Православный календарь 8 Октября (25 Сентября, ст.ст.)
Октябрь 7th 2010 -
Православный календарь 8 Октября (25 Сентября, ст.ст.)
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Преподобной Евфросинии Александрийской (V).
Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392).
Св. Николая исп., пресвитера (1941).
Преподобномученика Пафнутия египтянина и с ним 546-ти мучеников (III).
Преподобной Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250).
Перенесение мощей святителя Германа, архиеп. Казанского (1595).
Преподобной Досифеи затворницы, Киевской (1776).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы
Тропарь преподобного Сергия
глас 4
Иже добродетелей подвижник,/ яко истинный воин Христа Бога,/ на страсти вельми подвизался еси в жизни временней,/ в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником,/ темже и вселися в тя Пресвятый Дух,/ Егоже действием светло украшен еси;/ но, яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ поминай стадо, еже собрал еси, мудрe,/ и не забуди, якоже обещался еси,/ посещая чад твоих,// Сергие, преподобне отче наш.
Кондак преподобного Сергия
глас 8
Христовою любовию уязвився, преподобне,/ и Tому невозвратным желанием последовав,/ всякое наслаждение плотское возненавидел еси/ и, яко солнце, Отечеству твоему возсиял еси;/ тем и Христос даром чудес обогати тя./ Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти:// радуйся, Сергие богомудре.
Видео:
Празднования памяти преподобного Сергия Радонежского прошли в Троице-Сергиевой Лавре
Стихира прп Сергию Радонежскому чудотворцу
Явление Богородицы преподобному Сергию
Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.
(Фил. 1, 1-7; Лк. 4, 37-44).
«И другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан». Это — «ибо на то Я послан» — священству нашему надобно, принять себе в непреложный закон. И апостол заповедал им, в лице св. Тимофея: «настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай» (11 Тим. 4, 2). Истину на землю принес Господь и Дух Святый, исполнивший апостолов в день Пятидесятницы — и ходит она по земле. Проводники ее — уста Иереев Божиих. Кто из них затворяет уста свои, тот преграждает путь истине, просящейся в души верующих. Оттого и души верующих томятся, не получая истины, и сами иереи должны ощущать томление от истины, которая, не получая исхода, тяготит их. Облегчись же, иерей Божий, от этой тяготы, испусти потоки Божеских словес, в отраду себе и в оживление вверенных тебе душ. Когда же увидишь, что и у тебя самого нет истины, возьми ее: она — в святых писаниях; и, исполняясь ею, препровождай ее к детям твоим духовным: только не молчи. Проповедуй, ибо на это ты призван.
Проповеди на каждый день
О мышлении совершенных
(Лк. 7, 31-35)
(Флп. 3, 8-19)
«Кто из нас совершен, так должен мыслить», — пишет Апостол. Заметим, что не «так должен делать», но именно «так должен мыслить». Значит именно в мыслящей душе, в самом сердце находится тот признак, по которому «познал Господь Своих» (2 Тим. 2, 19). А любое дело можно истолковать по-разному. Об Иоанне Крестителе, который с детства жил в пустыне, ел скудную пищу, говорили: «в нем бес». А что же? и служители бесов порой отличаются крайним аскетизмом. Вспомним священномученика Киприана, который сначала был колдуном. И он на горе Олимп, в этом обиталище бесов, сорок дней и сорок ночей ничего не вкушал. А какой власти над своим телом достигают индийские йоги! С другой стороны, за обликом человека, который общался с грешниками, ел с ними и пил вино, — многие ли увидели Единого Безгрешного, воплотившегося Бога?..
Но как же все-таки должен мыслить совершенный христианин?
«Стремлюсь, — пишет Апостол, — не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее, и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить». Итак, вот в чем совершенство: не в том, чего мы достигли и какими видимся людям; но как раз в том, чтобы искренне забывать все, чего достигли; чтобы ни во что вменять свои подвиги и заслуги, простираясь вперед, в надежде все-таки достичь Господа своей любовью, как Он Своей любовью достиг нас. Чтобы нам «познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых».
Бывало, что Господь отмечал, как совершенных, тех, кто еще ничего доброго не успел сделать, а только рванулся из тьмы греха, как, например, Закхей мытарь (Лк. 19). Он только высказал намерение, а Господь уже засвидетельствовал о нем: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк. 19, 9). А люди в это время осуждали не только Закхея, известного грешника, но и Самого Господа, Который на их взгляд осквернил Себя вхождением в его дом. Кто кроме Самого Иисуса Христа слышал, как разбойник возопил на кресте: «помяни меня, Господи…»? И кто кроме самого разбойника расслышал: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43)? А все вокруг считали обоих последними злодеями, по делам принимающими казнь.
А вот что говорит Господь тому, кто ослабил силу своей первой любви: «Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела, а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр. 2, 4—5). Того, кто оставил свое первое горение и стал теплым, Господь грозит извергнуть «из уст Своих» (Откр. 3, 16). И это независимо от пройденного пути,
Помня все это, будем осторожны в суждениях, кто совершен, а кто — нет. Например, когда поднимаются споры о чьей-то святости, о возможности канонизации. И особенно страшно тут говорить против. Представим себе, что вдруг встал вопрос о канонизации благоразумного разбойника. Тут же нашлись бы противники, которые поставили бы на вид всю его гнусную разбойничью жизнь. Но непременно нашлись бы и ревнители, которые, напротив, стали бы восхвалять эту жизнь, дескать, сколько он людей своими злодействами, разумеется, не без воли Божией, отправил в Царство Небесное!.. А наше дело — лишь свидетельствовать о том, что сами видели и слышали, смиренно представляя на суд тех, кто от Самого Господа «другдругоприимательно» облечен в Церкви властью «вязать и решить».
События русской истории
1970 — Александр Солженицын объявлен лауреатом Нобелевской премии по литературе.
1978 — ядерный взрыв «Вятка» 15 килотонн.
1990 — Бурятская АССР провозгласила себя республикой в составе России.
Родились
1810 — Иван Степанович Ганецкий, российский военачальник, генерал от инфантерии (ум. 1887)
1823 — Иван Сергеевич Аксаков (ум. 1886), публицист, поэт, общественный деятель.
1849 — Александр Сибиряков (ум. 1893), русский золотопромышленник, меценат, исследователь Сибири.
1871 — Иван Максимович Поддубный (ум. 1949), русский спортсмен (классическая борьба), артист цирка, заслуженный артист РСФСР.
1873 — Алексей Щусев (ум. 1949), русский архитектор.
1892 — Марина Цветаева (ум. 1941), русская поэтесса.
1911 — Марк Бернес (ум.1969), известный советский актёр и шансонье.
1931 — Юлиан Семёнов (ум. 1993), писатель, автор политических детективов («Семнадцать мгновений весны», «ТАСС уполномочен заявить», «Экспансия»).
Скончались
1612 — Трифон Вятский (р. 1546), основатель Успенского Трифонова монастыря, месточтимый святой Кировской и Пермской областей.
1800 — Салават Юлаев (р. 1754), башкирский поэт, сподвижник Пугачева.
1893 — Алексей Николаевич Плещеев, русский писатель, поэт, переводчик (р. 1826).
1897 — Алексей Саврасов (р. 1830), русский художник-передвижник.
1904 — Константин Случевский (р. 1837), поэт, писатель («От поцелуя к поцелую», «По северу России»).
1942 — Сергей Алексеевич Чаплыгин, учёный-механик (р. 1869).
1972 — Михаил Слонимский (р. 1897), писатель и публицист. Известен произведениями о советской интеллигенции: «Инженеры», «Друзья», «Ровесники века», дневниками.