Православный календарь 15 Октября(2 Октября по ст.ст.)
Октябрь 14th 2010 -
Православный календарь 15 Октября(2 Октября по ст.ст.)
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В этот день:
Священномучеика Киприана, мц. Иустины и мч. Феоктиста (304).
Блаженного Андрея, Христа ради юродивого (936).
Прав. воина Феодора Ушакова (1817).
Мучеников Давида и Константина, князей Арагветских (740).
Благоверной кн. Анны Кашинской (1338).
Преподобного Кассиана Угличского (1504).
Андрей блаж. с житием
Анна Кашинская
Феодор Ушаков, икона
Священномученик Киприан
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы
Тропарь священномученика Киприана и мученицы Иустины
глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход:/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Киприане,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак священномученика Киприана и мученицы Иустины
глас 1
От художества волшебнаго обратився, богомудре,/ к познанию Божественному,/ показался еси миру врач мудрейший,/ исцеления даруя чествующим тя, Киприане со Иустиною:/ с неюже молися Человеколюбцу Владыце// спасти души наша.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Фил. 1, 27-2, 4; Лк. 6, 17-23). Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их видит, что они не представители блага, а только призраки его. Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, — духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорбность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову св. апостола, как неимеющий ничего.
Проповеди на каждый день
О жалобщиках
(Лк. 9, 12-18)
(Кол. 2, 1-7)
Однажды Господь был среди народа в пустынных местах. «День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, ученики сказали: «Отпусти народ; чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи». Вообще Апостолы очень долго не могли уразуметь, что в их Учителе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения», и даже, как видим, пытались давать Ему советы. И тогда Учитель, прекрасно зная, что у них «нет более пяти хлебов и двух рыб», в ответ предложил: «Вы дайте им есть»…
Ведь что получается: Господь — здесь. Он все знает. И Он есть Любовь (1 Ин. 4, 8). А ученики своей «заботой о людях» как бы заявили, что их любовь опережает любовь Христову. А если так, если вы лучше и видите, и знаете, и любите, то из этого естественно должно следовать, что — и сделать, и дать — вы тоже можете лучше, чем Он. Ну а если сделать и дать вы не можете, значит, ваша «забота о людях» в присутствии Господа — одно лишь гордое пустословие и недоверие к Тому, Который знает, «в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6, 7—8).
В такой ситуации мы оказываемся довольно часто. Например, священник в твоем приходе ведет себя недостойно. И ты, исчерпав, как тебе кажется, все средства, идешь к начальству. И хотя внешне ты прав, и ситуация вопиющая, но все-таки у жалобщика всегда будет ощущение своей неправды, и ему часто достается первому. Потому что в ответ на свою жалобу он как бы слышит от Господа: «вы дайте им есть». И совесть говорит: Господь же здесь. Он все видит и Он всем хочет блага. Он может и без тебя в один миг все изменить. А Он дал тебе настоящее дело, дал настоящий повод применить свои духовные силы, потерпеть, поплакать, помолиться. А твоего «христианства» достало лишь на то, чтобы вызвать милицию, или пожаловаться начальству…
Что ж, смирись, пойми, что нет у тебя никакой любви, и в твоем стремлении к «торжеству справедливости» тобой руководило что-то совсем другое. И очень важно выяснить, что именно. И это уже следующее дело, которое тебе поручает Бог.
События русской истории
1552 — войска Ивана Грозного покоряют Казанское ханство.
1806 — в состав Российской империи включено Бакинское ханство.
1910 — первый «дальний» перелёт Ходынское поле — деревня Черёмушки (около 15 км), М. Н. Ефимов.
1919 — в Москве на базе бывшей Шереметевской больницы образована Центральная больница неотложной помощи. В день пятилетия советского здравоохранения 23 июля 1923 года она была переименована в Институт скорой помощи им. Н. В. Склифосовского.
1926 — в Киеве открыт Русский драматический театр (ныне имени Леси Украинки).
1943 — основан Московский государственный институт международных отношений (МГИМО).
1964 — введён в действие крупнейший в мире нефтепровод «Дружба».
1967 — завершено строительства монумента «Родина-мать» в Волгограде.
1970 — первый получивший широкую огласку случай угона самолёта в СССР. Отец и сын Бразинскасы захватили самолёт «Аэрофлота» Ан-24, совершавший рейс Сухуми — Батуми, убили бортповодницу Надежду Курченко и принудили экипаж к посадке в Трабзоне (Турция).
Родились
1809 — Кольцов, Алексей Васильевич, русский поэт.
1814 — Михаил Юрьевич Лермонтов (ум. 1841), русский поэт.
1832 — Николай Саввич Тихонравов (ум. 1893), литературовед, театровед, археограф, академик Петербургской АН. Ректор Московского университета (1877-83), председатель Общества любителей российской словесности.
1841 — Савва Иванович Мамонтов (ум. 1918), русский предприниматель и меценат.
1863 — Пётр Кузьмич Козлов (ум. 1935), исследователь Центральной Азии, открывший в пустыне Гоби остатки древнего города Хара-Хото.
1897 — Илья Ильф (настоящее имя Иехиел-Лейб Файнзильберг) (ум. 1937), писатель («Двенадцать стульев», «Золотой телёнок»).
1960 — Комаровский, Евгений Олегович, украинский педиатр, автор многочисленных научных трудов, статей и книг о здоровье и воспитании детей.
Скончались
1837 — Иван Иванович Дмитриев, русский поэт, баснописец, государственный деятель (р. 1760).
1956 — Дмитрий Степанович Васильев-Буглай (р. 1888), композитор, хоровой дирижёр, заслуженный деятель искусств России (1947). Автор массовых песен (в том числе «Проводы», 1921), мастер хоровой музыки, собиратель народных песен. Государственная премия СССР (1951).