Сегодня 4 Мая (21 Апреля по ст. ст.). Православный календарь

Май 4th 2010 -

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Страдания святого священномученика Иануария и с ним мчч. Прокула,  Соссия  и Фавста  диаконов,  Дисидерия  чтеца,  Евтихия и Акутиона (ок. 305).

Страдание святого мученика Феодора же в Пергии, матери его Филиппии,  Диоскора,  Сократа и Дионисия  (ок. 138-161).

Память святых мучеников Исакия, Аполлоса и Кодрата (303)

Святитель Максимиан, Патриарх Константинопольский (434)

Обретение мощей прп. Феодора Санаксарского (1999). Прав. Алексия Бортсурманского (1848).

Сщмч. Иоанна пресвитера (1918). Св. Николая исп., пресвитера (1933). Сщмч. Алексия пресвитера (1938).

События Русской истории:

В 1216 г. состоялась Липицкая битва на берегу реки Липицы, неподалеку от Юрьева-Польского, — очень кровопролитная междоусобная битва за власть. В сражении участвовало объединенное войско Новгорода, Пскова, Смоленска, Торопца, Ростова (возглавляли Мстислав Удатный (1170—1228) и его союзник — ростовский князь Константин Всеволодович (род. в 1186, Великий Князь Владимирский 1216—1218)) с одной стороны, и великокняжеские дружины Владимира, Переяславля, Бродов, Мурома, Суздаля и других уделов (возглавляли Великий Князь Юрий Всеволодович (род. в 1189, Великий Князь Владимирский 1212—1216, 1218—1238) и Ярослав Всеволодович (род. в 1190, Великий Князь Владимирский 1238—1246, отец св. Александра Невского) и др. союзниками) — с другой. Юрий Всеволодович с союзниками был наголову разбит и был вынужден уступить Владимирское княжение старшему брату Константину Всеволодовичу, а тот скоро милостиво назначил Юрия своим наследником

В 1729 г. родилась Госуда рыня Императрица Екатерина II Великая (1729—1762-1796), супруга Императора Петра III, урожденная принцесса Ангельт-Цербская , в Штеттитне ( до перехода в православие – София –Августа-Фредерика, принцесса Ангальт-Цербстская)

В 1827 г. в Москве родился Победоносцев Константин Петрович (1827—1907), российский государственный деятель, ученый-правовед, публицист, идеолог самодержавия. Преподавал законоведение наследникам престола (будущим императорам Александру III и Николаю II). В 1880—1905 — обер-прокурор Святейшего Синода и член Комитета министров

В 1735 г. в Нижнем Новгороде родился механик-самоучка Иван Петрович Кулибин (умер 11 августа 1818 г.), изобретатель оригинальных механизмов и инженерных сооружений: мостов, водяных мельниц, зажигательных стекол и часовых механизмов. Искусно изготовлял телескопы, микроскопы, электрические машины. Из многочисленных изобретений Кулибина до нас дошли лишь знаменитые часы «яичной фигуры» ;: в корпусе величиною с гусиное яйцо помещается крошечный театр-автомат, музыкальная шкала и часовой механизм, управляющий всем этим хозяйством – всего 427 деталей. Ныне они жемчужиной сияют в собрании Государственного Эрмитажа

События

1838 — Деятели культуры выкупили из крепостной неволи украинского поэта Тараса Шевченко.

1844 — В доме Аксаковых прошёл торжественный обед в честь примирения русских западников и славянофилов.

1852 — Дагестанский «полевой командир» Хаджи-Мурат, перешедший со своим отрядом на сторону русских, перебил охрану и ушёл в горы. Голова Хаджи—Мурата до сегодняшнего дня хранится в «Кунсткамере» в Санкт-Петербурге.

1934 — Открытие Московского Дома кино (ныне Центральный Дом кино).

1935 — Сталин на выпуске красных офицеров произнёс свою знаменитую фразу: «Кадры решают всё!».

