Православный календарь 29 октября (16 октября ст.ст.)
Октябрь 28th 2010 -
Православный календарь 29 октября (16 октября ст.ст.)
Мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни (I).
Св. Георгия Троицкого исп., пресвитера (1931),
Свщмч. Евгения Елховского пресвитера (1937),
Священномученик Алексий Никонов пресвитер (1938),
Священномученик Иоанн Заседателев пресвитер(1942),
Преподобного Лонгина, вратаря Печерского, в Дальних пещерах (XIII—XIV),
Преподобного Лонгина Яренгского (1544—1545).
икона Лонгин, сотник
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы
Мученика Лонгина сотника. Тропарь, глас 4.
Мученик Твой, Господи, Лонгин,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами/ спаси души наша.
Кондак, глас 4.
Весело возрадовася Церковь/ в памяти днесь приснопамятнаго страдальца Лонгина, взывающи:/ Ты моя держава, Христе, и утверждение.
Прп. Лонгина, вратаря Печерского, в Дальних пещерах. Тропарь, глас 1.
Преподобне и Богоблаженне отче Лонгине, / врат монастырских опасный хранителю, / опаснейший же и неусыпный своих чувствий / от всякаго мирскаго суетствия затворителю, / моли нарекшаго Себе дверь Господа Славы, / да отверзет нам дверь милости Своея.
Кондак, глас 8.
Вратом земным приседя и оным с послушания внешнима очима наблюдая,/ Небесная врата присно умныма своима очима наблюдал еси, преподобие Лонгине,/ в няже уже вшед и тамошния красоты сподобився, молися Господеви,/ да и мы получим вход Царствия Небеснаго.
Прп. Лонгина Яренгского. Тропарь, глас 1.
Свыше Божественною благодатию просветився Богомудре, / многим терпением во временней жизни течение совершил еси, / темже и по успении источаеши чудесем благодать, / иже с верою приходящим к тебе, Лонгине всеблаженне. / Слава Давшему ти крепость, / слава Прославльшему тя в чудесех, / слава Действующему тобою всем исцеление.
Кондак, глас 2.
Вышних улучоти, премудре, желая,/ долу красных, мудре, преобидел еси,/ и Христови обнищавшему, сообнища,/ радуяся, последовал еси, Лонгине,/ к Нему же прилежно непрестай моляся о всех нас.
Прп. Лонгина Коряжемского. Тропарь, глас 1.
От мятежа мирскаго удаловся,/ к немерцающему Свету притекл еси, преподобие отче Лонгине,/ и ныне чосте зриши Святую Троицу,/ Юже моли за ны недостойныя,/ да спасет души наша.
Кондак, глас 8.
По словеси Учителя Христа, крест на рамо твое приял еси,/ вся житейская отринув,/ и образ Животворящаго Древа в пустыню принесл еси,/ идеже доныне изцеления неоскудно источаются/ с верою приходящим к тебе.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Кол. 2, 1-7; Лк. 9, 12-18). Чудное насыщение народа в пустыне — образ насыщения верующих во св. причащение Пречистым Телом и Пречистой Кровью Господа. Господь сидит особо; народ рассажен рядами; апостолы посредствуют, получают хлеб и раздают. Так и ныне: верующие все разделены на группы — малые частные церкви, в которых Господь, невидимо присутствуя, раздает Свое Тело и Кровь, через апостольских преемников. Как тогда апостолами, так теперь преемниками их говорит Он: «вы дайте им есть». Как тогда, так и теперь народ верующий неотступно предстоит Господу в посте, слушании слова и молитвенном взыскании исцеления от грехов, когда готовится приступить к Божественным Тайнам. Так предначатое в явлении Господа таинство продолжается доселе и будет продолжаться до скончания века. И в будущем веке будет своего рода причащение, ибо Господь обещает дать вкусить от манны сокровенные и от древа животного (Апок. 2, 7 и 17). И в земном раю, для прародителей устроено было свое таинственное причащение — вкушение от древа жизни; в ветхозаветной же церкви образ его — вкушение пасхального агнца. Таким образом, таинственное причащение началось с родом человеческим, было и будет с ним во веки вечные, в разных видах, но одном значении — приискреннего общения с Господом; ибо «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1, 4). Созданным по образу Божию и надлежит быть в таком общении с Тем, «Который есть сияние славы и образ ипостаси Отчей» (Евр. 1, 3).
Проповедь на каждый день
О Боге и о сатане
(Лк. 11, 23-26)
(1 Фес. 2, 14-19)
Апостол Павел пишет к Фессалоникийцам: «Мы» «с большим желанием старались увидеть лице ваше». «И раз, и два хотели придти к вам; но воспрепятствовал нам сатана». Кажется, благочестивее было бы сказать: «но не было на то воли Божией». Но Апостол сказал то, что сказал.
