Православный календарь 30 Октября ( 17 Октября ст.ст.)
Октябрь 29th 2010 -
Православный календарь 30 Октября ( 17 Октября ст.ст.)
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Пророка Осии (820 г. до Р.Х.).
Преподобномученика Андрея Критского (767).
Сщмч. Неофита пресвитера, прмч. Иакинфа и Каллиста (1918).
Новосщмч. Александра (Щукина), архиеп. Семипалатинского (1937).
Преподобного Антония Леохновского, Новгородского (1611).
Святые мученики бессребреники Косма и Дамиан Аравийские (287 или 303).
Перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного, еп. Китийского в Царьград (898).
Икона Божией Матери, именуемая «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (1827)
Икона Божией Матери, именуемая «Избавительница» (ок. 1889).
Мц. Шушаники, царицы Ранской (Груз.).
Св. Католикоса Иосифа, чудотворца (1770) (Груз.).
Св. мученика Козмана (Груз.).
Мчч. Ефельреда и Етельберта, кнн. Кентских, Англия (640) (Кельт. и Брит.).
Перенесение мощей св. Ефельреды игумении Елизской. (Кельт. и Брит.).
иконы Праведного Лазаря
Мощи праведного Лазаря
Осия, пророк
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитивы:
Прмч. Андрея Критского. Тропарь, глас 4.
Постнически предподвизався на горе,/ умная врагов ополчения всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне./ Паки же ко страдальчеству/ мужески облеклся еси,/ убив Копронима мечем веры;/ и обоих ради венчался еси от Бога,/ преподобномучениче Андрее, приснопамятне.
Кондак пророку Осии, глас 2.
Правыми стезями последуя заповедем Господа Твоего, пророче Осие,/ исполнился Духа Святаго/ и, прием дар пророчествия,/ провозгласил еси Израилю Христово, хотящее в последняя лета быти пришествие,/ обличая заблуждшия люди от пути праваго/ и наставляя на путь, ведущий в Вышний Иерусалим,/ идеже ныне; предстоя,/ молися непрестанно о всех нас.
Ин кондак пророку Осии, глас 4.
Просветившееся Духом чистое твое сердце/ пророчества бысть светлейшаго приятелище:/ зриши бо, яко настоящая, далече сущая,/ сего ради тя почитаем, прорбче блаженне, Осие славне.
Кондак преподобному, глас 3.
Празднует днесь Царствующий град/ праздник пресветлый светоносныя Твоея памяти,/ всякий призывая град и страну;/ радуется бо, яко имея сокровище велие,/ многострадальное твое тело,/ Андрее мучениче, Православия светильниче.
Кондак, глас 8.
Мужества тезоименитому благодарение,/ яко благочестия тайноглагольнику,/ похвальная воззовем от любве тебе, Богоблаженне,/ но, яко имея дерзновение ко Господу,/ от всяких лютых ны спаси, да поем:/ радуйся, отче приснопамятне.
Прав. Лазаря Четверодневного. Тропарь, глас 4.
Яко велико сокровище и богатство некрадомо/ к нам прийде из Кипра, Лазаре,/ Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива,/ подая чтущим тя исцеления даром,/ избавляя от бед и от всякаго вреда,/ верою взывающих ти:/ спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.
Кондак, глас 8.
Взыде, яко звезда пресветлая,/ от Кипра честныя мощи твоя, Лазаре,/ Царствующий град освящающи и христолюбиваго царя веселящи/ и люди своя обогащающи,/ тобою благодать исцеления подающи, верно зовущим ти:/ радуйся, Лазаре, друже Божий.
Иконы Богородицы «Избавительница». Тропарь, глас 4.
Яко пресветлая звезда, / просия Божественными чудесы / святый образ Твой, Избавительнице, / лучами благодати и милосердия Твоего / озарив в нощи скорбей сущих. / Подаждь убо и нам, Всеблагая Дево, / избавление от бед, / исцеление недугов душевных и телесных, / спасение и велию милость.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский
(2 Кор. 3, 12-18; Лк. 6, 1-10). Господни ученики срывают колосья, растирают их руками и едят в субботу. Дело очень маловажное и на вид, и по существу своему; между тем фарисеи не утерпели и укорили их. Что заставило их поднимать об этом речь? На вид — неразумная ревность, а в существе — дух пересудливости. Этот за все цепляется, и все представляет в мрачном виде беззаконности и пагубности. Это немощь, в большей или меньшей степени, почти общая у людей не внимающих себе. Словом не всякий выскажет пересудливые мысли, а удержаться от них редкий удерживается. Кто-то приседит сердцу и разжигает его на пересуды — оно и источает их. Но в то же самое время пересудчик сам готов на недобрые дела, лишь бы только никто не видал, и непременно состоит в недобром порядке в каком-либо отношении; он как-будто затем и судит и осуждает, чтобы чувство правды, оскорбленное и подавленное в себе, вознаградить нападками на других, хоть бы то и неправыми. Правдолюбивый и стоящий в правде, зная, как трудно достается исправность в делах, а еще более в чувствах, никогда не станет судить; он скорее готов бывает покрыть снисхождением не только малое, но и великое преступление других. Господь не судит пересудчиков фарисеев, а снисходительно толкует им, что ученики сделали поступок, который всякий, рассудив как следует, может извинить. И всегда почти так бывает: рассуди о поступке ближнего и найдешь, что он совсем не имеет того важного, ужасающего характера, который показался тебе в нем с первого раза.