Родились

1778 — Михаил Леонтьевич Магницкий (ум. 1844), поэт, публицист, деятель народного просвещения.

1793 — Иван Михайлович Снегирёв, русский историк, этнограф, фольклорист, археолог (ум. 1868).

1881 — Александр Керенский (ум. 1970), видный российский политический и общественный деятель, председатель Временного правительства.

1905 — Михаил Николаевич Залесский (ум. 1979), поэт, с 14-ти лет воевавший на фронтах гражданской войны в составе Русской Добровольческой армии.

1906  — Марк Фрадкин (ум. 1990), композитор, автор песен «Комсомольцы-добровольцы», «Течёт Волга», «За того парня».

1925 — Виктор Ильич Викторов (настоящее имя Виктор Иезекиилевич Берлин), поэт, переводчик, драматург и прозаик, кандидат медицинских наук, участник войны. Автор превосходных детских стихов, считалок, сказок, загадок, песен, шуток, игр, скороговорок и поэтических сборников.

1929 — Николай Васильевич Овечкин, художник, замечательный исторический живописец, член Студии военных художников им. М. Б. Грекова. В 1985 году написал грандиозную диораму «Битва Святослава с печенегами». Автор экспрессивных батальных полотен «Знамя Победы», «Бой под Ленино».

Скончались

1839 — Денис Давыдов (р. 1784), русский поэт, герой Отечественной войны 1812 г...

1999 — Василий Иванович Андрианов (р. 1920), советский лётчик, дважды Герой Советского Союза.

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы

Кондак святых Ианнуария и Феодора

глас 3

Священия помазанием и мучения кровию украсистеся,/ славне Ианнуарие и Феодоре,/ и сияете всюду, в Вышних ликующе,/ и нас назирайте, в храм ваш пришедшия/ и в нем непрестанно зовущия:// всех нас соблюдите, моляще Человеколюбца Бога.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Дея. 12, 25-13, 12; Ин. 8, 51-59).

Иудеи рассердились на Господа за обличение и взяли камни, «чтобы бросить на Него». Но Господь прошел «посреди них и пошел далее». Господу ничего не сделали, а себя сгубили, ибо следствие их неверия был страшный приговор Господа: «вот оставляется дом ваш пуст», и еще: «прейдем отсюда». И перешел Господь в другое место и избрал другие народы в жилище Себе, вместо возлюбленного Израиля. Вот и теперь, ничтожные люди в самообольщении гордого ума, не вмещающего истины Христовой, берут камни противления Господу и бросают в Него. Ему-то они не вредят, потому что Он все же Господь, и истина Его — непреложная истина, а себя губят. Господь мимо ходит, оставляя такие лица их суемудрию, которое и кружит их, как вихрь слабые пылинки. Но когда целый народ увлекается мудрованием ложным, то весь народ предоставляется, подобно иудеям, своей участи. Разумейте языцы , и покоряйтесь Господу!

Проповеди на каждый день

О невидении смерти

(Ин. 8, 51-59)

Продолжая разговор с иудеями, Господь сказал: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек». На что иудеи ответили: «теперь узнали мы, что бес в Тебе; Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: «кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек».

Не зря Господь говорил, что их отец — диавол. Для них торжество смерти — как торжество истины. Они не верят, что смерть можно победить. Они даже смерть своих пророков и праведников приводят в пример, как некую добродетель: «Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты себя делаешь?»

Это поистине апостолы смерти, и они готовы всякого, кто скажет против нее слово, тут же отправить в ее область. Они верно служат своему отцу.

Но напрасно они будут ждать верности от него: ведь он — ложь и отец лжи. Он лжет уже в том, что смерть, это просто — не видеть и не слышать. Так и Авраам, по их мнению, не мог увидеть день Господень.