Вспомним Ветхозаветную книгу Иова. В самом ее начале с удивлением видим, как Бог кротко, поучительными примерами из жизни, наставляет… сатану, как будто еще надеясь его спасти! «Обратил ли ты внимание, — говорит Он, — на раба Моего Иова? Человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов.1,6—8). Сатана возразил: «Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него» (Иов.1,10)? И тогда Бог предает Своего верного раба во власть сатаны, который лишает Иова имущества, детей, дома, а потом поражает «проказою лютою от подошвы ног его по самое темя его» (Иов.2,7—8). Жена сказала: «ты все еще тверд в непорочности своей! Похули Бога и умри». А он в ответ: «ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого принимать не будем» (Иов.2,9—10)?
Но вот пришли друзья, «и возвысили голос свой, и зарыдали; и разодрали каждый верхнюю одежду свою, и бросили пыль над головами своими к небу. И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико» (Иов.2,12—13). Наконец, открыл Иов уста свои и проклял день свой. И начал Иов, и сказал: «погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! День тот да будет тьмою» (Иов.3,1—4). А друзья стали как бы защищать Бога. Стали утверждать, что, несомненно, Иов имеет тайные грехи, и ему надо покаяться, чтобы вернуть Божию милость. Иов упорно отказывался согласиться. Он, хотя самую перемену и принял, как Божию волю, но потом, изо дня в день ощущая всю несправедливость, всю беспощадную жестокость своей новой участи, отказался верить, что он и сейчас в Божиих руках. Совесть Иова протестует, и он наотрез отказывается назвать черное белым. Он не хочет уступить своей непорочности и благословить это бессмысленное и несправедливое мучительство.
В этом его правда, и неправда его друзей, что и засвидетельствовал, наконец, Сам Бог: «Горит гнев Мой на» вас «за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов.42,7). Бог был рядом, и, снова связав сатану, вернул Иову благополучие. А Иов, в свою очередь, увидев пред собою Бога, забывает все, что пережил, и отрекается от всего, что говорил: «Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал Тебя слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов.41,3—6).
И вот, спустя много веков, продолжая, наверное, вразумлять сатану (ведь любовь не имеет предела), Бог указал ему и на Апостола Павла. А в жизни Павла было еще более поучительного, чем в жизни Иова. Наверное, Бог в каких-то пределах дал власть сатане и над Павлом. Но, в отличие от Иова, который только стонет, Апостол, просвещенный Христом, ясно видит, где чьи дела. И он прямо и спокойно говорит: «но воспрепятствовал нам сатана». Он не смешивает благой плод терпения гонений с грехом самих гонителей, «которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся».
Так что все надо называть своими именами. И ужасно, когда люди, подобно друзьям Иова, пытаются быть адвокатами Бога, стараясь с точки зрения Божественной любви объяснить сатанинскую жестокость. Порой лучше помолчать и помолиться друг за друга, веря в неизбежную победу Господа Бога над всем царящим в мире злом.
Проповедь священника Георгия Полякова.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
По возвращении апостолов с первой своей проповеди Евангелия Иисус Христос, получив от учеников Иоанна Крестителя известие о его мученической кончине, удаляется в пустыню, чтобы в уединении помолиться. Это было дикое, безлюдное и неприветливое место, расположенное вдалеке от шумных поселений и больших городов.
Народ, внимавший учению Спасителя, поспешил вслед за Ним. Это были простые бедняки, изнуренные обстоятельствами жизни, недостатками и нуждой. Они несли Ему свое горе, свой ропот, свои грехи. И безжизненная окаменелая пустыня огласилась человеческой речью и человеческой радостью.
Со всей округи прибыло пять тысяч человек, не считая женщин и детей, чтобы унести в своем сердце от Божественного Учителя назидание и утешение. На столь пламенное усердие к Нему народа Христос отзывается жалостью к ним, состраданием, милосердием и исцеляет больных от различных недугов.
Спаситель принял весь народ, как их Друг. Целых три дня поучал Он их небесным благовестиям. Очевидно, слушающим было хорошо с Ним, что никто не позаботился уйти отдохнуть или взять с собой пищи.
Под вечер апостолы заботливо стали искать выход, как всех накормить. И с настоятельной просьбой обращаются к своему Наставнику. Христос уверяет, что алчущий народ не имеет нужды идти в город за покупкой пищи. «Вы дайте им есть», — говорит Он Своим ученикам.
Христос велит Своим апостолам, которые тоже чрезмерно устали, собрать свои последние силы, превзойти свои человеческие немощи и довершить дело служения ближним. Спаситель как бы вовсе не замечает общей усталости Своих последователей и призывает их к последнему поступку нелегкого самопожертвования.
Ученики беспрекословно следуют словам Господа. И становятся свидетелями и участниками небывалого события: чудесного, почти сказочного умножения пяти хлебов и двух рыб. Повелев народу возлечь рядом по пятьдесят и сто человек, воззрев на небо, Христос благословил и преломил, дав хлеб Своим ученикам, а те раздали все народу. Все ели и насытились.
