Сегодня 24 Мая (11 Мая по ст. ст.). Православный календарь

Май 24th 2010 -

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Страдание святого священномученика Мокия  (ок. 295).

Жизнь и труды преподобных отцов наших Мефодия (885)  и Константина (869), в монашестве Кирилла, учителей славянских

Святитель Никодим, архиепископ Сербский (1325)

Равноапостольного Ростислава, князя Великоморавского (870).

Священномученика Михаила пресвитера (1920). Священномученика Александра, архиеп. Харьковского (1940).

Преподобного Софрония, затворника Печерского (XIII).

Священномученика Иосифа, митр. Астраханского (1672).

Тупичевской и Кипрской икон Божией Матери.

События Русской истории:

События

1705 — Пётр I издал указ о разрешении Никите Демидову строить металлургические заводы в Кунгурском районе на Урале.

В 1773 г. Русский отряд генерала А. Суворова захватил турецкую крепость Туртукай

1800 — в Петербурге прошли похороны А. В. Суворова.

1826 — Николай I издал манифест о незыблемости крепостного права.

В 1868 г. Россия заключила мирный договор с Бухарским эмиратом

В 1891 г. наследник русского престола Великий Князь Николай Александрович (будущий Николай II) прервал свою поездку по странам Востока и прибыл в Россию, начав 3-месячное путешествие через Сибирь

1900 — в СПб в Новом Адмиралтействе лично спущен на воду царём Николаем Вторым крейсер «Аврора», вступивший в строй в 1903, ставший позднее символом революции. Крейсер водоизмещением 6731 т имел корпус длиной 126,8 м (с подводным тараном) и шириной 16,7 м, при средней осадке около 6,4 м. Скорость полного хода корабля равнялась 20 уз. Запас топлива (уголь) обеспечивал крейсеру дальность плавания 4000 миль (на экономическом ходу). Экипаж составлял 570 человек

1910 — первый официально зарегистрированный полёт аэроплана русской конструкции «Гаккель-III» на расстояние около 200 м.

1911 — в России был осуществлён первый в мире поиск подводной лодки с аэроплана. Лейтенант Дабовский на аэроплане с высоты более 1000 м произвёл обследование бухт и морского побережья от Севастополя до Херсонесского маяка и от него до реки Качи.

1914 — перелёт Киев — Гатчина (1277 км за 7 часов 45 мин лётного времени) П. Н. Нестерова с механиком Г. М. Нелидовым на «Ньюпоре-IV».

1925 — вышел первый номер «Комсомольской правды».

В 1945 г. на приеме военных руководителей СССР Сталин поднял тост «за терпение Русского народа»

1992 — в праздник славянской письменности в центре Москвы на Славянской площади (бывшая площадь Ногина) торжественно открыт памятник братьям Кириллу и Мефодию (скульптор Вячеслав Клыков). В Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное богослужение.

2003 — открытие в Петербурге памятника Василию — легендарному основателю Васильевского острова. Он установлен на 7-й линии Васильевского острова, рядом со станцией метро «Василеостровская».

Родились

827 — Кирилл (Константин) (ум. 869), Святой равноапостольный. Отец славянской письменности.

1830 — Алексей Саврасов (ум. 1897), русский художник-передвижник.

1905 — Михаил Александрович Шолохов, русский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1965 года (ум. 1984).

1940 — Иосиф Бродский (ум. 1996), русский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года.

Скончались

1186 — Никита Столпник

1805 — Федот Иванович Шубин (р. 1740), великий русский скульптор.

1988 — Алексей Фёдорович Лосев (р. 1893), русский философ и филолог.

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы

Кондак на молебне равноапостольного Кирилла

глас 2

Твердаго и Богодохновеннаго учения/ просвещая мир пресветлыми зарями,/ обтече, яко молния, вселенную, Кирилле святе,/ разсевая Божие слово на западе, и севере, и юзе,/ мир просвещая учением, святе.