Проповедь на каждый день
О цветах добра и цветах зла
(Лк. 8, 15-21)
(2 Кор. 8, 1-5)
В послании к Коринфянам Апостол Павел делится радостью о преуспеянии Македонских христиан, «ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью, и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия; ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель». «Они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым». «И не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией».
Преподобный Симеон Новый Богослов отмечал, что прекрасный цветок любви к Богу вырастает только на безвидном и неприглядном стебле страха Божия. Увидишь иногда где-нибудь в горах алый тюльпан, и с удивлением подумаешь: как из этой серой земли мог возникнуть его яркий, сочный цвет? Так и здесь: великое испытание скорбями, глубокая нищета, и вдруг, — из этой печальной земли — «радость и богатство радушия»! С какой силой выбивается этот мощный росток: доброхотность не только по силам, но и «сверх сил»! И не просто соглашаются сделать нечто доброе, но — убедительно просят принять их дар! Чудо — прорастание: великое чудо — цветок; но самое большое чудо — плод. И у Македонян — как плод: «не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией».
Удивительно, как в Божьем мире все дышит единством. Так, имеющий зерно уже имеет все, и в то же время не имеет еще ничего. В духовной жизни зерно — Слово Божие. Его хранят «в добром и чистом сердце, и приносят плод в терпении». Имеющему зерно Бог еще должен дать и погоду, и дождь ранний и поздний. И сам имеющий в зерне «все» — сколько должен положить труда и терпения, чтобы ему, уже имеющему, было бы, наконец, дано! А иначе — отнимется и то, что имеет: зерно останется без плода. «Итак», не обольщайтесь, но «наблюдайте, как вы слушаете: ибо кто имеет, тому дано будет; а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь».
Закон прорастания — и в других словах Господних: «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы». По этому закону не только благие цветы прорастут и будут явлены миру, но и цветы зла. Одни распускаются навстречу свету, который «пришел в мир» (Ин.3,19), к которому тянется каждый, «поступающий по правде». Другие же распускаются как бы в обратную сторону, стараясь скрыться от света. Они, в конце концов, тоже расцветут во всем своем безобразии, чтобы зло для нас наконец-то потеряло и малейший привкус добра.
Но тьма только тогда настоящая тьма, когда она в ответ на Божественный свет. Зло только тогда безнадежное зло, когда оно в ответ на совершенную любовь. Так и добро, и радость, и любовь к Богу, и к ближнему, только тогда поистине таковы, когда они — сквозь зло, сквозь препятствия, сквозь искушения. А иначе — то, что издали кажется живым, поднявшимся к Богу ростком, вблизи может оказаться уже давно завядшим и засохшим.
Проповедь протоиерея Александра Глебова.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Евангельская история свидетельствует нам о том, что земная жизнь Господа Иисуса Христа, Его слова, Его дела вызывали неоднозначную реакцию у людей. Тут было место и любви, и восторгу, и непониманию, и удивлению, и жгучей ненависти.
Иудейское общество было разделено в своем отношении ко Христу. Кто-то видел в Нем пророка, великого человека, чудотворца. Кто-то говорил, что Он – обманщик и богохульник. И последние аргументировали свою точку зрения тем, что поступки Христа нередко выпадали за рамки устоявшихся норм поведения благочестивого иудея.
Вот неделю тому назад мы как раз говорили об одном из таких эпизодов, когда Христос пришел в дом к мытарю Левию, или Матфею. Делил с ним трапезу, то есть осквернился, сделал то, что непозволительно для благочестивого человека, как бы бросил вызов всему иудейскому обществу.
Чем тут же умело воспользовались враги Христа, книжники и фарисеи. Они говорили апостолам, ну какой же ваш Учитель праведник, когда Он ест и пьет с грешниками? Значит, Он просто обманщик, а чудеса Свои творит силою бесовского князя, Веельзевула, приблизительно так говорили они.
