Слово въ недѣлю Всѣхъ святыхъ въ землѣ Россійской просіявшихъ. Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій
Июнь 16th 2012 -
Сегодня праздникъ Всѣхъ святыхъ въ землѣ Россійской просіявшихъ — всѣхъ святыхъ, которыхъ возрастила Русская Церковь, Русская земля. Нынѣ праздникъ духовнаго неба надъ Россіей. То небо широко простирается, начиная отъ святаго князя Владиміра и блаженной княгини Ольги. Они были какъ бы корни всѣхъ святыхъ въ землѣ Россійской просіявшихъ. Возросъ великій сонмъ, великое древо святости. Правда, еще и до Великаго князя Владиміра были святые, праведные, просіявшіе тамъ, гдѣ нынѣ земля Русская. Тѣ части, которыя нынѣ составляютъ предѣлы Россіи еще и прежде того какъ онѣ вошли въ составъ земли Россійской просіяли святыми угодниками Божіими.
Херсонесъ хвалится семью епископами еще въ первыя времена посѣщавшими тотъ край, такъ же впослѣдствіи Кириллъ и Меѳодій проповѣдывали тамъ. Въ Херсонесѣ крестился Великій князь Владиміръ и вмѣстѣ съ мощами древняго священномученика Климента Римскаго онъ принесъ Вѣру Православную въ Кіевъ, положилъ тамъ начало возрастанія Церкви Русской. Нынѣ мы и празднуемъ всѣхъ тѣхъ угодниковъ Божіихъ — преподобныхъ Антонія и Ѳеодосія и прочихъ многихъ чудотворцевъ Печерскихъ, всѣхъ преподобныхъ въ землѣ Россійской просіявшихъ, тѣхъ святителей, которые утверждали православіе, стяжали христіанство землѣ Русской, которые утверждали въ народѣ вѣру и благочестіе, тѣхъ святыхъ, которые притворились безумными, а въ дѣйствительности были мудры и своими кажущимися смѣшными поступками сами смиряли свою гордость, учили дѣтей преклоняться передъ святостью и слѣдовать Евангелію. Прославляемъ многихъ угодниковъ Божіихъ, которые въ разныхъ концахъ просіяли въ землѣ Россійской; тѣхъ страстотерпцевъ, которые терпѣливо перенесли ниспосланныя имъ страданія и, наконецъ, тѣхъ мучениковъ, которые въ маломъ чинѣ просіяли въ древности, но сейчасъ обильно кровью своей полили всѣ клочки земли Русской. Земля освятилась ихъ кровью, воздухъ освятился отъ восхожденія ихъ душъ. Небо надъ Русью освятилось тѣмъ ликомъ святыхъ угодниковъ Божіихъ, которые сіяютъ надъ ней. Безчисленное ихъ множество.
Есть чудная книга недавно написанная — «Святая Русь». Крестъ святости русской тамъ подробно изложенъ. Изъ этой книги можно узнать, какъ святость укоренялась и возрастала въ Россіи, какъ отъ однихъ святыхъ духовно происходили другіе, какъ между собой они были связаны и все то представляетъ дѣйствительно златую цѣпь святости земли Русской. Мы всѣхъ ихъ празднуемъ нынѣ, всѣхъ которыхъ невозможно даже перечислить. Мы видимъ дивныхъ святителей, которые укрѣпляли идею Русскую своимъ пастырскимъ дѣланіемъ. Мы видимъ какъ Русская земля славилась не только подвигами царей, бояръ, воиновъ, но и какъ ея части съ возрастомъ духовно связывались между собой этой святостью. Вотъ почему и называлась Русь Святой Русью — не потому что не было грѣховъ, не было беззаконія, — нѣтъ, всегда гдѣ только есть люди, были и будутъ грѣхи и беззаконія.