Господь же прямо говорит: «Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек». И отсюда следует жуткий вывод: значит, тот, кто не соблюдет слово Господне, тот — хочет он этого или не хочет, верит он в это или не верит, — увидит собственную смерть, не умирание, а именно смерть? Ну, а как же может быть иначе? Если смерть просто ничто, как можно иметь ключи смерти и ада? (Откр.1,18). Как она может быть первой и второй (Откр.20,6)? И как она может отдавать своих мертвецов? (Откр.20,13).

Но при этом Господь запрещает исследовать тайны смерти, спускаться в «так называемые глубины сатанинские» (Откр.2,24). Он, напротив, зовет нас соблюсти слово Его, чтобы как раз не увидеть смерти вовек. Своей крестной жертвой Он сделал это возможным, и церковная история дает много примеров. На первом месте, конечно, Успение Божией Матери. Когда пришло время, Сам Господь явился и со славой вознес Ее душу.

Святитель Игнатий в своем «Слове о смерти» приводит случаи безболезненного и радостного перехода в иной мир. К одному подвижнику, когда настал час кончины, явились архангелы Михаил и Гавриил.»Один сел по правую, другой по левую сторону странника, и начали упрашивать душу его, чтобы она вышла. Она не хотела оставить тела и не выходила. Тогда Гавриил сказал Михаилу: «возьмем душу и пойдем». Михаил отвечал: «нам велено Господом взять ее без болезни, не можем употребить насилия». И только когда Господь послал Давида с другими небесными певцами, «душа, услышав псалмопение и гласы их, вышла, …и принята была с радостью».

«Когда настало время умирать преподобному Сисою, просветилось лицо его, и он сказал сидевшим у него отцам: „вот пришел авва Антоний“. Помолчав несколько, сказал: „вот лик пророческий пришел“. Потом просветился более, и сказал: „вот пришел лик апостольский“. И опять сугубо просветилось лицо его: „Ангелы…“ — И еще более засияло лицо его, как солнце. Все убоялись. Он сказал им: „смотрите, — Господь пришел и изрек: принесите Мне избранный сосуд из пустыни“. С этими словами он испустил дух».

Когда преставилась покаявшаяся Таисия, старец, который сопровождал ее, проснулся и видит: «образовался некий путь от того места, где почивала Таисия, до неба; Ангелы Божии возносят ее душу. Он встал и начал будить ее, но она уже скончалась».

Бог только тогда — Бог, когда Он Бог не мертвых, но живых, когда Его слово сильно побеждать и самую смерть. Пусть она ополчится на тебя, обступит со всех сторон, но ты невредимо пройдешь посреди сени смертной, как и Сам Господь невредимым прошел посреди толпы иудеев, уже поднявших на Него камни.

Страдания святого священномученика Иануария

В то время как нечестивые императоры Диоклитиан и Максимиан яростно преследовали христиан, был схвачен и представлен для допроса к правителю Кампании Тимофею епископ Ианнуарий. Когда военачальник увидал, что Ианнуарий, принуждаемый различными способами к поклонению идолам, — то обольщаемый ласками, то устрашаемый угрозами, — остается непоколебимым в христианской вере, то приказал ввергнуть его в раскаленную печь для сожжения. Но святой, подобно трем отрокам в пещи Вавилонской (Дан. гл. 3), оставался невредимым от опаления огнем, так как к нему сошел Ангел Божий, уничтоживший силу огня, и святой ликовал среди огня, воспевая и славословя Бога.

Когда же он вышел из печи, то все заметили, что огонь не коснулся даже и одежды его, и весьма удивлялись этому. Военачальник же, полагая, что христианский епископ вышел невредимым из огня, будучи охраняем какой то волшебной силой, исполнился сильнейшего гнева на святого и приказал растянуть его на мучительском станке столь крепко, что даже члены тела его отделялись от своих суставов, и затем приказал святого бить без милости до тех пор, пока не истерзалось всё тело его и не были видны обнаженные кости его, земля же около него обагрилась кровью.

