитъ насъ смотрѣть на богатство, какъ на талантъ, ввѣренный намъ на пользу ближнихъ, въ употребленiи котораго отъ насъ потребуется строгiй отчетъ. Итакъ, въ этомъ свѣтѣ, притча становится намъ ясна, и ни одно слово, сказанное Спасителемъ, не должно быть камнемъ преткновенiя. Каждое смущенiе мы можемъ устранить молитвою о томъ, чтобы Господь «отверзъ нашъ умъ къ уразумѣнiю Писанiй». [Лук. 24, 45].
Прекрасное душеполезное чтение для любой православной семьи.
Публикуется по изданию 1908 года
Древний Патерик
Глава 11. О том, что должно всегда бодрствовать
20. Еще сказал: древние отцы наши говорили, что отшельничество есть бегство от тела.