Православный календарь 25 октября (12 октября ст.ст.)

Октябрь 24th 2010 -

Православный календарь 25 октября (12 октября по церковному календарю)

Мучеников Прова, Тараха и Андроника (304).
Преподобный Космы, еп. Маиумского, творца канонов (ок. 787).
Святой Ефросинии (Мезеновой) схимонахини Сибирской (1918).
Св. Иоанна исп.(1930).
Новосщмч. Иоанна (Поммера), архиеп. Рижского (1934).
Прмч. Лаврентия (1937).
Сщмч. Александра пресвитера (1940).
Св. Николая исп. митр. Алма-Атинского (1955).

Преподобных Амфилохия, игум. (1452),Макария, Тарасия и Феодосия Глушицких.
Мученицы Домники (286).
Свтятителя Мартина Милостивого, еп. Турского (ок. 400).

Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня,Филермской иконы Божией Матери десной руки св. Иоанна Крестителя (1799).
Иерусалимской  икона Божией Матери(48),

Ярославская-Смоленская икона Божией Матери (1642),

Рудненская икона Божией Матери(1687)

Калужская икона Божией Матери.
Св. Моби Глазневинского (544) (Кельт. и Брит.).
Св. Эдвина, короля и мученика (633) (Кельт. и Брит.).
Свт. Уилфрида, архиеп. Йоркского (709) (Кельт. и Брит.).
Прпмц. Анастасии Римляныни, девы (Греч.).
Свт. Феодота, еп. Ефесского (Греч.).
Свт. Иасона, еп. Дамасского (Греч.).
Прп. Симеона Нового Богослова.
Прп. Феосевия Богоносца Арсинойского (Греч.).
Мчч. Малфефоса и Анфея (Греч.).
Сщмч. Максимилиана еп. Норикумского (284).

Молитвы
Мчч. Прова, Тараха и Андроника. Тропарь мучеников, глас 5.
Святых мученик исправлением/ Небесныя силы преудивишася,/ яко в теле смертнем,/ безтелеснаго врага силою Креста,/ подвизавшеся добре, победиша невидимо./ И молятся Господу/ помиловатися душам нашим.

Прп. Космы. Тропарь, глас 8.
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереев Богодухновенное удобрение,/ Космо премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Прп. Космы, еп. Маиумского, творца канонов. Кондак, глас 8.
Украшен добродетельми, Космо Богодухновенне,/ Церкве Христовы украшение был еси:/ песнь ми бо украсил еси сию, блаженне./ Но молися ко Господу избавитися нам от всяких козней ратника,/ тебе зовущим:/ радуйся, отче требогате.

Кондак мучеников, глас 2.
Троицы нам славу явииша,/ доблии Христовы оружницы и мученицы,/ с Тарахом Пров же и Андроник:/ обличиша бо все мучителей безбожие, верою доблественне страдальчествовавше.

Перенесение десной руки Иоанна Предтечи. Тропарь, глас 4.
От запада возсиявши Предтечева рука, / лучи испущает нетления верным исцелений, / свыше собирает множество Ангел, / доле же созывает человеческий род, / единогласно возсылати славу Христу Богу.

Кондак, глас 6.
Умнаго Солнца светильник Божественный Предтеча,/ показавый в концех светоносную свою десницу,/ ныне на севере озаряет ею блаженное Отечество наше,/ просвещая и освящая верно покланяющихся, и Христу вопиющих:/ спаси нас молитвами пророка Твоего, Царю Вышний.

Прпп. Амфилохия, игум. (1452), Макария, Тарасия и Феодосия Глушицких. Тропарь, глас 8.
Светильники светлыя явльшеся, / доброту земную мудренно оставльше, / и идоша во внутреннюю пустыню, Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие, / смирение и всякую добродетель извыкше, / и обретоша безсмертие, / постом и бдением и прочим воздержанием себе приносяще Христу, / и ныне на Небесех Престолу Христову предстоите. / Молите, отцы Богомудрии, Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие, / умирити мир и спастися душам поющих вас, / и согрешений оставление даровати / чтущим всечестную память вашу.