Ин кондак на молебне

глас 2

Пресветло житие возлюби, святе,/ зарями трисолнечными Божества освещаемь,/ прииде, яко молния, во всю вселенную,/ северную и южную земли просвещая,/ западным же свет незаходим явися./ Темже и ныне мрак греховный прогнав, святе,/ свыше испроси благодать духовную,/ имаши бо дерзновение к Богу.

Тропарь равноапостольных Мефодия и Кирилла

глас 4

Яко апостолом единонравнии/ и словенских стран учителие,/ Кирилле и Мефодие богомудрии,/ Владыку всех молите,/ вся языки словенския утвердити в Православии и единомыслии,// умирити мир и спасти души наша.

Кондак равноапостольных Мефодия и Кирилла

глас 3

Священную двоицу просветителей наших почтим,/ Божественных писаний преложением источник богопознания нам источивших,/ из негоже даже доднесь неоскудно почерпающе,/ ублажаем вас, Кирилле и Мефодие,/ Престолу Вышняго предстоящих// и тепле молящихся о душах наших.

Тропарь священномученика Мокия

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодухновенне,/ в видения восход;/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Мокие./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак священномученика Мокия

глас 8

Вооружився щитом веры,/ нечестивых ополчения стерл еси, священномучениче,/ и венец от Христа взял еси, Мокие,/ тем и, со Ангелы радуяся, спасай от бед поющия тя,/ моля непрестанно о всех нас

Тропарь священномученика Иосифа, митрополита Астраханского

глас 6

Подвигом добрым подвизався,/ жизнь твою страданиями за правду увенчав,/ преселился еси в Небесныя обители,/ идеже предстоя Престолу Святыя Троицы,/ моли, святителю Иосифе,/ граду Астрахани и отечеству нашему в мире спастися.

Кондак священномученика Иосифа, митрополита Астраханского

глас 2

Яко звезда пресветлая,/ возсиял еси, святителю Иосифе, во Астрахани,/ идеже родился и воспитался еси/ и за верность Богу и властем законным мученическую смерть приял еси./ Мы же, чтуще страдания твоя, зовем ти:/ святителю Иосифе, от мятежников убиенный,/ моли Христа Бога о душах наших.

Тропарь святителя Никодима, архиепископа Сербского

глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ Яже вещей Истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче священноначальниче Никодиме,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим.

Тропарь преподобного Софрония, затворника Печерского, в Дальних Пещерах

глас 1

Пространна пути, ведуща в пагубу,/ блаженне Софроние, угонзая,/ затворился еси в темне месте пещернем,/ идеже день и нощь в молитвах и слезах/ и в ручном деле подвизаяся,/ обрел еси вечный живот и наслаждение.

Ин кондак на молебне

глас 2

Пресветло житие возлюби, святе,/ зарями трисолнечными Божества освещаемь,/ прииде, яко молния, во всю вселенную,/ северную и южную земли просвещая,/ западным же свет незаходим явися./ Темже и ныне мрак греховный прогнав, святе,/ свыше испроси благодать духовную,/ имаши бо дерзновение к Богу.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Еф. 5, 9-19; Мф. 18, 10-20).

Утешая учеников Своих, Господь говорил, что для них лучше, чтоб Он взошел на небо, ибо, возшедши, Он пошлет вместо Себя Утешителя — Духа. Нисшел Дух Святый и пребывает в Церкви, совершая в каждом человеке верующем дело Христово. Всякий христианин — причастник Духа. Это так необходимо, что кто Духа не имеет, тот и не Христов. Присмотрись же хорошенько — есть ли в тебе Дух благодати? Ибо он не у всех остается, а бывает так, что и отходит. Вот приметы: сначала находит дух покаяния. и учит христианина обращению к Богу и исправлению жизни; дух покаяния, совершив свое дело, передает христианина духу святости и чистоты, которому преемствует, наконец, дух сыноположения. Черта первого — трудолюбная ревность; черта второго — теплота и горение сердца сладкое; черта третьего — чувство сыновства, по которому исходит из сердца воздыхание к Богу: «Авва отче»! Смотри, на которой из этих степеней находишься. Если ни на какой, прими заботу и попечение о себе.