На сие страшное зрелище пришли два клирика — диакон Фест и чтец Дизидерий, которые, стоя в толпе народа, с благоговением взирали на страдание своего епископа. А так как они, то радовались в душе по поводу обнаруживаемого мучеником терпение, то плакали по поводу причиняемых ему жестоких страданий, то язычники по этим признакам догадались, что они были христианами. Тогда нечестивые схватили их обоих и, связавши, вместе со святым мучеником епископом Ианнуарием, повели вслед за военачальником в город Путеолы, где бросили их в темницу.

В этой же темнице находились заключенные сюда за исповедание Христа Прокл и Соссий — диаконы города Путеолы и два мирянина Евтихий и Акутион, осужденные на растерзание зверей.

С наступлением дня они все вместе с епископом были выведены на площадь и отданы зверям. Прославляющийся же среди Своих святых Бог заградил уста зверям, подобно тому, как некогда заградил уста львам во рву, в который был брошен Даниил (Дан.6). Ни один из зверей тех не прикоснулся к святым мученикам, но все, на время изменивши свою природную свирепость на овечью кротость, подошли к святому епископу Ианнуарию и припали к ногам его. Это необычайное происшествие привело в изумление и ужас всех бывших там людей. Между тем военачальник, приписывая и это мнимой волшебной силе христиан, обдумывал каким бы способом предать смерти святителя Божия и всех тех, которые находились с ним.

В то время как он, слепотствовавший духовными очами, размышлял об этом, то внезапно лишился и телесного зрения и почувствовал нужду в проводнике, ощупывая стены. Когда же святитель и мученик Христов Ианнуарий по своему незлобию помолился о своем мучителе военачальнике Тимофее, то последний немедленно прозрел телесно, но не душевно. Народ, взиравший на все сии чудеса, уверовал во Христа в количестве около пяти тысяч человек. Прозревший же по молитвам мученика от внезапной слепоты, неблагодарный и окаменелый сердцем, военачальник, не только не познал истины, но пришел в еще большее безумие и вместо того, чтобы воздать хвалу Христу, Господу нашему, произносил на Него хулы; воспылав злобою по поводу обращения ко Христу такого количества людей, он приказал усекнуть мечем святых мучеников. Таким образом священномученик, святитель Божий Ианнуарий со своими сострадальцами диаконами Фестом, Проклом и Соссием, с чтецом Дизидерием и с Евтихием и Акутионом — мирянами, восприял венец мученический, будучи убиен ими мечем за стенами города Путеола.

Тела же этих святых мучеников взяли к себе жители окрестных городов, причем каждый город взял по „одному мученику, желая иметь каждый своего ходатая пред Богом. Тело священномученика Ианнуария взяли жители города Неаполя; с честью принеся его в свой город, они положили его в своей церкви. В то время, когда, брали тело святого из города Путеола, то, собравши с земли запекшуюся там же кровь святого, положили ее в стеклянный сосуд и благоговейно хранили ее у себя. Когда сосуд с этою кровью ставили на голову мученика, то она немедленно растворялась и делалась горячею, как будто только что пролитая. В Неаполе также соделывались различные чудеса по молитвам священномученика Ианнуария. Особенно же там прославлялось следующее чудо.

Некогда гора Везувий извергла в столь большом количестве огненную лаву, что страх и трепет охватил жителей не только ближайших, но и отдаленных городов. Но когда народ, придя ко гробу святого, начал со слезами взывать к нему о помощи, то огненная лава немедленно сокрылась в той горе, и не случилось никакого вреда людям. Совершилось еще и другое преславное чудо над умершим отроком.

Одна женщина вдова, по имени Максимилла, имела единственного сына и, когда он умер, неутешно плакала, о нем. Придя в церковь, она заметила над церковными дверями икону, имеющую на себе изображение святого епископа Ианнуария; припомнивши о бывшем некогда в Ветхом Завете чуде, именно как святой пророк Елисей воскресил сына Соманитянины (4Цар., гл.4), она возложила твердое упование на Бога и на угодника Божия и поступила по примеру Елисея: взяв икону святого мученика Ианнуария, она положила ее на своем умершем отроке, приложивши глаза к глазам, уста к устам и остальное подобие изображенного тела к телу мертвеца и помолилась со стенанием и горячими слезами, говоря:

— Угодник Божий! Помилуй меня и утиши мою печаль: воскреси единственного сына моего.