Кондак, глас 8.
Яко светила незаходимая мысленнаго Солнца, просветисте вселенную,/ верным души и телеса лучами чудес ваших озаряюще,/ независтно подаваете от недуг исцеление,/ темже, сошедшеся верою, вас в песнех восхвалим,/ яко найти премудрыя наставники и к Богу ходатаи,/ и непрестанно вопием:/ радуйтеся, отцы Богомудрии Дионисие и Амфилохие.

Иерусалимской иконы Богородицы. Тропарь, глас 4.
Богорадованная Владычице,/ препрославленная Мати щедрот и человеколюбия,/ всемилостивая о всем мире Ходатаице!/ Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем,/ и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся:/ молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори,/ о Всепетая Царице Богородице,/ да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит,/ и от грехов всяких свободив,/ Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет:/ велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши/ и вся от Него испросити можеши,/ Едина во веки преблагословенная.

Ин тропарь, глас 3.
Твоего предстательства уверение / и милосердия Твоего явление / икона Иерусалимская нам, Владычице, показася / пред нею же души наша в молитве изливаем / и верою Тебе вопием: / воззри, Милосердая, на люди Твоя, / вся скорби наша и печали утоли, / утешение благое в сердца наша низпосли / и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Кондак, глас 5.
Не отрини, о Милосердая Мати,/ слез и воздыханий наших,/ но прошения наша милостивно приимши,/ пред Иерусалимскою иконою Твоею/ молящихся людей веру укрепи,/ умилением сердца их исполни,/ и крест земнаго жития нести им помози,/ елика бо хощеши можеши.

Калужской иконы Богородицы. Тропарь, глас 4.
Заступнице от враг иноплеменных Необоримая Калужския земли, / и Избавительнице от смертоносныя язвы Милостивая! / Избави рабы Твоя от всяких бед и болезней, / с верою и любовию прибегающия к чудотворней иконе Твоей, / и спаси души наша.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Фил. 4, 10-23; Лк. 7, 36-50). Отчего так случилось, что Симон фарисей чтит Господа и приглашает Его к себе, но тут же увидев, что Он благосклонно допускает к Себе и грешницу, соблазняется и начинает думать: «если бы Он был пророк»?. . Оттого, что захлопотался об угощении и за хлопотами оставил здравое рассуждение о порядках Божиих. Эти две области, житейская и духовная, совсем не схожи по своим свойствам и законам. Между тем, ум наш, чем очень займется, по законам того и судить начинает. По житейским порядкам с явною грешницею нельзя иметь общение; Симон так и судит, забыв, что покаяние всех делает чистыми и грешников равняет с праведниками. Он думает, что грешнице не следует тут быть, и что Спаситель, если не отгоняет ее, то потому, верно, что не знает кто она; от этой мысли тотчас родилась и другая: если не знает, то какой же Он пророк? Словом-то он не сказал этого, а только подумал, и наружно ни в нем, ни в его хлопотах, как доброго хозяина, не произошло никакой перемены, но Господь видел его сердце и по сердцу его сделал ему вразумление. Он внушил ему, что грешникам-то и место около Него и что грешница, припавшая к Нему сердцем, больше почтила Его, чем он, почтивший Его только угощением. Внешнее вводит человека в неприятное Господу чувство праведности, а внутреннее всегда держит его в чувствах своего непотребства перед лицом всеведущего Господа.

Проповедь на каждый день

О чудесах и о вере

(Лк. 10, 22-24)
(1 Фес. 1, 1-5)

Однажды Господь сказал: «Все предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». После этого Господь, «обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите». Тех же, кто имея очи не видит, — Господь укоряет такими словами: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел» (Ин. 8, 42). Значит, как Сын открывает Отца, так же и Отец открывает Сына; и люди, приходящие к Иисусу Христу, не столько познают чужое и незнакомое, сколько узнают родное.