Проповеди на каждый день

О «малых», о согрешающих и о просящих

(Мф. 18, 10-20)

(Еф. 5, 9-19)

Прошел первый день существования на земле Христовой Церкви. Вчера Святой Дух, сошед на Апостолов, сообщил полноту Божественных даров. Закончились праздничные дни, через неделю начнется Петров пост. Все совершилось, все дано, все открыто. Наступает время подвига, время терпеливого вынашивания семени и принесения духовного плода, который «состоит во всякой благости, праведности и истине». И сегодня, в нарочитый день Святого Духа, Слово Божие дает первые наставления, как жить в Церкви, в этом сообществе верных, призванных, искупленных и освященных Богом.

Во-первых, «смотрите, не презирайте ни одного из малых сих». Кто же эти «малые»? Как о них говорит Сам Господь? А Он говорит, что «Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного». Он говорит, что для того Он и пришел на землю, чтобы «взыскать и спасти погибшее». Он говорит, что если потеряется одна из Его овец, Он оставляет всех ради нее и найдя, «радуется о ней более, нежели о» всех остальных. Ясно, что для Господа «малых» нет, и Он хочет, чтобы и мы это помнили.

Но что делать, если брат причинил зло? Господь отвечает: «Если согрешит против тебя брат твой; пойди и обличи его между тобою и им одним. Если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего».

Вот, первым делом наедине, щадя его самолюбие, веря, что он поступил не по злу, а по неведению, честно и прямо скажи ему. Мудрые люди советуют начинать подобные разговоры так: «Прости меня, брат, меня смущает то-то и то-то». Если он не признает вины, «возьми с собою еще одного, или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово». Может быть слово этих людей, как беспристрастных, будет для него более веским.

«Если же не послушает их, скажи церкви», всему собранию общины, или тому, кто уполномочен говорить от ее лица, кому дана власть судить, опираясь на слово Божие и на законы Вселенской Церкви. Если же и «Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».

Мы обычно поступаем наоборот. С самим согрешившим промолчим, чтобы «не связываться». Найдем «одного или двух», чтобы дать волю осуждению и негодованию. А потом потихоньку донесем начальству.

Господь же учит и не бояться обличить в глаза, и найти силы порвать с упорным, чтобы не быть участником в чужих грехах.

Говорит Господь и о великой пользе того, что мы вместе, в единой церкви. Он говорит: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле; то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их».

Некоторые по лукавству или по недомыслию пытаются эти слова, обращенные к Церкви, обратить против нее. Но что значит «во имя Христово»? Это значит — благоговейно помнить все, чему Он учил. А Он и пришел, чтобы не на «двойки» и не на «тройки» был расчленен мир, но чтобы было «одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10, 16).

И еще сказано, чего бы мы ни попросили, будет нам. Но также сказано, что прежде чем просить, «испытывайте, что благоугодно Богу». «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы.

Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия; и не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу».

