Древние Пасхальные обычаи в Православной церкви
Апрель 15th 2017 -
Необходимую принадлежность пасхального Богослужения в Христианской Церкви с древнейших времён составляла проповедь, в которой пастыри Церкви изображали величайшее значение христианской Пасхи и увещевали народ к достойному сретению и провождению сего спасительного праздника или же объясняли евангельские чтения пасхальной недели. На это ревностное обыкновение древних пастырей поучать народ с церковной кафедры в дни Пасхи Христовой ясно указывает святой Иоанн Златоуст в одном из своих слов, говоря: “В продолжение семи дней мы собираемся и предлагаем вам духовную трапезу, услаждающую вас, дабы каждый день вас поучать и вооружать против дьявола.”
В первохристианской Церкви было в обычае у христиан в первый день Пасхи причащаться Святых Тайн Тела и Крови Христовых. Об этом мы находим ясные указания у древнейших христианских писателей. Шестой Вселенский Собор, заповедуя христианам в продолжение пасхальной недели пребывать в храмах за Богослужением, упоминая о том, что христиане в эти дни должны наслаждаться и Святыми Тайнами.
Проповеди:
На Пасху. После Слова Огласительного святителя Иоанна Златоуста. Митрополит Антоний (Блум)
Пасхальное послание. Архиепископ Афанасий (Мартос)
Поучения. В день Пасхи. Протоиерей Родион Путятин
Поученіе. Въ первый день ев. Пасхи, на литургіи. Еп. Іустинъ (Полянскій) († 1903 г.)
Поученіе. Въ первый день ев. Пасхи, на вечерни. Еп. Іустинъ (Полянскій) († 1903 г.)
Слово на Святую и спасительную Пасху. Святитель Григорий Нисский
Христос воскресе! священник Павел Адельгейм
В нынешнее время наши православные христиане обязательно должны причащаться в течение Великого поста перед Пасхой, ибо в Пасхальную ночь не все могут приступить к Святой Чаше. Свою величайшую радость древние христиане выражали в день Пасхи объятиями и лобзанием друг друга, причём они прощали искренно обиды всем своим обидчикам. Древность знаменательного обычая православных христиан христосоваться, т. е. приветствовать друг друга радостным пасхальным приветствием и взаимным целованием, не подлежит сомнению. Обычай взаимного целования верующих при совершении пасхального Богослужения существовал во Вселенской Церкви в течение многих веков, как на востоке, так и на западе. Обычай христосоваться в дни Пасхи получил своё первоначальное происхождение как выражение особой духовной радости христиан по поводу воспоминания великого значения события Воскресения Христова. С братским лобзанием древние христиане связывали также обычай дарить друг другу красные яички. Обычай этот существует с древних времён Хр истианства, судя по его всеобщности, подтверждаемой древними документами. Этот обычай сохраняется в течение веков во всех странах, где только есть Православная Церковь. Замечательно, что этот же обычай сохранился в тех церковных обществах, которые весьма рано, ещё в 5 и 6 веках, отделились от Православной Церкви, например: у армян, маронитов, и др. . Нет сомнения, что он унаследован ими от Православной Церкви со многими другими благочестивыми обычаями. У римо-католиков, протестантов и англикан этого обычая нет. Что касается обычая освещать некоторые снеди для домашнего употребления во время Пасхи, начиная с яиц и сыра, т. е. продуктов питания, откуда уже издревле произошли нынешние наши куличи и “пасхи,” то он также существовал в Христианской Церкви почти с самых первых веков.
Видео:
Пасха. Пасхальные обычаи. Закон Божий ч.100
Клипы:
Христос Воскресе! Флешмоб. Москва
Учёный исследователь богослужебных обрядов Восточной Церкви, известный Гоар, приводит самое древнейшее свидетельство Циакония, в котором говорится: “Теперь же, на Пасху приносят для благословения от священника яйца, мясо, хлебы, и пироги” и т.д. Даже римский устав, продолжает тот же учёный литургист, признаёт этот древнейший обычай священным и заслуживающим одобрения, в подтверждение чего он приводит молитву на благословение агнца, положенную в римском богослужебном уставе. Римский обычай освящать приготовленные к празднику снеди, несомненно, получил своё начало вместе с принятием Христианской Православной веры от греков. Древность этого обычая в нашей Церкви подтверждается существованием в древних богослужебных требниках двух молитв: одной на освящение брашен и мяса, а второй — на освящение сыра и яиц. Эти же молитвы находятся в древних греческих требниках. Церковными правилами не дозволяется вносить в храм куличей и мяса, а ставят их снаружи храма для освящения. К числу древних пасхальных обы чаев относится также приношение и раздаяние артоса, или, по церковному уставу, большой просфоры, которая служит для верующих живым воспоминанием об истинной Пасхе — Воскресшем Христе, почему на верхней части артоса изображается Воскресение Христово. Артос освящается после Пасхальной литургии особою молитвою. Его сохраняют в храме перед иконостасом возле царских врат на аналое всю светлую седмицу, а в пасхальную субботу, после прочтения особой молитвы, раздробляют и раздают верующим, как святыню, напоминающую о пребывании с нами Спасителя.
Фото:
Пасха 2010 г. Свято-Никольский кафедральный собор. Алчевск
Пасха 2010 г. Свято-Никольский кафедральный собор. Алчевск
Пасха 2010 г. Свято-Никольский кафедральный собор. Алчевск
Пасха, Христос Воскресе! Открытки
Все благочестивые древнехристианские обычаи должны строго сохранятся нами в эмиграции, чтобы не оторваться от живых корней православного русского народа.
Поэзия
Кюхельбекер. На Воскресение Христа
Метки: Пасха