За Божественной трапезой присутствовало около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей. Собирая остатки хлеба, апостолы окончательно убедились в сверхъестественном их преумножении. Это было чудо.
В Евангелии чудесам отводится большое место. Читая Благую Весть, мы довольно часто встречаемся со случаями, когда Спаситель чудесным образом насыщает окружающих Его людей. Иисус повелел апостолам закинуть сети в воду Галилейского озера и наполнил их великим множеством рыб. В Кане Галилейской на брачном пире Он претворяет воду в вино. Но все эти чудеса не выходят далеко за пределы незыблемых законов материального мира.
Чудо же насыщения пяти тысяч израильских мужей имеет принципиальное отличие от многих чудотворений Господних. Оно имеет прямое отношение к величайшей тайне возникновения всего мироздания, ибо является чудом появления вещественных видимых предметов из ничего.
Для чего Христос, имеющий безграничную власть над вселенной, избирает именно этот, а не какой-либо другой способ насыщения ослабевших в пути жителей Палестины? Почему Спаситель, не обращая внимания на то, что впоследствии повествование о таком чуде может стать камнем преткновения и соблазном для тех, кто возжаждет евангельского слова, все-таки насыщает пять тысяч иудеев столь необычным образом?
Вероятно, в этом беспощадном отношении к человеческому рассудку содержится категоричное требование сверхрациональной веры во всех будущих последователях Евангелия. Чудесно насыщая пять тысяч галилейских мужей, Спаситель как бы назидает будущую Церковь в том, что без абсолютного сверхразумного доверия евангельскому слову человек навсегда останется в удушливых и мучительных тисках падшего мира.
Ибо тот, кто позволит себе усомниться в правдивости евангельского рассказа об этом чуде, никогда не сможет стать участником другого чуда Нового Завета, разрывающего безысходную замкнутость века настоящего и выводящего человека на просторы бесконечной жизни. Это Таинство Евхаристии, величайшего чуда, когда-либо совершенного и всегда совершаемого под этим небом.
Оптинский старец Нектарий возглашает по этому поводу удивительные и торжественные слова: Не надо требовать или искать чудес на земле. У нас есть одно, непрекращающееся чудо – это Божественная Литургия. Посредством Таинства Евхаристии Бог почтил человека необычайным даром – возможности приобщения Божественного естества. Через участие в Таинстве Причащения Телу и Крови Господней человек поставляется Богом выше всех чиноначалий ангельских и умов бесплотных. Евхаристия самую землю делает небом. Она орошает душу человека нескончаемым потоком Божественной благодати и питает человека нетленной пищей будущего века. Это тот бесценный дар, которым мы должны дорожить более, чем всем остальным в своей жизни. Она есть тот мистический центр, вокруг которого концентрируется все христианское бытие.
Кто пресытился суетой и пустотой обыденной и повседневной жизни, изуверовавшись в своих мнимых идеалах, изголодавшись и возжаждавшись по более возвышенному, истинному и святому, устал от серости, мрачности, лжи, потянемся за Хлебом жизни, за Светом правды в лице Христа, и никто не будет обманут, никто не забыт, все желанны, все насыщены.
Пусть же чудо насыщения пяти тысяч мужей из Галилеи, которое является прообразом и преддверием чуда святой Евхаристии, станет для нас напоминанием о необходимости приобрести добродетель той безусловной веры, вне которой мы никогда не сможем стать блаженными участниками трапезы Господней. Аминь.
События Русской истории
1888 — железнодорожная катастрофа в Российской Империи — крушение императорского поезда.
1905 — принята в постоянную эксплуатацию Кругобайкальская железная дорога.
1918 — создан Российский коммунистический союз молодёжи (РКСМ; позднее ВЛКСМ).
1955 — гибель линкора «Новороссийск» в Севастопольской бухте, погибли 604 человека.
Родились
1880 — Абрам Иоффе (ум. в 1960), советский физик, пионер исследования полупроводников.
1900 — Александр Реформатский (ум. в 1978), русский советский лингвист, один из крупнейших русских языковедов ХХ века.
1922 — Александр Зиновьев (ум. в 2006), советский и российский логик, социальный философ, писатель-сатирик.
1929 — Ясен Засурский, советский российский журналист, декан Факультета журналистики МГУ в 1965—2007.
Скончались
1804 — Михаил Фёдорович Соймонов, один из организаторов горного дела и высшего образования в России, сенатор.
1821 — Михаил Васильевич Милонов, русский поэт.
1838 — Иван Петрович Котляревский,украинский писатель.
1889 — Николай Гаврилович Чернышевский, русский философ-утопист, революционер, редактор, литературный критик, публицист и писатель.
1932 — Николай Агнивцев, русский поэт, драматург, детский писатель.
1941 — Александр Николаевич Афиногенов, драматург и критик, автор пьес социально-философского и нравственного содержания.
1965 — Николай Каллиникович Гудзий, литературовед, академик, исследователь древнерусской, русской и украинской литературы XVIII — начала XX веков.
1976 — Константин Алексеевич Васильев, советский художник.