Страдание святого священномученика Мокия

Святой Мокий был пресвитером в Македонии, в городе Амфиполе. Во время гонения на христиан императора Диоклитиана (284-305) святой Мокий убеждал язычников, собравшихся для празднования языческому божеству Дионису (Бахусу), оставить беззаконные и скверные обычаи, сопровождавшие это торжество, покаяться, обратиться к Господу Иисусу Христу и очиститься во святом крещении. Святой был приведен на суд к правителю Лаодикию, исповедал перед ним истинную веру, а на угрозы отвечал: «Смерть за Христа — великое приобретение для меня». Святого Мокия подвергли истязаниям, которые он переносил с дивным терпением, не переставая обличать нечестие идолопоклонников. Приведенный в капище Диониса, святой Именем Иисуса Христа сокрушил идола, после чего был ввергнут в раскаленную печь, где остался невредимым, а пламенем, вышедшим из печи, был сожжен правитель. Вновь назначенный начальник подверг святого Мокия жестоким истязаниям, которые он при помощи Божией стойко перенес; отданный на растерзание диким зверям, он остался невредимым — львы ложились у ног святого. Народ, вразумившись такими чудесами, стал требовать, чтобы мученика отпустили на свободу. Правитель распорядился отослать святого в город Перинф, а оттуда в Византию, где святой Мокий был казнен. Перед смертью он в молитве благодарил Господа, давшего ему силу до конца пройти мученический подвиг. «Господи, приими в мире дух мой», — были его последние слова, после чего ему отсекли голову. Святой Мокий скончался около 295 года. Впоследствии император Константин построил в честь священномученика Мокия храм и перенес в него святые мощи страстотерпца.

Жизнь и труды преподобных отцов наших Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла, учителей славянских

Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (в Македонии). Они были дети одного воеводы, родом болгарского славянина. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим.

Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию, бывшею под греческой державой. Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий стал располагав свою волю к отречению от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на гору Олимп.

А брат его святой Константин с юности своей показал блестящие успехи как в светском, так и в религиозно-нравственном образовании. Он учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Получив блестящее образование, он в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова, за что получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии. Но, пренебрегая всеми выгодами своего положения, удалился в один из монастырей при Черном море. Почти насильно он был возвращен в Константинополь и определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Аниния.

Затем Кирилл удалился к брату Мефодию и несколько лет разделял с ним иноческие подвиги в монастыре на Олимпе, где впервые стал заниматься изучением славянского языка. В обителях, бывших на горе, было много иноков-славян из разных соседних стран, почему Константин мог иметь здесь для себя постоянную практику, что для него было особенно важно, так как он, почти с детства, все время проводил в греческой среде. Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди.

Здесь же святые братья узнали, что мощи священномученика Климента, папы Римского, находятся в море, и чудесным образом обрели их.

Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение.

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой послать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Псалтирь и избранные службы. Некоторые летописцы сообщают, что первые слова, написанные на славянском языке, были слова апостола Евангелиста Иоанна: «Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Это было в 863 году.

После завершения перевода святые братья отправились Моравию, где были приняты с великой честью и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев и подали жалобу в Рим. В 867 году св. Мефодий и Константин вызваны были папою Николаем I в Рим на суд для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Когда они прибыли в Рим, Николая I уже не было в живых; его преемник Адриан II, узнав, что они несут с собой мощи св. Климента, встретил их торжественно за городом. Папа Римский утвердил Богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать Литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Перед смертью он говорил брату: «Мы с тобой как дружная пара волов вели одну борозду; я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого апостола Антродина. При этом Мефодию немало приходилось переносить неприятностей от инославных миссионеров, но он продолжал Евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей.

В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда — столицы Моравии.

К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку.

Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.

В Иконописном подлиннике под 11 мая сказано: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских. Мефодий — подобием стар, власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие. Константин — ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по ряду...».

Указом Св. Синода (1885 г.) празднование памяти славянских учителей отнесено к средним церковным праздникам. Тем же указом определено: в молитвах на литии, по Евангелии на утрени перед каноном, на отпустах, а равно во всех молитвах, в коих поминаются вселенские святители Русской Церкви, поминать после имени святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца, имена: иже во святых отец наших Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

Для православной России празднование свв. первоучителям имеет особое значение: «Ими бо начася на сроднем нам язьще словенстем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную дадеся нам».

Святитель Никодим, архиепископ Сербский (1325)

Святитель Никодим, архиепископ Сербский, был игуменом Хилендарского монастыря и возведен в святительский сан в 1316 году. Особо известен тем, что в 1319 году перевел на славянский язык

и ввел в употребление в Сербии Типикон (Устав) святого Саввы Освященного, Иерусалимского. Преставился святитель Никодим в 1325 году.