Съ грѣхопаденія нашихъ прародителей въ міръ вошло зло, но всякое зло никогда не представлялось идеаломъ и даже терпимымъ въ землѣ Русской. Было зло, но послѣ того каялись. Каялись даже разбойники; тѣ которые заканчивали жизнь на плахѣ, и то въ большинствѣ своемъ вспоминали передъ смертью Господа Іисуса Христа, кланялись народу, прося прощеніе въ тѣхъ преступленіяхъ, которыми они вносили соблазнъ и просили молиться за упокой ихъ душъ. Такъ было въ древности, такъ было въ русской исторіи, ту святость и сейчасъ еще хранитъ земля Русская. И хвалимъ всѣхъ святыхъ, которые подвигами всей жизнью землѣ Русской показывали примѣръ той святости. Вотъ Великій князь Владиміръ и Блаженная княгиня Ольга — то исторія князей просіявшихъ какъ угодники Божіи. Почему они святые? Потому, что хотя они изстари имѣли въ рукахъ своихъ власть, имѣли въ рукахъ своихъ большія богатства, они не плѣнялись богатствомъ, не были имъ порабощены. То богатство и та власть служили или для того, чтобы дѣлать добро, или для того, чтобы другимъ людямъ дать возможность жить по заповѣдямъ Божіимъ. А другіе угодники Божіи уходили въ пещеры, удалялись въ дремучіе лѣса, пустыни, однако тамъ они дѣлались магнитами, которые духовно привлекали искавшихъ укрѣпленіе душъ своихъ. И тѣ преподобные, которые уходили и старались быть неизвѣстными, — ихъ неизвѣстность становилась извѣстной и къ нимъ устремлялись люди. Они сіяютъ намъ изъ глубины вѣковъ въ наши времена. Господь прославилъ ихъ дѣла, прославилъ ихъ мощи святыя чудесами и понынѣ они являются проповѣдниками во славу Божію. Преподобный Сергій — сколько лѣтъ онъ прожилъ одинъ въ дремучемъ лѣсу, гдѣ не было никого кромѣ звѣрей. По сей день св. Троицѣ-Сергіева лавра привлекаетъ вѣрующихъ со всѣхъ концовъ не только Руси, но можно сказать, со всѣхъ концовъ и предѣловъ вселенной. И ничѣмъ другимъ она не славится, какъ подвигомъ преподобнаго Сергія и тѣхъ святыхъ, которые его ученіемъ спасались. И нынѣ она является какъ бы сердцемъ Земли Русской, вмѣстѣ съ первопрестольнымъ нашимъ градомъ Москвой, которая не только сіяетъ богатствомъ и древними постройками, но святостью тѣхъ святыхъ, которые тамъ подвизались и чьи мощи тамъ почиваютъ.
Мы прославляемъ всѣхъ тѣхъ, которые въ разныхъ концахъ Земли Русской утверждали христіанство, проповѣдовали тѣмъ, которые еще христіанства не знали. Русь объединяла всѣхъ въ единственномъ кровѣ, не столько единствомъ границы, сколько духовнымъ призывомъ къ святости святыхъ въ Землѣ Россійской просіявшихъ. Многія имена вошли въ составъ русскаго народа. И хотя въ основѣ русскаго народа — народъ славянскій, въ немъ есть множество разныхъ именъ, но никто не считался чужимъ, какъ только принималъ Православную христіанскую вѣру. Православная вѣра спасла Русь. Православная вѣра ее освятила. Православная вѣра ее укрѣпила. И въ тяжкія времена татарскаго ига чѣмъ спасались русскіе люди? Только вѣрой въ Бога и тогда, въ тѣ тяжкія времена, наибольше строилось храмовъ, наибольше основалось монастырей. И въ тѣ тяжкія времена русскіе люди всегда особенно призывали Бога и тогда духовно воскресала Русь.
Еще задолго до нашихъ бѣдствій и внѣ предѣловъ Россіи были святые, принадлежавшіе къ русскому народу, на Руси возсіявшіе и просіявшіе въ иныхъ мѣстахъ. Вотъ въ Греціи, одинъ изъ славныхъ угодниковъ Божіихъ кто? — Іоаннъ Русскій, который былъ плѣнникомъ во времена Петра Великаго, жилъ тогда среди турокъ и такъ былъ твердъ въ христіанской вѣрѣ, что передъ нимъ склонились мусульмане, видя праведную жизнь. Пытались его обратить въ мусульманство, но онъ остался твердъ — не стали они дальше настаивать и только удивлялись, видя праведную жизнь того русскаго человѣка, который среди нихъ находится прежде какъ рабъ и въ то же время духовно царствуетъ надъ ними. И когда греки должны были покинуть Малую Азію они принесли его мощи въ церковь на островѣ Евбея, недалеко отъ Аѳинъ. И теперь она является мѣстомъ, куда стекаются греческіе, а нынѣ и русскіе, бѣженцы-паломники.
