Гонения на епископа Артемия – удар по косовским сербам. Георгий Энгельгард
Февраль 23rd 2010 -
13 февраля Синод Сербской Православной Церкви (СПЦ) отстранил епископа Рашко-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия (Радосавлевича) от управления епархией. Епархиальным администратором был назначен Афанасий (Евтич), бывший епископ Захумско-Герцеговинский. Первое при новом сербском Патриархе Иринее (Гавриловиче) серьезное кадровое решение не может не вызвать долгосрочные внутрицерковные и политические последствия.
Епископ Артемий — один из наиболее известных архиереев СПЦ. Он управлял Рашко-Призренской епархией СПЦ с 1991 г., сменив на этом посту недавно скончавшегося сербского Патриарха Павла. Ему выпало тяжелейшее бремя — эскалация косовского кризиса в 1990-х, военная кампания НАТО и оккупация края в 1999 г., постепенное превращение Косова и Метохии в албанское государство в 2000-х. Все эти годы владыка Артемий был одной из ключевых фигур сербской общины Косова, неустанно отстаивая интересы своей паствы на местном и на международном уровнях.
Он выступал против косовской политики правительства С.Милошевича, неоднократно встречался с албанскими лидерами и представителями Запада. Это сыграло свою роль после оккупации Косова войсками НАТО летом 1999 года.
Сербские чиновники покинули край вместе с уходившей армией, но православное духовенство во главе с епископом Артемием осталось в Косово. Как и во времена турецкого владычества Церковь оказалась единственным защитником косовских сербов. Миссия ООН и командование КФОР признавали за владыкой Артемием статус ведущего представителя сербской общины, что позволяло ему постоянно бороться как за местные интересы своей паствы (помощь в обеспечении охраны из миротворцев, организация доставки и распределения гуманитарной помощи, посещение изолированных сербских анклавов, создание системы народных кухонь в анклавах, регулярный сбор и привлечение помощи из Сербии и из сербской заграничной диаспоры, привлечение внимания к случаям гонений со стороны албанцев) и за интересы политические — на международной арене епископ активно выступал против отделения Косова от Сербии.
В разгар дискуссий вокруг плана Ахтисаари в 2006 г. епископ Артемий на средства епархии предпринял широкую международную пиар-кампанию в защиту целостности Сербии. Для этого была ангажирована американская лоббистская фирма, а сам архиерей интенсивно выступал на самых разных площадках — от Конгресса США и евроструктур в Брюсселе до ЮАР, требуя учета интересов косовских сербов. Столь же активно владыка Артемий действовал и в Сербии, добиваясь от Белграда реальной, а не декларативной защиты интересов соплеменников в Косово.
Деятельность епископа в 2006 г. в значительной степени сорвала график реализации плана Ахтисаари, предотвратив пассивную позицию сербского руководства. Позднее официальный Белград последовал примеру мужественного архиерея, развернув международную агитацию в поддержку своих прав на Косово.
К концу 2000-х гг. епископ Артемий стал серьезной помехой для международных структур, перекраивающих Балканы. Вовлеченные в косовский процесс западные дипломаты и политики постоянно выражали недовольство «радикализмом» епископа, никак не желавшего публично одобрить их действия в крае. Остальных лидеров косовских сербов всегда можно было обвинить в нелегитимности, но права Сербской Церкви были официально признаны и ООН, и другими международными структурами. Недовольство Запада постепенно стало дополняться и раздражением нынешних властей Белграда. Владыка Артемий плотно сотрудничал с прежним правительством В.Коштуницы, открыто поддержав его на выборах 2008 г. и регулярно обвинял администрацию президента Б.Тадича в бездеятельности на косовском направлении.
Епископ указывал, что долг государства — применить все средства, включая и силу для защиты целостности страны и безопасности сограждан. Глава епархии регулярно публично осуждал любые уступки Белграда структурам международного присутствия в Косово. Весьма скоро новые власти стали платить Артемию взаимностью. При поездках в Косово президент Б.Тадич демонстративно его игнорировал, посещая монастыри края без уведомления правящего архиерея. Тот же, в свою очередь, не упускал случая открыто упрекнуть главу государства в нарушении протокольных приличий.