Так же мыслит и Апостол Павел. «Всегда благодарим Бога за всех вас», «зная избрание ваше», — пишет он Фессалоникийцам. «Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе». Получается, что в чудесах Апостол видел не столько причину обращения людей, сколько — свидетельство, «удостоверение» того, что они уже избрали Бога, и сами Им избраны.

Хотя и чудо способно рождать веру. После превращения воды в вино «уверовали в Него ученики Его» (Ин. 2, 11). А иногда Апостол пишет с горьким укором: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него» (Ин. 12, 37)! Но чаще — прежде, чем сотворить чудо, Господь требовал веры. Прежде чем вернуть зрение слепцам, Он спросил: «веруете ли, что Я могу это сделать» (Мф. 9, 28)? Также Иаиру, когда принесли весть о смерти дочери, Господь сказал: «Не бойся, только веруй» (Мк. 5, 36). А придя в Свое отечество, Он «не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф. 15, 38)…

Дело в том, что человек — не зеркало, просто отражающее нечто; и не бумага, на которой пиши что хочешь. Бог «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9), и человек несет в себе эту таинственную печать Божественного просвещения. Бог вдунул душу живую, и эта душа должна помнить, ради чего создана, и с Кем должна быть в союзе любви. В том-то и ужас, что Сотворивший человека «пришел к своим, и свои Его не приняли». Это непостижимо и противоестественно. Но зато «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12). Господь чудесами старался пробуждать тех, кто почти забыл о своем небесном отечестве. Но с другой стороны, если чудо совершалось, — это было свидетельством, что перед Господом души, которые все-таки помнят, из Чьих уст вышли, которые вместе со всеми от века благочестивыми царями и пророками именно «желали видеть» «и слышать».

Чудо и вера всегда рядом, как Бог и человек. Чудо, это — все, что делает Бог. Это и сотворение мира, и установление в нем определенного порядка. Это и промысел о всем творении, и — особый, о каждом человеке. Но только вера способна опознать чудо, как чудо, а не как «естественное», просто еще «научно» не объясненное.

И дай Бог, чтобы и вера наша и видела, и рождала чудеса, и чтобы чудеса эти еще более оживляли и укрепляли нашу веру.

Проповедь священника Константина Костромина.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, фарисей и грешница в сегодняшнем Евангелии от Луки живо напоминают нам притчу, рассказанную Господом Иисусом Христом Своим ученикам. Эту притчу вспоминаем мы с вами за две недели до начала Великого Поста. Напоминает нам притчу о мытаре и фарисее.

Сегодняшний отрывок немножечко более глубок. Притча, как Христос неоднократно говорит, является простым словом, доступным для всех. Когда спросили ученики у Христа, почему Он говорит притчами, Он им говорит о том, что притча более доступна и более понятна. Она более проста и содержащаяся в ней истина также более проста. Но именно благодаря своей простоте она более доступна для окружающих людей.

Тот рассказ, который мы слышали сегодня, и который является иллюстрацией из жизни и поведения Самого Господа Иисуса Христа, является жизненной иллюстрацией притчи о мытаре и фарисее.

Некто из фарисеев просил Христа вкусить с ним пищи, и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот женщина того города, которая была великая грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла сосуд с миром. Она кается, и она отдает жертву Богу. А фарисей думает про себя: Как это Он так? если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она — великая грешница. И фарисей молился о том же самом: Спасибо тебе, Господи, что я такой праведный, не такой, как этот мытарь. Фарисей, возлежащий с Иисусом Христом, думает о том же самом. Христос отвечает ему, но Он не может ему пересказать ту же притчу о мытаре и фарисее, ибо она будет слишком бросаться в глаза и задевать за живое.

Христос говорит другую притчу. Про двух должников, которым прощен долг. И тут же Христос говорит грешнице о том, что прощены ее грехи. Это те слова, которые являются так же выводом из притчи о мытаре и фарисее.

Мытарь, который просто просит у Бога простить ему грехи, получает прощение, а фарисей его не получает. И здесь получается, что возлежащий фарисей, хоть он и кормит Господа Иисуса Христа обедом, тем не менее, не слышит Господа.

