Православный календарь 19 сентября ( 6 сентября ст. ст.)
Сентябрь 18th 2012 -
Слово в день воспоминания чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Гал. 6, 2-10; Мк. 7, 14-24). «Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство». Тут перечислены ходячие грехи, но и все другие, большие и малые, исходят из сердца, и вид в каком они исходят — помышление злое. Первое семя зла впадает на мысль сделать то и то. Отчего и как впадает? Часть этих впадений можно объяснить известными законами сочетаний и сцеплений идей и образов, но только часть. Другая значительнейшая часть происходит от самодвижного раздражения страстей. Когда страсть живет в сердце, то не может не потребовать удовлетворения. Это требование обнаруживается позывом на то и другое; с позывом же соединен предмет тот или другой. Отсюда мысль: «а вот что надо сделать». Тут то же происходит, что, например, при голоде: почувствовавший голод, чувствует позыв на пищу; с позывом вспадает на мысль и самая пища; отсюда — достать то или это и съесть. Третья, может быть, более объемистая часть исходит от нечистых сил. Ими переполнен воздух, и они стаями шныряют около людей, и всякий по роду своему рассевает вокруг себя воздействие на соприкосновенные лица. Злое летит от них, как искры от раскаленного железа. Где удобоприемлемость там внедряется искра, а с нею и мысль о злом деле. Этим, а не другим чем либо, можно объяснить неизвестно почему зарождающиеся помышления злые, среди занятий решительно не сродных с ними. Но эта разность причин не делает разности в том, как поступать с помышлениями злыми. Закон один: пришло злое помышление — отбрось и делу конец. Не отбросишь в первую минуту, во вторую труднее будет, в третью еще труднее, а тут и не заметишь, как родится сочувствие, желание и решение и средства явятся. . . вот грех и под руками. Первое противление злым помышлениям — трезвение и бодрствование с молитвою.
День за днемъ.
Краткие духовные размышления на каждый день
«Какъ утѣшаетъ кого либо мать его, такъ утѣшу Я васъ». (Ис. 66, 13).
Въ любви матери, столь естественной, столь знакомой каждому изъ насъ, Господь олицетворяетъ для насъ любовь Свою ко всему человѣчеству. Въ своей безконечной любви, — «Онъ печется о насъ» [1 Пет. 5, 7] и въ этомъ самомъ попеченiи Онъ посылаетъ намъ скорби и испытанiя. Какая любящая мать не принуждаетъ себя иногда огорчать своего ребенка, подвергая его наказанiю, или лишая удовольствiя, когда она знаетъ, что такое лишенiе должно послужить ему въ пользу? Ребенокъ плачетъ, его маленькое горе кажется ему невыносимымъ, несправедливымъ, и сердце матери болитъ при видѣ этого горя, но, имѣя въ виду благо ребенка, которое для нея дороже всего на свѣтѣ, она тверда въ проведенiи своихъ мѣръ. О, какъ часто, въ нашемъ горѣ, мы бываемъ похожи на безразсудныхъ дѣтей! Мы плачемъ безутѣшно, намъ кажется, что посланное намъ страшное испытанiе могло бы миновать насъ, что оно выше нашихъ силъ, и мы не сознаемъ того высшаго блага, которое мы имъ прiобрѣтаемъ для вѣчности. Навѣрное, любящiй Господь, въ Своемъ безконечномъ милосердiи, жалѣетъ насъ не меньше, чѣмъ самая нѣжная мать; несомнѣнно и для насъ придетъ часъ, когда «печаль наша обратится въ радость». [Iоан. 16, 20]. Мы поймемъ тогда, что «временныя страданiя наши ничего не стояли въ сравненiи съ той славой, которая откроется въ насъ». [Римл. 8, 18].
Прекрасное душеполезное чтение для любой православной семьи. Публикуется по изданию 1908 года Древний ПатерикГлава 5. Разные повести к укреплению против восстающих на нас блудных браней
28. Старец сказал: беззаботность о внешнем, молчание и сокровенное упражнение рождают чистоту.