Когда она молилась так, сын ее немедленно ожил и встал здоровым. Все собравшиеся на его похороны, увидавши столь преславное чудо, удивились, прославляли и благодарили Бога, творящего чрез святых Своих дивные чудеса и возвеличили похвалами святого мученика Ианнуария, как своего скорого помощника, святыми молитвами которого да ниспошлет и нам Господь милости Свои во веки. Аминь.

Страдание святого мученика Феодора

В царствование императора Антонина, когда Пергией памфилийской управлял военачальник Феодот, для военной службы были набираемы здесь красивые и крепкие телом юноши. Вместе с другими юношами хорошего рода взят был и воспоминаемый ныне прекраснейший видом блаженный Феодор, который и был приведен к военачальнику Феодоту. Военачальник положил на него, как и на остальных юношей, воинский знак. Но святой Феодор немедленно сбросил его с себя, сказав:

— Я знаменован от чрева матери моей моим Небесным Царем Господом Иисусом Христом и не желаю быть воином для другого царя

Тогда военачальник спросил святого:

— Какого царя воином ты состоишь?

— Я воин Того Царя, Который сотворил небо и землю!

Военачальник, догадавшись, что Феодор христианин, спросил его:

— Не принесешь ли ты жертв нашим богам?

— Я никогда не приносил и не принесу жертв нечистым бесам, — отвечал святой.

Тогда военачальник приказал жестоко бить его, после чего снова позвал его на допрос и спросил:

— Одумался ли ты теперь, будешь ли ты мне послушен и поклонишься ли богам

— Если бы ты, — отвечал святой, — познал Сотворившего тебя Бога, то и сам пожелал бы поклоняться Ему.

Военачальник приказал после сего разложить костер, принести огромную железную сковороду, растопить большое количество смолы, серы и воска, положить мученика нагим на сковороду и поливать его кипящею смолою. Когда всё это готовилось, Бог внезапно сотворил дивное чудо: послышался оглушительный шум и сделалось землетрясение на том самом месте, где был огонь и сковорода; затем земля на том месте расступилась и из земной расселины в изобилии истекла вода, которая и погасила огонь и сковороду. Святой же мученик остался совершенно невредимым и сказал военачальнику:

— Вот ты видишь, что это дело не мною совершено, но Христом, Богом моим, Которому я служу. Если же ты желаешь познать силу твоих богов, то приготовь другой костер, снова разожги сковороду и прикажи во имя твоих богов положить на ней одного из твоих солдат, тогда ты увидишь бессилие своих богов и познаешь все могущество моего Бога.

Услыхавши это, бывшие здесь воины, сказали правителю:

— Нет, господин, не делай этого с нами, но поступи так со служителями (жрецами) наших богов. Сковорода одинаково послушается жреца как и Феодора и не опалит того, как и первого.

Приказавши немедленно пригласить жреца, военачальник спросил его:

— Как твое имя?

— Диоскор, — отвечал жрец, — мое имя.

Затем военачальник спросил жреца:

— Какими волшебными травами намазываются христиане, когда отправляются безбоязненно на огонь и остаются не опаленными там, как например это было сегодня с Феодором.

— Христиане не волхвы, — отвечал на это Диоскор, — но Христово имя столь сильно, что где оно с верою призовется, там разрушаются всякие волшебные чары и трепещут бес.

— Неужели, — спросил военачальник, — Христос сильнее нашего Зевса?

— Зевс и все остальные боги суть бесчувственные и глухие идолы, — отвечал Диоскор, — и я умоляю тебя не принуждать меня ложиться на сковороду, но если ты желаешь познать могущество Зевса, то лучше положи на огонь его самого.