Он задает Ему вопросы, он с удовольствием слушает поучения Христа. Когда Христос спрашивает, Я имею нечто сказать тебе, иначе говоря, спрашивает, можно ли Я тебе кое-что скажу? Он говорит: скажи, Учитель. Он внимает, но он не слышит. Христос буквально к нему обращается в Евангелии со словами: Имеющий уши, да услышит. Но он не слышит, и даже начинает сомневаться, когда Христос говорит о том, что, иди, прощены тебе грехи твои.

Дорогие братья и сестры, сокрушение о грехах, которое сопряжено опять-таки с искренним отношением к этим грехам, является залогом их прощения. Именно поэтому церковь начинает свой постный круг в Постной Триоди с рассказа об искреннем покаянии.

Мы должны с вами помнить об этом. И мало того, что мы должны помнить об этом, мы должны применять это в своей непосредственной жизни. Покаяние — пускай, грехов будет мало и пускай, мы будем плохо их сознавать — но это сокрушение в грехах будет искренним и горячим с отданием всего себя Богу и с принесением в жертву самого себя.

И только глядя на это искреннее делание нашего сердца, Господь ответит нам взаимным шагом, то есть прощением грехов. Фарисейство же осуждаемо Христом. Христос не только в этом отрывке из Евангелия, но часто осуждает именно такое благодушное отношение к собственному положению.

Конечно, мы должны благодарить Бога за те благодеяния, которые Он нам дает. Но человек, не чувствующий своей греховности, является неполноценным благодарителем. Он благодарит, но не от души. Потому что человек, чувствующий свою греховность, благодарит Бога, сознавая свое недостоинство для получения этих благодеяний. А в этом есть кротость и смирение. Кротость и смирение есть именно в этом и ни в чем другом. Поэтому, дорогие братья и сестры, давайте стремиться к искреннему осознанию своей греховности и искреннему благодарению Бога.

Только в этом случае мы будем уподоблены кающемуся мытарю, но не уподоблены самодовольному фарисею. О благодарении Господь говорит в других местах, мы помним об этом, но мы также не будем забывать и сегодняшний рассказ Господа о грешнице и фарисее и о том, что искреннее сокрушение в грехах в первую очередь приводит человека в Царство Божие. Аминь.

Проповедь протоиерея Александра Глебова

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Евангельский эпизод с прощением Христом грешницы в доме Симона-фарисея широко известен. Он нашел отражение и в искусстве, многие художники в своем творчестве обращались именно к этой истории. А прощенной грешницей предание называет Марию Магдалину, которую принято считать типичным образом обратившейся, покаявшейся падшей женщины. Правда, такое предание не имеет подтверждения, поскольку евангелист Лука не называет имени этой женщины.

Христа пригласил на трапезу фарисей по имени Симон. Это, пожалуй, единственный зафиксированный в Евангелии эпизод, когда фарисей проявляет гостеприимство по отношению к Спасителю. Но гостеприимство это было ложное. Симон оказал Христу очень холодный прием. Он даже не позаботился о соблюдении обычной вежливости того времени – такой, как помыть гостю ноги, поцеловать его в щеку, дать масло для помазания головы. Поэтому непонятно вообще, зачем Симон пригласил Христа в свой дом, если при этом он демонстрировал свое неуважение к Нему, которое выражалось в неисполнении перечисленных мною обычаев гостеприимства, которым в древности на Востоке люди следовали неукоснительно. Возможно, Симон пригласил Господа из любопытства, а, может быть, из-за враждебности. Он как бы попытался унизить Христа столь пренебрежительным отношением. Во время трапезы в дом Симона заходит женщина, которая пользовалась дурной репутацией в городе. Она припадает к ногам Христа, плачет, к тому же плачет так, что ее слезы как вода увлажняют ноги Христа, и она потом вытирает их своими волосами, целует Ему ноги и в завершение всего мажет их мирром. Не просто маслом, а мирром, это драгоценная ароматическая жидкость. Мирром помазывали на царство, умащали после смерти тела богатых людей. Сосуд мирра мог стоить целое состояние – и, может быть, это и было все ее состояние, которое женщина заработала своим грешным ремеслом. И как знак своего покаяния она выливает его на ноги Спасителя, показывая тем самым, что с этой минуты Христос – сокровище ее жизни. Она порывает со своим прошлым. Она в отличие от фарисея Симона оказывает Ему гостеприимство в своем сердце, отдает Ему все, что у нее было, выражает готовность слушать Его слово и исполнять его. Увидев такую картину, Симон про себя сделал вывод, что его гость никакой не пророк, как многие о нем говорят, а обыкновенный человек – потому что пророк или святой человек, конечно, прозрел бы, какая женщина к нему прикасается, и не допустил бы осквернять себя ее прикосновениями, тем более поцелуями. А в ответ на эту мысль фарисея Христос произносит притчу о двух должниках.