В середине 2009 г. в белградские СМИ пошли «утечки» о масштабах государственной поддержки косовской епархии вместе с обвинениями епископа в непомерных тратах (месячные расходы владыки достигали 1500 евро) и злоупотреблениях.
Масла в огонь добавил визит вице-президента США Дж.Байдена в Белград в мае 2009 г. Власти Сербии придавали визиту огромное значение, а строптивый епископ публично не благословил посещение Байденом знаменитого монастыря Дечаны. Основание: Джо Байден — один из главных проповедников бомбардировок 1999 г. и принадлежит к числу активных покровителей косовской политики США. Правительству пришлось срочно прибегнуть к помощи Синода СПЦ, который «во имя христианской любви и гостеприимства» отменил решение владыки Артемия и пригласил Байдена посетить православную святыню.
4 февраля 2010 года епископ Артемий был в числе организаторов Собора косовских сербов в Митровице, созванного в связи с угрозами Приштины провести «реинтеграцию севера». В резолюции Собора отмечалось, «что сегодня Косово гораздо дальше от Сербии, чем до прихода нынешних властей. ...Косово и Метохия постепенно, но последовательно приносится в жертву евроатлантическим интеграциям. Для властей Белграда настал последний момент изменить политику и действительно защитить Косово».
Среди членов Синода СПЦ также росло недовольство косовским епископом, мешавшим поддержанию безоблачных отношений с международными структурами. После албанского погрома 17 марта 2004 г. епископ Артемий подал иск в Международный суд против западных государств, войска которых допустили волну насилий и разрушений. На Западе это вызвало раздражение, и Синод потребовал от епископа отозвать иск. Одновременно он упорно отказывался подписывать Меморандум о восстановлении разрушенных храмов с Советом Европы и с переходными косовскими властями. Епископ постоянно заявлял о недопустимости «поручать разрушителям восстановление святынь» — к работам привлекались албанские компании, а епископ требовал проведения профессиональной реставрации с привлечением сербских и зарубежных специалистов. В итоге в 2005 г. Меморандум был подписан Патриархом Павлом через голову косовского владыки. Восстановительные работы зачастую проводились неумело и небрежно, отчего сам проект и не принес ожидавшегося снижения межобщинной напряженности в крае.
Ситуация повторилась, когда владыка Артемий отказался принять восстановленные объекты и опубликовал критический отчет о низком качестве работ. Попытки добиться от него согласия провалились, и от имени СПЦ документ о приеме ряда объектов подписал епископ Нишский Ириней (Гаврилович), в январе 2010 г. ставший новым сербским Патриархом.
Раздражали многих и богословские взгляды епископа. Ученик выдающегося сербского богослова преподобного Иустина (Поповича), владыка Артемий продолжает его традицию строгого святоотеческого православия. Он последовательно выступает против экуменизма, осуждает модернистские течения в современном сербском епископате и внесение богослужебных изменений. Монашество Рашко-Призренской епархии стало одним из бастионов ревнителей святоотеческой веры в СПЦ. По свидетельству его последователей, владыка прямо говорил, что «лучше потерять Косово, чем впасть в ересь». Такие воззрения неизбежно сталкивали епископа Артемия с епископами-модернистами, сторонниками расширения контактов с инославными, в первую очередь — с Ватиканом.
В последние годы раздражение Синода вылилось в планомерное давление на непокорного владыку. В 2006 г. наместник монастыря Дечани Теодосий (Шабалич) был возведен в сан епископа и назначен викарным архиереем Рашко-Призренской епархии. Постепенно владыка Теодосий, проводящий политику взаимодействия с международными структурами и с властями Приштины, превратился в основного контрагента Синода СПЦ в Косово. Постоянном нападкам подвергалось и окружение Артемия, а самого его обвиняли в неподчинении решениям Синода и в финансовых нарушениях.
