Православный календарь 16 Октября(3 Октября по ст.ст.)
Октябрь 15th 2010 -
Православный календарь 16 Октября(3 Октября по ст.ст.)
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В этот день:
Блаженный Исихий Хоривит, безмолвник
Преподобный Дионисий Печерский, затворник
Преподобный Иоанн Хозевит, Кесарийский
Священномученик Дионисий Ареопагит (Афинский), апостол от 70-ти
икона Дионисий Ареопагит
Священномученик Елевферий Парижский, диакон
Святитель-исповедник Агафангел, митрополит Ярославский
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы
Тропарь священномученика Дионисия Ареопагита
глас 4
Благости научився и трезвяся во всех,/ благою совестию священнолепно оболкся,/ почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная/ и, веру соблюд, равное течение совершил еси,/ священномучениче Дионисие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак священномученика Дионисия Ареопагита
глас 8
Небесная врата прошед духом, яко ученик/ до третияго Небесе достигшаго апостола, Дионисие,/ неизреченных обогатился еси всяким разумом/ и озарил еси во тьме неведения седящия./ Темже зовем:// радуйся, отче всемирный.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(1 Кор. 15, 58-16, 3; Лк. 5, 17-26). «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю, встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Отпущение грехов чудо внутреннее, духовное; исцеление от расслабления — чудо внешнее, естественное действие Божие на мир, вместе с тем физическое. Этим событием оправдывается и утверждается привтечение силы Божией и в порядке мира нравственного, и в течении явлений мира физического. Последнее в видах первого, ибо в нем цель всего. Господь не наcилует свободы, а вразумляет, возбуждает, поражает. Лучшее к тому средство — чудо внешнее. Быть ему положено тогда, когда было положено быть разумной твари, управляющейся свободою. Эта связь так существенна, что отвергающие сверхъестественное действие Божие на мир, вместе с тем отвергают и свободу человека, в сознании, что последняя необходимо вызывает первое; и наоборот, иcповедующие истину воздействия Божия в мире, поверх естественного течения явлений, могут смело им говорить: мы чувствуем, что мы свободны. Сознание свободы также сильно и неотразимо, как сознание бытия. Свобода же неотложно требует непосредственных промыслительных Божиих действий: следовательно, и их признание также твердо стоит, как сознание свободы.
Проповедь на каждый день
О покрывале
(Лк. 6, 1-10)
(2 Кор. 3, 12-18)
Во Втором послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое».
Лицо Моисея, когда он с Синайской горы сошел к народу, «стало сиять лучами, оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему». И тогда Моисей стал полагать на лицо свое покрывало, когда говорил с народом. «Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил» (Исх. 34, 29—35). Так, хотя Моисей и принес закон, но не мог передать самое главное: свою личную близость к Богу, свою личную праведность. О народе постоянно говорится, что он был «жестоковыйный» (Исх. 32, 9), а о Моисее — что он «был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис. 12, 3).
Вспоминая этот прообраз, Апостол переносит его на своих современников, на тех Иудеев, которые упорно не принимали Христа. «Умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета; потому что оно снимается Христом». Поэтому, кстати, начинать изучение Священного Писания лучше не с Ветхого Завета, а с Нового, где в частности показывается и соотношение двух Заветов. Например, в Нагорной проповеди сравнивается, что сказано через Моисея «древним», и что должно быть на самом деле. «Древним сказано: не убивай». А на самом деле нельзя даже гневаться. «Древним сказано: не прелюбодействуй». А на самом деле нельзя и в сердце допускать нечистую мысль. Ветхозаветные заповеди -лишь первая ступень: воздержание от злых дел. А впереди — совершенное очищение сердца.
Так и ветхозаветные ритуальные предписания -лишь первая ступень послушания Богу. А совершенный человек — готов отвергнуться себя, взять свой крест, и следовать за Христом, который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 8).
А два сегодняшних евангельских примера снимают покрывало с заповеди о субботе. Суббота была дана, «чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, и осел твой, как и ты» (Втор. 5, 14). Заповедь о субботе, это заповедь о милости и к себе, и к подвластным. Поэтому суббота не может препятствовать, чтобы напитался голодный и исцелился больной.
На Ветхом Завете лежит покрывало самого страшного национализма — религиозного. Сам Бог, Творец неба и земли когда-то повелевал Израилю в иных случаях безжалостно истреблять целые народы, мера беззаконий которых переполнялась (Быт. 15, 16). И еще на Ветхом Завете — покрывало двойной морали, когда одно предписывается по отношению к единоплеменникам, а другое — по отношению к чужим.
И только Христос ставит точку над всем временным и относительным. Отныне — новый Божий народ, новый Израиль — из всех людей, отовсюду приходящих ко Христу. Христос отверзает «ум к уразумению писаний» (Лк. 24, 45), показывая, что все пророки указывали на это, уже наступившее время.
А для религиозных поклонников только Ветхого Завета — на нем по-прежнему покрывало. Они продолжают считать себя раз и навсегда единственным Богоизбранным народом; они продолжают ожидать кого-то, кто снова соберет их вместе, восстановит храм и покорит им все народы. Они продолжают праздновать свою пасху, эту политическую победу над врагом, и не видят новой, истинной Пасхи — победы над грехом и смертью. И «доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их». И только «когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается».
Но иногда приходится слышать: как я могу обратиться ко Христу? Это значит — предать свой народ, отречься от него. Но в этом случае ты сам клевещешь на свой народ, утверждая, что только ненависть ко Христу образует из твоего народа единое целое.
События русской истории
1959 — в Москве сооружены первые подземные пешеходные переходы.
1962 — впервые вышла в эфир радиостанция «Юность».
Родились
1855 — Андрей Андреевич Кофод (ум. 1948), русский государственный деятель датского происхождения, специалист по аграрному вопросу, этнограф.
1873 — Лев Александрович Чугаев (ум. 1922), русский химик, основатель российской школы по химии комплексных соединений.
1897 — Ильф, Илья Арнольдович, русский советский писатель (ум. 1937)
Скончались
1791 — Григорий Александрович Потёмкин-Таврический (р. 1739), белорус, русский государственный деятель, граф, светлейший князь, генерал-фельдмаршал.
1833 — Адрей Тимофеевич Болотов (р. 1738), писатель и учёный, один из основателей русской агрономической науки, мемуарист.
1879 — Сергей Михайлович Соловьёв (р. 1820), историк, создатель «Истории России с древнейших времён».
1908 — Николай Федотович Бажин (р. 1843), русский писатель 60-х годов XIX века, принадлежавший к реалистической школе Писарева и Чернышевского.
1923 — Лев Александрович Тихомиров (р. 1852), русский общественный деятель, в молодости — революционер-народоволец, один из издателей «Вестника Народной воли»; в 1888 отрёкшийся от революционных убеждений и, после помилования и возвращения в Россию, ставший ярым монархистом.
1963 — Владимир Матвеевич Бахметьев (р. 1885), русский писатель.