— Да кто же может сие сделать, — продолжал военачальник, — кто осмелится класть на костер бога?

— Прикажи мне, — отвечал Диоскор, — и я это исполню. Если Зевс окажет мне сопротивление, тогда я поверю ему, что он бог и может освободить себя из огня.

— Ты действительно уже не жрец после того как произносишь такие речи относительно богов, — заметил военачальник.

— Я, — отвечал Диоскор, — пребывал подобно тебе в нечестивой вере жрецом, но ныне, видя блаженного Феодора непобедимым от возлагаемых тобою на него мучений, видя его не опаляемым огнем, я познал силу Христову и уразумел бессилие ложных богов, утвердился в Христовой вере и желаю ныне подражать Феодору.

— Если ты так говоришь, Диоскор, — сказал военачальник, — то взойди на сковороду, как Феодор.

Тогда Диоскор, припавши к мученику Христову, сказал ему:

— Раб Христа, Бога истинного, Феодор помолись о мне.

И святой помолился о Диоскоре. Когда же Диоскор был раздет и положен на раскаленной сковороде, он сильным голосом возопил:

— Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты сопричисляешь меня к числу рабов Твоих. Итак приими же с миром мою душу.

При сих словах он испустил дух свой, в столь короткое время приняв венец мученический, подобно тому как разбойник на кресте получил рай.

После кончины блаженного Диоскора святой Феодор был заключен в темницу. Потом отсюда его снова вывели для другого мучения: ему связали ноги, и привязали к диким лошадям которые влачили мученика по городским улицам, причем их сильно разгоняли. Погоняемые кони в одном месте у городской стены упали и разбились, а мученик между тем был спасен невидимою силою Божиею и, будучи развязан, оставался цел и невредим к всеобщему удивлению. Двое из привязывавших святого к коням воинов, Сократ и Дионисий, при этом рассказали всем о своем следующем удивительном видении: в то время как кони были гонимы, они видели сошедшую с небес к мученику огненную колесницу, которая взяла его и поставила невредимым в месте судилища. Рассказывая всем об этом, воины взывали:

— Велик Бог христианский!

Услыхав эти слова, военачальник приказал заключить в темнице со святым Феодором и этих воинов и приготовлял для мучение их печь, раскаляя ее сильным огнем в течение трех дней. Затем он ввергнул в эту печь мученика и обоих уверовавших во Христа воинов — Сократа и Дионисия. И немедленно свыше ниспала некая божественная роса, которая оросила мучеников и охладила пламень. Святые пребывали посредине печи, как бы в каком прохладном месте и вели между собою беседу. При этом святой Феодор вспомнил о своей блаженной матери, плененной иноплеменниками за три года до этого и отведенной вместе с другими пленниками в Эфиопию4, и помолился о ней Богу, сказав:

— Господи Иисусе Христе, Боже, творящий чудеса! Покажи мне, какими Сам Ты знаешь путями, божественною силою Твоею, матерь мою, ибо я желаю ее видеть. Для Тебя же всё возможно. Покажи же мне ее, дабы и прочие познали величие Твое.

Когда святой молился такими словами, пламень понемногу угасал и к тому же, по молитвам мученика, нисшел дождь и совершенно охладил раскаленную печь, святые же стали готовиться в ней ко сну, ибо уже была ночь. Затем Ангел предстал во сне святому Феодору и сказал ему:

— Не скорби, Феодор, о твоей родительнице: ты увидишь ее. Пробудившись от сна, святой рассказал сновидение своим друзьям; и еще в то время, как он о том рассказывал, посредине печи выступила мать его по имени Филиппия и, увидавши своего любезного сына, обрадовалась, с любовью облобызала его и находившихся с ним воинов и сообщила, откуда и как она пришла сюда, ведомая невидимою рукою. В это время святой мученик Феодор, воздевши руки к небу, воздал подобающее благодарение Богу.