За предѣлами Руси подвизался и Паисій Величковскій, не прославленный еще (преподобный Паисій Величковскій былъ Русской Православной Церковью заграницей мѣстно прославленъ въ Свято-Ильинскомъ скиту на Аѳонѣ, а затѣмъ и вмѣстѣ съ преподобными отцами Оптинскими въ 1990 г. — ред.), но сдѣлался духовнымъ отцомъ многихъ праведниковъ, которые были духовными водителями на Руси въ послѣднее время. Всѣхъ ихъ празднуемъ вмѣстѣ. Какъ разнообразны ихъ житія! Одни князья, другіе простолюдины. Одни же занимаютъ высокое положеніе, другіе скитаются по улицамъ, полуодѣтые — и въ то же время къ ихъ голосу прислушиваются цари! Іоаннъ Грозный, передъ которымъ трепетали всѣ, начиная отъ членовъ его семейства и который сослалъ митрополита Филиппа, святаго мужа, обличавшаго его, слушался полунагого Василія Блаженнаго. Однажды стоялъ Іоаннъ Грозный въ храмѣ и выходя изъ него видитъ Василія Блаженнаго. Онъ говоритъ: «Василій, я тебя не замѣтилъ, не видѣлъ здѣсь». — «А я тебя видѣлъ царь, не здѣсь въ храмѣ, а какъ ты ходишь по Воробьевымъ горамъ!». И смутился царь Іоаннъ: «Да, — говоритъ, — во время обѣдни я думалъ о томъ, какъ строить дворецъ на Воробьевыхъ горахъ». Разгромилъ онъ Великій Новгородъ. Подступилъ къ Пскову, и другой юродивый, Блаженный Николай, предлагаетъ ему мясо. «Не буду мясо есть нынѣ. Сегодня пятокъ» — говоритъ Іоаннъ Грозный. «Но ты хуже дѣлаешь, ты пьешь кровь человѣческую, — отвѣчаетъ ему Блаженный Николай, — скорѣе уходи отсюда. Если еще помедлишь, то не на чемъ будетъ тебѣ бѣжать отсюда». И Іоаннъ Грозный словами Блаженнаго ушелъ со двора. Стали уже исполняться слова Блаженнаго, т. к. сразу пропалъ любимый царскій конь. Быстро уѣзжаетъ изъ Пскова не учинивъ тамъ никакой расправы. Такъ святость побѣждала всюду.
Уже въ недалекія отъ насъ времена, пріѣзжаетъ царь Николай I въ Кіевъ. Тамъ его, сидя на полу, привѣтствуетъ Блаженный Ѳеофилъ, тоже не прославленный еще святой угодникъ земли Русской. Говоритъ ему разныя наставленія и царь, самодержавный правитель, передъ которымъ трепещетъ Европа, внимаетъ его голосу. До послѣдняго времени были праведники земли Русской. Многіе изъ нихъ прославлены, извѣстны всему міру, многіе изъ нихъ доселѣ неизвѣстны и просіяютъ, если Богу угодно, тогда, когда настанетъ для этого время. Святитель Гермогенъ, къ примѣру, послѣ своего подвига триста лѣтъ почивалъ непрославленный. Богъ такъ устраиваетъ, чтобы мы на разные примѣры взирали, не только прославляли нынѣшній день, а потомъ выйдя изъ храма принимались за другія дѣла и забывали о нихъ. Нѣтъ, надо чтобы святые были нашими великими руководителями, чтобы мы всегда имѣли ихъ передъ своими глазами.