И сегодняшнее евангелие – опять вызов. Христос нарушает закон о субботнем покое. Напомню, что суббота была заповедным днем Господним. Каждый правоверный иудей должен был неукоснительно соблюдать этот день. С одной стороны, это был день молитвенного собрания, чтения слова Божия. А с другой стороны, это был день покоя. Ведь само слово суббота, по-еврейски шаббат переводится, как покой. То есть человек в этот день не должен был работать.
В сегодняшнем евангелии Христос дважды входит в конфликт с фарисеями по вопросу несоблюдения Им субботнего покоя, нарушения закона. Первый, это когда Христос проходит с учениками через засеянные поля, а дело было в субботу, и апостолы, желая утолить голод, стали срывать колосья, очищать зерна от шелухи и есть их.
И вот видимо в движении апостольских рук во время процесса очищения зерен фарисеи усмотрели какую-то трудовую деятельность, а значит, и нарушение субботнего покоя.
Во втором эпизоде, который произошел также в субботу в синагоге, Христос исцеляет сухорукого человека. Но исцеление предваряет вопросом, адресованным фарисеям: «Спрошу Я вас, что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали. И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая. Они же пришли в бешенство, и говорили между собою? Что бы им сделать с Иисусом».
Беда фарисеев заключалась в том, что они подходили к исполнению закона формально, внешне, считая, что через скрупулезное его исполнение они обретают благоволение в очах Божиих и, что для них также было очень важно, авторитет и уважение в глазах своего народа, своих соплеменников.
Но ведь закон-то Моисеев это не цель, закон это средство. Средство для приближения человека к Богу. Апостол Павел назвал закон «детоводителем ко Христу». Детоводитель это взрослый человек, который ведет ребенка за руку, чтобы он не потерялся и не сбился с дороги. Но цель человека это не детоводитель, а Христос, Бог, к Которому человек должен прийти с помощью вот этого детоводителя-закона.
Более того, фарисеи берутся сами истолковывать закон. Ведь Моисей ничего не говорил из того, на что они ссылаются. Но они так толкуют слова Моисея, чтобы найти способ осудить Христа и Его учеников. То есть в данном случае Закон Божий становится основанием для осуждения. Хотя закон как Ветхого, так и Нового Заветов, осуждая грех, совсем не обязательно осуждает человека, совершившего этот грех.
Все это, конечно, очень напоминает зачастую и наше отношение к Священному Писанию и к церковным установлениям. Вот я, как приходской священник, нередко общаюсь с определенной категорией прихожан, которые вычитывают все правила, внешне стараются исполнять все церковные предписания, но, как откроют рот, — сразу понимаешь, что грош всем этим исполнениям и правил и предписаний. Потому что оборачиваются они очень часто в орудия осуждения.
Вот такое формальное, внешнее, фарисейское исполнение закона не приближает человека к Богу. Ведь апостол Павел сказал, что мы исполняем закон Христов в том случае, если будем носить тяготы друг друга: «Друг друга тяготы носите и таким образом исполните закон Христов», — говорит он.
Исполнение Христова закона заключается не в том, чтобы возлагать самим на себя и друг на друга бремена неудобоносимые, а чтобы мы помогали друг другу. Конечно, доброе, сострадательное участие в жизни другого человека для многих кажется куда сложнее, чем, скажем, потратить час времени и вычитать в канонике все, что положено. Особенно если человек на пенсии, и делать-то ему, в общем, нечего. Но зато такой человек чувствует себя самодостаточным, он все исполняет, а потому имеет полное моральное право помыть кости соседям, которые этого не исполняют.
Вот такая позиция не может привести человека к преображению его духовной жизни. Ведь сердцевина евангельской проповеди направлена не на форму, а на содержание. Ведь Сам Христос не писал и не составлял ни молитвенных правил, ни канонических правил, ни церковных уставов.
Он нас научил только одной молитве: Отче наш. А также сказал, что составляет для Бога подлинную ценность. Это то единственное, что приближает человека к Богу, и то единственное, что будет являться критерием Суда Божия.
И этим единственным является то качество человека, которое определяется одним словом. Очень часто употребляемым, очень легко произносимым, но очень тяжело исполняемым. Это слово любовь. Любовь, не как удовольствие, любовь не как получение чего-то хорошего и приятного для себя от объекта любви, а любовь, как отдача себя, как жертва.
Ведь именно о законе любви Христос сказал, что в нем весь закон и пророки. То есть все внешние предписания нам и даны с той целью, чтобы привести человека к этому состоянию, чтобы взрыхлить почву души нашей, дабы в ней могло возрасти это семя любви. Любви в христианском понимании, как готовности подставить плечо и нести с другим человеком его крест. И нести его столько, сколько это будет необходимо. Аминь.
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова.
О цветах добра и цветах зла
В послании к Коринфянам Апостол Павел делится радостью о преуспеянии Македонских христиан, «ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью, и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия; ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель». «Они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым». «И не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией».