Утром военачальник, пробудившись от сна, сказал своим приближенным:

— Я думаю, что от Феодора и вверженных с ним в печь воинов не осталось ни одной кости.

В то время как он говорил это, один из сторожей, охранявших печь, пришел к военачальнику с известием, что мученики, брошенные в печь, живы и что еще с вечера погас весь огонь, потушенный пролившимся свыше дождем; затем сказал, что внезапно появившаяся из плена мать Феодора сидит в печи как в чертоге, беседуя о Боге христианском с сыном своим и с воинами. Услыхавши это, военачальник пришел в страх и ужас, сам подошел к печи и позвавши блаженную Филиппию, спросил ее:

— Ты ли мать Феодора?

— Да я, — отвечала она. Тогда военачальник сказал:

— Увещевай твоего сына, дабы он поклонился богам, чтобы он не погиб и не сделал тебя бездетной.

— Мой сын, — отвечала она, — как я получила о нем извещение от Господа моего раньше его зачатия, будет распят тобою и принесет Богу жертву хвалы.

— Так как ты сама назначила своему сыну крестную смерть, — сказал военачальник, — то пусть так и будет.

Потом военачальник приказал немедленно распять святого Феодора, а святой Филиппии отсечь мечем голову; двух же воинов, Сократа и Дионисия, усечь мечами.

Таким образом святые мученики получили свои венцы. Святой же Феодор в течение трех дней живым висел на кресте, а затем также отошел ко Господу5. Тогда некоторые из благочестивых, взявши телеса святых, обвили их дорогими полотнами и, помазав их ароматами, с честью положили их в особом приготовленном для сего месте, прославляя Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога, славимого во веки. Аминь.

Память святых мучеников Исакия, Аполлоса и Кодрата

Первоначально сии святые были слугами императора Диоклитиан1. Видя чудеса святого великомученика Георгия2 они, по примеру царицы Александры3, оставившей земную славу и обратившейся ко Христу, обратились также и сами ко Господу. Святые мученики дерзновенно обличили царя за его нечестие и жестокосердие, указав на то, что он не пощадил даже своей супруги, родившей ему дитя. По повелению нечестивого императора эти святые мученики были первоначально заключены в темницу, где томились голодом и жаждою, а потом были усечены мечем за исповедание Христа4.

В тот же день память святого отца нашего Максимиана, патриарха Константинопольского, управлявшего Церковью, в царствование Феодосия Младшего, два с половиною года и в мире преставившегося в 481 году, апреля 12.

________________________________________________________________________

1 Император римский Диоклитиан, жестокий гонитель христианства, царствовал с 284 г. по 306 г.

2 См. житие его под 83 апреля.

3 Царица Александра, супруга императора Диоклитиана, была тайною христианкою. Будучи поражена твердостью и мужеством святого великомученика Георгия, она открыто исповедала себя христианкой и была императором осуждена на казнь, однако скончалась ранее совершения ее. См. житие ее под 23 апреля.

4 Кончина святых мучеников последовала в 303 г.

Святитель Максимиан, Патриарх Константинопольский (434)

Святитель Максимиан, Патриарх Константинопольский, родился в Риме от богатых и благочестивых родителей. На собственные средства он устраивал гробницы для погребения умерших, прославившихся святостью жизни.

Святой Максимиан был прост и любил жить вдали от мирской суеты. В Константинополе за чистую и добродетельную жизнь Патриарх Сисиний (426 — 427) поставил его во пресвитера. По низложении с Константинопольского престола еретика Нестория (428 — 431) инок-пресвитер был возведен на патриарший престол 25 октября 431 года, в правление святого царя Феодосия Младшего (408 — 450).

Скончался святой Патриарх Максимиан мирно, 12 апреля 434 года, в Великий четверг.

Тэги: , , , , ,

Комментариев к записи: 1 “Сегодня 4 Мая (21 Апреля по ст. ст.). Православный календарь”


  1. Елена сказал:

    +++++ Спаси Господи!

Оставьте комментарий!