Два этих должника, представленные в притче, — это в первоначальном смысле указание на Симона-фарисея, который почитался праведным и не чувствовал необходимости во Христе, оказал ему очень холодный прием в своем доме, не столько просил Его благословения и наставлений, сколько критически изучал Его, пытаясь в Нем выявить какой-то недостаток. А вот эта раскаявшаяся женщина, которая осознала глубину своего падения, только во Христе увидела возможность изменения своей жизни и возможность спасения.

Но в более широком смысле два должника из притчи – это вообще два типа людей. С одной стороны, те, кто не имеет необходимости в Боге, кто самодоволен и чувствует себя самодостаточным. А с другой стороны, те, кто только на Господа уповают, кто осознает, что любовь Божия настолько простирается к нему, что попаляет тернии всех его прегрешений. И поэтому они стараются отвечать Богу взаимностью – пускай не без ошибок, пускай не без падений, но все-таки пытаются следовать за Ним. Христос является ориентиром их жизни.

В чем опасность вызовов сегодняшнего времени – скажем, вызовов, которые идут к нам из западной цивилизации? Опасность в том, что люди пытаются построить счастливое общество без Бога, опираясь только на свои собственные силы. Нет, никто там не запрещает ходить верующим людям в храм, но Бог и те ценности, которые Бог открыл людям, они отодвигаются куда-то на периферию жизни. И у сегодняшней западной идеологии нет необходимости в Боге, Он не нужен. Его открыто не гонят, но как Симон-фарисей, и не оказывают Ему должного гостеприимства, подвергают сомнению и критике Его слова, говоря, что подлинной ценностью в их глазах обладает не Божественное откровение, не Слово Божие, а Декларация прав человека. А ограничения, которые накладывает Церковь, являются унизительными для человеческой личности и не соответствующими принципу свободы. И вот когда сегодня все громче и громче раздаются голоса, призывающие и нас строить такое же, по сути безбожное общество, которое, якобы, приведет нас к повальному счастью, — надо не терять голову и просто вспомнить совсем недавнюю историю. Да ведь мы только что пытались построить вот такое счастливое общество без Бога. На алтарь этого светлого будущего были принесены многомиллионные жертвы, невероятные страдания всего нашего народа – и в конце ХХ века все это рухнуло. И ведь причина не в том, что экономика была неэффективной, а в том, что людям не дано обрести счастье и благополучие без Бога, отвергая Его или отвергая установленный Богом порядок жизни. И вот когда мы сегодня смотрим, как некоторые государства демонстрируют свою независимость от Божественного откровения, ставят во главу угла человеческую вседозволенность, которую они именуют великим словом «свобода», как бравируют тем, что Бог им не нужен, и что они сами знают, как жить и что надо делать, — то нам надо не стремиться к ним, а оградиться от них, понять то, что они – обречены. Потому что жизнь, построенная не на Слове Божием, уже дает результаты. Народ развращается, деградирует, старается потреблять как можно больше – при этом делая как можно меньше, и в конечном итоге выраждается, быстрыми темпами поглащается иной цивилизацией, более здоровой в религиозной и моральной установках.