Уже здѣсь зарубежомъ, въ наши дни мы имѣемъ праведниковъ, хотя еще непрославленныхъ, но отъ которыхъ люди получали дивныя знаменія. Вотъ напримѣръ епископъ Іона Маньчжурскій. Чувствуется приближеніе конца его земной жизни. Призываетъ онъ священника и начинаетъ самъ читать отходную, и въ тотъ часъ, когда духъ его отходитъ на небо, мальчикъ который лежитъ въ томъ городѣ больной ногами, который въ теченіе долгаго времени не могъ ходить, бѣжитъ и кричитъ: «Мама, мама явился мнѣ сейчасъ святитель Іона и говоритъ — вотъ мнѣ ноги больше не нужны. Вотъ тебѣ ноги». Тотъ мальчикъ, который лежалъ недвижимо на кровати, теперь бѣжитъ! Въ то время проносится слухъ, что въ тотъ самый часъ скончался Владыка Іона.
Во Франціи, нѣсколько лѣтъ тому назадъ, при переносѣ одного кладбища, когда разрыли одну могилу вдругъ рабочіе въ ужасѣ отскочили. Тамъ лежалъ въ полномъ облаченіи православный священникъ и оказалось, что этотъ священникъ больше шестнадцати лѣтъ пролежалъ тамъ. Умиралъ отъ рака, когда обычно человѣкъ разлагается заживо, а онъ лежалъ цѣлъ и нетлѣненъ и нынѣ тѣло его перенесено подъ Парижъ. Сіяютъ угодники Божій въ наше время. А сколько ихъ на нашей несчастной измученной Родинѣ! Сколько тамъ священномучениковъ! Сколько тамъ мучениковъ! Нѣсть имъ числа. Сколько въ различныхъ мѣстахъ сосланныхъ нашихъ святителей, которые скончались, которые подобны своимъ житіемъ тѣмъ святителямъ, которые были преслѣдуемы во время иконоборчества и другихъ ересей. И Петръ Крутицкій, и Кириллъ Казанскій и многіе иные, которые скончались гдѣ-то въ неизвѣстности, которыхъ и мощи никогда не будутъ можетъ быть найдены, но сіяютъ какъ свѣтъ пресвѣтлый передъ нашими духовными очами на русскомъ небѣ. Всѣ они, святые угодники Божіи, прославленные и непрославленные, молятся за насъ, показываютъ намъ примѣръ.
Повторяю, что были всегда грѣхи и беззаконія въ Россіи. Были они отъ самыхъ первыхъ временъ, какъ вообще грѣхъ наполнилъ землю, отъ того часа, когда прародители наши согрѣшили въ Раю. Но грѣхъ не долженъ оставаться грѣхомъ и, если кто кается, то изъ преступника святымъ дѣлается. Какъ была грѣшна Марія Египетская, другіе были разбойники, а потомъ стали преподобными. Помолимся нынѣ, чтобы Господь духъ ихъ послалъ въ сердца наши. Чтобы мы зарубежомъ, слѣдуя ихъ примѣру, помнили, что не напрасно мы носимъ имя сыновъ Россіи. Что не напрасно Господь намъ далъ даръ имѣть свои корни, далъ однимъ возрасти на Родинѣ, а другимъ родиться отъ русскихъ родителей. Потому, что если какая страна чѣмъ хвалится, то Русская земля хвалится именно святостью. «Прекрасная Франція», говорятъ. Разнымъ странамъ прилагаются разныя названія — что какой народъ удивилъ. Но Русская земля паче называется «Святой Русью». Только къ одной другой землѣ приложено это названіе — къ Святой Землѣ, въ которой просіялъ Господь нашъ. Никто изъ другихъ странъ, никто изъ другихъ народовъ не принимаетъ этого званія. Почему? Потому что самое важное для насъ, самое драгоцѣнное, самое великое — это святость. Это идеалъ, это предѣлъ стремленія русскаго народа. Мы забываемъ обращаться къ духовному небу, но я надѣюсь мы не навсегда забыли. Какъ спутники, идя по пустынѣ ночью, взираютъ на небо и по звѣздамъ находятъ свой путь — такъ и мы должны взирать на наше русское небо, чтобы Господь указалъ намъ путь и привелъ насъ къ миру и единству здѣсь зарубежомъ, чтобы Господь преобразилъ сердца русскихъ людей въ зарубежьи и тогда поверженные духовнымъ натискомъ, падутъ и внѣшнія цѣпи пространства. И воскреснетъ Русь во всей своей славѣ и величіи.
Благословеніе Господне на васъ.
Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ-Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 182-188.
Источникъ: : «Русскiй Порталъ»