Преподобный Симеон Новый Богослов отмечал, что прекрасный цветок любви к Богу вырастает только на безвидном и неприглядном стебле страха Божия. Увидишь иногда где-нибудь в горах алый тюльпан, и с удивлением подумаешь: как из этой серой земли мог возникнуть его яркий, сочный цвет? Так и здесь: великое испытание скорбями, глубокая нищета, и вдруг, — из этой печальной земли — «радость и богатство радушия»! С какой силой выбивается этот мощный росток: доброхотность не только по силам, но и «сверх сил»! И не просто соглашаются сделать нечто доброе, но — убедительно просят принять их дар! Чудо — прорастание: великое чудо — цветок; но самое большое чудо — плод. И у Македонян — как плод: «не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией».
Удивительно, как в Божьем мире все дышит единством. Так, имеющий зерно уже имеет все, и в то же время не имеет еще ничего. В духовной жизни зерно — Слово Божие. Его хранят «в добром и чистом сердце, и приносят плод в терпении». Имеющему зерно Бог еще должен дать и погоду, и дождь ранний и поздний. И сам имеющий в зерне «все» — сколько должен положить труда и терпения, чтобы ему, уже имеющему, было бы, наконец, дано! А иначе — отнимется и то, что имеет: зерно останется без плода. «Итак», не обольщайтесь, но «наблюдайте, как вы слушаете: ибо кто имеет, тому дано будет; а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь».
Закон прорастания — и в других словах Господних: «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы». По этому закону не только благие цветы прорастут и будут явлены миру, но и цветы зла. Одни распускаются навстречу свету, который «пришел в мир» (Ин.3,19), к которому тянется каждый, «поступающий по правде». Другие же распускаются как бы в обратную сторону, стараясь скрыться от света. Они, в конце концов, тоже расцветут во всем своем безобразии, чтобы зло для нас наконец-то потеряло и малейший привкус добра.
Но тьма только тогда настоящая тьма, когда она в ответ на Божественный свет. Зло только тогда безнадежное зло, когда оно в ответ на совершенную любовь. Так и добро, и радость, и любовь к Богу, и к ближнему, только тогда поистине таковы, когда они — сквозь зло, сквозь препятствия, сквозь искушения. А иначе — то, что издали кажется живым, поднявшимся к Богу ростком, вблизи может оказаться уже давно завядшим и засохшим.
События Русской истории
1730 — обер-камергер Эрнст Иоганн Бирон награждён орденом Святого Андрея Первозванного.
1905 — император Николай II вводит в России «Манифест 17 октября».
1907 — русский физик Б. Розинг в ответ на поданную им 25 июля заявку получил патент № 18076 на «Способ электрической передачи изображений на расстояние», то есть телевидение.
1941— Великая Отечественная война: начался первый штурм Севастополя.
1961 — СССР произвёл взрыв самой мощной бомбы в мировой истории: 58-мегатонная водородная бомба («Царь-бомба») была взорвана на полигоне на острове Новая Земля. Никита Хрущёв пошутил, что первоначально предполагалось взорвать 100-мегатонную бомбу, но заряд уменьшили, чтобы не побить все стёкла в Москве.
1967 — впервые в космосе произведена автоматическая стыковка кораблей, это были аппараты серии «Космос» — «Космос-186» и «Космос-188», являвшиеся прототипами космического корабля Союз.
Родились
1577 — Дмитрий Пожарский, князь, государственный и политический деятель в Смутное время (ум. 1642).
1806 — Степан Петрович Шевырёв, русский литературный критик, историк литературы, поэт (ум. 1864).
1821 — Фёдор Михайлович Достоевский, русский писатель и мыслитель (ум. 1881).
1855 — Пётр Петрович Гнедич, русский писатель, драматург, переводчик, историк искусства, театральный деятель.
1888 — Василий Иванович Морозов, генерал-майор, участник гражданской войны, командир 2-й сводной Донской казачьей дивизии (ум. 1950).
1908 — Дмитрий Устинов, советский политический и военный деятель (ум. 1984).
Скончались
1739 — Леонтий Филиппович Магницкий (р. 1669), математик-педагог.
1909 — Арсений Иванович Введенский, русский литературный критик, библиограф, историк литературы (р. 1844).
1923 — Епископ Никанор (Кудрявцев Николай Павлович), Богородский (единоверческий) викарий Московской епархии, настоятель Никольского единоверческого монастыря в Москве.
1982 — Ирина Вильде (настоящее имя Дарья Дмитриевна Полотнюк), украинская писательница (р. 1907).
Елена сказал:
Октябрь 31st, 2010 at 11:54
+++++ Спаси Господи!