Православный календарь 17 сентября (4 сентября по ст. ст.)
Сентябрь 16th 2012 -
Проповедь в понедельник 16-й седмицы по Пятидесятнице священника Константина Костромина
Проповедь в понедельник 16-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Гал. 4, 28-5, 10; Мк. 6, 54-7, 8). Господь укоряет фарисеев не за внешние, заведенные у них порядки и правила поведения, а за пристрастие к ним, за то, что они остановились на одном внешнем почитании Бога, не заботясь о том, что на сердце. Без внешнего нельзя. Самое высокое внутреннее требует внешнего как выражения и как облачения своего. На деле оно и не бывает никогда одно, а всегда в союзе с внешним; только в ложных теориях отделяют их. Но опять же очевидно, что одно внешнее — ничто; цена его от присутствия в нем внутреннего, так что коль скоро этого нет, то хоть и не будь. Между тем, мы падки на внешность и видимость, в которых воображается внутреннее и в которых оно принимает определенную форму до того, что исполнив внешнее мы остаемся покойны, не думая о том, бывает ли тут внутреннее или нет. А так как внутреннее труднее, чем внешнее, то очень натурально застрять на последнем, не простираясь к первому. Как же быть? Надо править собою, и иметь в виду внутреннее, всегда к нему напрягаться сквозь внешнее, и при внешнем считать дело делом только тогда, когда в нем внутреннее сочетается со внешним. Другого способа нет. Внимание к себе, трезвение и бодрствование — это единственные рычаги для поднятия дебелого и падкого на дольное естества нашего. Замечательно, у кого есть внутреннее, тот никогда внешнего не оставляет, хотя цены особенной ему не придает.
День за днемъ. Краткие духовные размышления на каждый день«Iисусъ пострадалъ внѣ вратъ. Итакъ выйдемъ къ Нему за станъ, нося Его поруганiе». (Евр. 13, 12, 13).
Бываютъ страданiя двоякаго рода. Нѣкоторыя страднiя лежатъ прямо на нашемъ пути, и входятъ въ кругъ нашей обыденной жизни. Мы съ ними свыклись, они не удивляютъ насъ. Но бываютъ и такiя горести, такiя скорби, которые намъ кажутся сверхъ нашихъ силъ, которыя какъ бы внѣ вратъ, и имъ труднѣе покориться. Когда такого рода испытанiя выпадаютъ на нашу долю, намъ кажется, что судьба къ намъ несправедлива, что мы могли бы терпѣливо перенести всякое другое горе, но страданiя «внѣ вратъ» представляются намъ непосильными, они возмущаютъ и оскорбляютъ насъ. Однако, тотъ, кто написалъ эти слова, хотѣлъ намъ принести особое утѣшенiе. Онъ хотѣлъ сказать ими, что наша скорбь подобна скорби Христа; Онъ ими зоветъ насъ, въ минуты унынiя, въ садъ Геѳсиманскiй, въ которомъ мы увидимъ Страдальца «внѣ вратъ». Въ этомъ саду, во время величайшей предсмертной тоски, Сынъ Божiй не несъ еще на Себѣ открытой раны. Онъ, какъ будто, бездѣйствовалъ, не принимая участiя въ борьбѣ. Онъ терпѣлъ безпрекословно несправедливые упреки, людямъ могло казаться, что жизнь Его безполезна и не нужна никому. Однако, великое служенiе Его въ эти минуты, Его заслуга передъ людьми не можетъ ни съ чѣмъ сравниться, — въ этомъ саду Онъ совершилъ подвигъ непостижимый, исполинскiй! Тамъ, въ Геѳсиманскомъ саду, во время кажущагося бездѣйствiя, была одержана величайшая въ мiрѣ побѣда. Въ ту ночь, въ которую Онъ былъ преданъ, униженъ, отверженъ, поруганъ людьми, Слава Его достигла высшей степени.
О вы, страдающiе «внѣ вратъ», уединитесь съ Нимъ въ Геѳсиманiи, ищите тамъ утѣшенiя вашей скорби, ободритесь, воспряньте душою при мысли о тѣхъ торжественныхъ минутах, когда Самъ Сынъ Божiй былъ «послушенъ даже до смерти, и смерти крестной». [Фил. 2, 8].
Прекрасное душеполезное чтение для любой православной семьи.
Публикуется по изданию 1908 года Древний ПатерикГлава 5. Разные повести к укреплению против восстающих на нас блудных браней 26. Некто пришел в скит принять монашеский образ, взяв с собою сына, который только что был отнят от молока. Когда сей достиг юношеского возраста, демоны начали соблазнять его на блуд. Он говорит отцу своему: пойду я в мир, ибо не могу выдержать борьбы. Отец удерживал его и уговаривал. Но юноша опять говорит ему: не могу более, отче, позволь мне выйти отселе. Отец говорит ему: послушай меня еще раз, сын мой: возьми сорок долей хлеба и молодых ветвей для плетения на сорок дней, ступай во внутреннюю пустыню и пробудь там сорок дней — и воля Господня совершится на тебе. Он послушался отца своего, встал и пошел в показанную пустыню, пробыл там двадцать дней в трудах, плел корзины, питаясь сухим хлебом. И вот видит нечистую силу, подходящую к нему: пред ним предстала эфиопянка до того смрадная, что невозможно было терпеть смрада ее. Он стал гнать ее. И демон говорит ему: я обыкновенно являюсь приятной в сердцах человеческих; но за послушание и труд твой Бог не попустил меня прельстить тебя и открыл тебе смрад мой. Он, встав и благодарив Бога, пошел к отцу своему и говорит ему: теперь я не хочу уже уходить отсюда, отче, — я видел нечистую силу и смрад ее. Отцу и самому об этом было открыто, и он сказал юноше: если бы ты пробыл сорок дней и вполне бы сохранил заповедь мою, то увидел бы большее видение.