Путь раскаявшейся грешницы, путь должника из притчи, которому было прощено пятьсот динариев, — это единственно верный путь, при котором человек, осознавая свои недостоинство и слабость, полагается на милость и помощь Божию, в которой он видит всю свою надежду и с помощью которой он пытается преобразовать свою жизнь и жизнь окружающих его людей. Аминь.

События Русской истории

1653 — в царствование Алексея Михайловича издан Таможенный устав, установивший единую рублевую пошлину на территории России. Ныне отмечается как День таможенника (с 1995 года).

1762 — Екатерина II повелела заселить малообжитые районы России, в том числе Украину, иностранцами.

1799 —  установлено празднование святому Иоанну, Крестителя Господня, на память перенесения из Мальты во град Гатчину креста из части Древа Животворящего Креста Господня, Филермского чудотворного образа Божьей Матери, написанного святым Евангелистом Лукой и десныя руки мощей святого Иоанна Крестителя

1799 — произошло бракосочетание Великой Княжны Елены Павловны с наследным принцем Фридрихом-Людвигом Мекленбург-Шверинским

1812 — состоялось сражение с отступающими французами под Малоярославцем, в результате которого Наполеон, понеся серьезные потери, вынужден был отступать по разоренной Смоленской дороге

1817 — в Москве на Воробьевых горах в присутствии императора Александра I заложен храм Христа Спасителя по проекту А. Л. Витберга.

1854 — Балаклавское сражение в ходе Крымской войны.

1866 — произошло миропомазание будущей Императрицы Марии Феодоровны, супруги Императора Александра III, Матери святого Царя Николая II , урожденной принцессы Датской Марии-Софии-Фредерике-Дагмар, при присоединении к православию ей наречено имя благоверной Великой Княгини Марии Феодоровны. Свидетелем при этом была Императрица Мария Александровна, супруга Императора Александра II

1922 — в четыре часа дня части Народно-революционной армии Дальневосточной республики под командованием И. Уборевича вошли во Владивосток. Суда с остатками японских и белогвардейских войск покинули город за два часа до вступления в город его освободителей. Последние интервенты покинули Советскую Россию, в стране завершилась гражданская война. Через три недели Дальний Восток стал составной частью Советской республики.

1943 — освобождение войсками 3 Украинского Фронта города Днепропетровска в ходе Днепропетровской операции.

1935 — двуглавый орел на Спасской башне Кремля заменен на пятиконечную звезду, а 1 ноября 1935 г. звезды  появились на Троицкой, Никольской, и Боровицкой башнях

1946 — советское правительство поручило Министерству юстиции рассматривать все дела по хищениям социалистической собственности в течение десяти дней.

Родились

1350 — родился Великий Князь Дмитрий Донской
1715 —. родился Государь Император Петр II Алексеевич. (внук Петра I, сына царевича Алексия Петровича) в Петербурге

1843 — Глеб Иванович Успенский (ум. 1902), писатель («Разорение», «Власть земли»).

1857— родился граф Ф. А. Келлер (ум. 25 ноября 1918 г. по ст. ст.), — единственный генерал, оставшийся верным присяге Царю

1860 — Николай Семёнович Самокиш (ум. 1944), русский советский живописец и рисовальщик-баталист.

1864 — Александр Гречанинов (ум. 1956), композитор («Добрыня Никитич»).

1865 — Дмитрий Алексеевич Абельдяев, русский писатель (ум. не ранее 1915).

1868 — Карл Карлович Григорович (ум. 1921), скрипач-виртуоз, прозванный русским Сарасате.

1885 — Карп Демьянович Трохименко (ум. 1979), народный художник Украины.

1945 — Григорий Давидович Брускин, российский художник-модернист.

1975 — Эдуард Багиров, современный российский писатель.

Скончались

2006 — Галина Сергеевна Колпакова, кандидат искусствоведения, профессор кафедры всеобщей истории искусств Российской академии живописи, ваяния и зодчества, ведущий российский специалист в области византийского и древнерусского искусства.

2008 — Верховодов Пётр Александрович, физик, занимался рентгено-спектральным анализом.

Оставьте комментарий!