Православный календарь 13 сентября (31 августа ст. ст.)
Сентябрь 12th 2012 -
Проповедь в четверг 15-й седмицы по Пятидесятнице архимандрита Ианнуария Ивлиева
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года(Гал. 4, 8-21; Мк. 6, 45-53). «Ободритесь; это Я, не бойтесь». Вот опора упования нашего! Какая бы беда и скорбь ни была, вспомни, что Господь близ, и воодушевись мужественным терпением. Как тогда Он вдруг предстал апостолам, бедствовавшим на море, так и тебе, бедствующему, внезапно явит помощь Свою и заступление. Он везде есть и всегда готов с Своим покровом. Стань только и ты с Ним или перед Ним верою, молитвою, упованием и преданностью в волю Его святую. Произойдет сочетание духа с Господом, а отсюда уже всякое благо. Впрочем, это не то значит, чтоб уж тотчас пошло и достоинство, и слава, и честь, и тому подобное. Внешнее может оставаться как есть, а прибудет мужественное и благодушное пребывание в том порядке событий, какой Господу угодно будет определить для кого. А это и есть главное, чего искать должно всякому бедствующему. Счастье внутри, а не вне. Внутреннее же облаженствование всегда есть у того, кто в живом союзе с Господом.
(Мк. 6, 30-45). «И бежали туда пешие из всех городов. . . и собрались к Нему», — это в пустыню Вифсаидскую, где совершено чудное насыщение пяти тысяч пятью хлебами и двумя рыбами. Что же влекло народ к Господу? Сочувствие к Божественному. Божество Господа, сокрытое под покровом человеческого естества, являет себя в слове, деле, взоре и во всем, что видно было в Господе. Проявления Божества пробуждали сокрытое в сердце чувство Божества и через него влекли к Господу. Удержать такое движение никто не властен, не только сторонний, но и сам чувствующий его, потому что оно глубже и сильнее всяких других движений. То же Божественное, проявляемое потом Спасителем, влекло к Нему людей всякого языка, иже под небесем. То же действовалось во всей истории Церкви и действуется до сих пор. Малый след Божественного влечет к себе. Что же следует из этого повсюдного и всевременного опыта стремлений нашего духа к Божественному? То, что Божественное, что сверхъестественное, что и Божество, источник его. Это стремление лежит в основе нашего духа и составляет его природу, как это может всякий видеть из умовых, эстетических и деятельных забот наших. Но в природе не может быть лжи и обмана; следовательно, нет их и в этом стремлении к Божеству. Отсюда выходит, что Бог и Божественное есть, и что естественники, отвергающие сверхъестественное, идут против естества духа человеческого.
День за днемъ.
Краткие духовные размышления на каждый день
«Посему, препоясавъ чресла ума вашего, бодрствуя совершенно, уповайте на подаваемую вамъ благодать въ явленiи Iисуса Христа». (1 Пет. 1, 13).
Въ этихъ словахъ, Ап. Петръ, какъ бы безсознательно отмѣчаетъ три степени, на которыя дѣлится вся его жизнь.
Онъ началъ жизнь «препоясавшись», т.е. началъ ее самоувѣреннымъ юношей, убѣжденнымъ что жизнь не трудная задача. Его ничто не страшило, онъ готовъ былъ, не колеблясь пройти по бушующему морю. Затѣмъ насталъ другой перiодъ, — бодрствованiя. Самоувѣренность исчезла, — жизнь представилась ему мрачною, и бури жизни обступили его; — не только пройти, но и переплыть это море казалось уже не возможнымъ, — одинъ отчаянный вопль — «Спаси меня, погибаю!» [Матѳ. 14, 30] — вырвался изъ души его. Затѣмъ, — третья степень: «Упованiе на подаваемую благодать»; глядя на жизнь, онъ уже смотрѣлъ дальше, — на Источникъ этой жизни; онъ обрѣлъ новую, высшую опору, — онъ сталъ надѣяться не на себя, а на Бога. То было слiянiе глубочайшаго смиренiя съ высшими стремленiями. Онъ позналъ свою немощь, но вмѣстѣ съ тѣмъ убѣдился въ томъ, что свирѣпыя волны привлекутъ его къ тихой пристани, которую Господь несомнѣнно готовитъ для него.
Такъ ведетъ Господь и тебя, душа моя. Сначала ты видишь Христа въ тихомъ, безоблачномъ сiянiи, — Онъ приближается къ тебѣ, внѣ бури и непогоды. Но Господь не долго оставляетъ тебя въ такомъ покоѣ. Чтобы смирить тебя, Онъ испытуетъ тебя, посылая бурю и волненiе, и не сразу протягиваетъ тебѣ руку помощи. Но испытанiе это тебѣ полезно, — ты въ немъ нуждаешься, и оно тебя учитъ многому; оно знакомитъ тебя съ чужимъ горемъ, которое какъ звено соединяетъ тебя съ великимъ человѣческимъ братствомъ. Наконецъ, наступитъ окончательное примиренiе, — Господь пройдетъ по волнамъ, — сдѣлается великая тишина, и ты услышишь Божественный голосъ: «это Я, не бойся!» [Матѳ. 14, 27]. Тогда тебѣ даруется благодать въ «явленiи Iисуса Христа».
Прекрасное душеполезное чтение для любой православной семьи.
Публикуется по изданию 1908 года Древний ПатерикГлава 5. Разные повести к укреплению против восстающих на нас блудных браней 22. Один брат, будучи возмущаем блудной похотью, пришел к великому старцу и просил его: окажи любовь, помолись о мне, ибо возмущает меня похоть блудная. Старец молился о нем Богу. Брат в другой раз приходит к нему и говорит то же слово. Равным образом и старец не преставал молить за него Бога, говоря: Господи, открой мне состояние брата сего и откуда на него действие диавола? Ибо я молился Тебе, но доселе не получил он спокойствия. Тогда открыл ему Господь о брате. Он увидел его сидящим, и дух любодеяния близ него, и глумится с ним; пред ним стоял и ангел, посланный к нему на помощь, и гневался на брата, что он не предал себя Богу, но, услаждаясь помыслами, весь свой ум предал действию диавола. Таким образом узнал старец вину брата и говорит ему: ты сам виновен, увлекаясь своими помыслами, — и научил его, как противостоять помыслам. И брат, исцелившись его наставлением и молитвою, обрел спокойствие.