Житие Равноапостольного Ростислава, князя  Великоморавского

Князь Моравии, жил в IX веке. Способствовал распространению христианства среди славян св. Кириллом и Мефодием. Св. Ростислав первый среди своего народа оказал им высокую честь и глубокое сочувствие к их святому делу.

Преподобный  Софроний, затворник Печерский

Мощи преподобного Софрония погребены в Дальних пещерах Киево-Печерского монастыря. В каноне преподобным Дальних пещер изложен затворнический подвиг святого подвижника, удостоившегося слышания ангельского пения. Память святого Софрония совершается особо, 11 марта.

Житие Священномученика Иосифа

Священномученик Иосиф, первый митрополит Астраханский, родился в 1579 году в Астрахани в семье родителей Климента и Варвары. Скорби и страдания сопровождали его с юных лет до мученической кончины. Мальчику было семь лет, когда, в их городе разразилась смута, произведенная сторонниками самозванца Лже-дмитрия I. В дом его родителей ворвались казаки, один из которых ударил мальчика камнем по голове, отчего он страдал потом всю жизнь.

Ища спасения своей души, Иосиф поступил в местный Троицкий монастырь. Здесь он подвизался в молитве, посте и трудах сначала в звании простого монаха, а позже — в сане игумена и архимандрита. Затем он был посвящен патриархом Никоном в Архиепископа Астраханского.

Был он достойнейшим архипастырем. О его добродетельной жизни и мудрой рассудительности знали не только в астраханском крае, но и далеко за пределами его. Благочестивейший царь Алексей Михайлович питал к нему особенное благоволение и вызывал его в Москву на церковный совет (в 1663—64 гг.). Привлек он любовью к себе и святейших патриархов восточных — Александрийского (Паисия) и Антиохийского (Макария), которых он принимал у себя в доме, когда они по царскому зову направлялись в Москву через Астрахань. Патриархам он показался тогда «аки светлейшая звезда, всякое служение человеколюбия и странноприимства являя: в скорбях утешение, в бедствиях помощь, в местах малопроходимых наставление словом и делом; явствуяся доброслужен, рачитель теплый, и во всяких нужных делах творя велие попечение и прилежность». Вот почему патриархи взяли Иосифа с собой в Москву на церковный собор. Здесь они просили царя возвести Иосифа в сан митрополита за его великие труды и добродетели, чтобы и прочие архипастыри, смотря на него, подражали ему. Царь охотно согласился на просьбу патриархов. Тогда же поставили Иосифа в митрополиты (в 1667 г.), причем патриархи, в знак своего уважения, подарили ему дорогое архиерейское облачение (саккос), вытканное из сученого шелка с золотом.

11 мая 1672 года во время бунта Стеньки Разина святитель Иосиф принял мученическую кончину в Астрахани. Это печальное событие было подробно описано очевидцами и свидетелями, священниками Астраханского собора Кириллом и Петром.

Когда казаки, взяв Астрахань, окружили собор, они потребовали, чтобы святитель вышел к ним. Он же велел звонить в большой колокол, чтобы собралось все духовенство, сам облачился и в сопровождении духовенства вышел. Обвинив его в сношениях с Московским правительством и казаками, отложившимися от Разина, они потребовали, чтобы он разоблачился. После долгих пыток сбросили святителя Иосифа со ската крыши собора. Священники подняли тело священномученика и, облачив в святительские одежды, положили в приготовленный гроб. На следующий день, после совершения панихиды, дело святителя было перенесено в придел св. Афанасия и Кирилла в Астраханском соборе и в течение девяти дней оставалось не погребенным. Затем мощи были положены в гробницу и в скором времени прославлены чудотворениями.

Канонизация святителя совершена на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в апреле 1918 года.

Тэги: , , ,

Оставьте комментарий!