5 февраля Синод СПЦ направил в епархию комиссию во главе с митрополитом Амфилохием (Радовичем) и епископом Григорием (Дуричем) для проверки ведения «финансово-материальных дел». Результатом деятельности комиссии стало обвинение руководства епархии в финансовых и имущественных нарушениях, в частности в деятельности учрежденной епархией строительной фирмы, системы благотворительных кухонь и в продаже части церковных земель албанцам. Последний пункт призван подорвать репутацию борца за Косово, хотя средства от сделки пошли на оплату заграничной лоббистской кампании против отделения Косова. В вину епископу Артемию был поставлен отказ уволить его ближайшего сподвижника, епархиального секретаря игумена Симеона (Виловского) и производство его в сан архимандрита без согласия Синода.
По сообщениям сербской прессы, еще в январе некоторые западные дипломаты в Белграде выражали надежду на возможные «персональные изменения» в косовской епархии.
12 февраля поддержку владыке Артемию выразили лидеры и участники Сербского национального веча Косова и Метохии и Сербского национального веча Северного Косова «во всей его деятельности последних десяти лет по сохранении сербов и сербского государства на Косово», обвинив «часть международного сообщества и часть официального Белграда в поиске послушных кадров в епархии для разрушения и последнего столпа сербской общины в крае».
13 февраля Синод СПЦ на основании доклада комиссии назначил официальное расследование обстановки в Рашко-Призренской епархии, на время которого отстранил епископа Артемия от управления епархией. Текущее руководство было поручено администратору, которым назначен находящийся на покое епископ Афанасий (Ефтич). На первой пресс-конференции по итогам заседания епископ Бачский Ириней (Булович) выступил с весьма осторожных позиций, возложив всю ответственность за нарушения на окружение владыки Артемия.
Назначенного администратором епископа Афанасия (Евтича) вместе с митрополитом Амфилохием (Радовичем) и епископом Артемием в 1990-х годах называли «тремя А» Сербской Церкви. Ученики преподобного Иустина (Поповича) тогда вместе выступали против режима Милошевича за возрождение Православия и национальных традиций. Но в последние годы позиции и взгляды владык Амфилохия и Афанасия претерпели эволюцию, что обострило и их личные отношения с прежним соратником. Первые же шаги епархиального администратора усилили напряжение внутри СПЦ. Епископ Афанасий занял епархиальный центр в монастыре Грачаница и попытался не допустить в него сторонников владыки Артемия. Распространённые по всему миру кадры драки монахов у стен обители нанесли несомненный урон образу Сербской Церкви. Новое руководство подвергло разгромной критике действия предшественников и закрыло епархиальный сайт. Борьба выплеснулась в Интернет, так как очень многие сербские клирики и миряне не смирились с гонением на владыку Артемия.
Лидеры Сербского национального Веча Косова и Метохии добились права посетить епископа для выражения ему своей поддержки. После встречи они заявили, что сейчас епископ Артемий фактически находится под домашним арестом в своих кельях в Грачанице.
Сербские СМИ захлестнула волна выступлений против епископа Артемия и его окружения. 17 февраля был арестован Предраг Суботички, глава епархиальной строительной фирмы «Раде Неимар», обвиненный в присвоении 300 тыс. евро.
Сомнителен сам «хозяйственный» характер обвинений. Известно, что деятельность многих епархий СПЦ протекает в «серой зоне» экономики, вдали от строгого налогового учета и безналичных операций. Исключительное положение Рашко-Призренской епархии, находившейся под внешней оккупацией и в условиях многолетней анархии, подразумевало использование соответствовавших механизмов и методов, и внезапное «прозрение» ревизоров в такой обстановке выглядит весьма неискренне. Столь же очевидно, что будь владыка Артемий стяжателем, ничто не мешало бы ему получить куда большие средства, пойди он на сотрудничество с идеологами отторжения Косова.
Гонения на мужественного архиерея Сербской Православной Церкви уже породили серьезные проблемы:
Жесты нового патриарха в сторону Ватикана, одобренное им «гонение обновленцев на владыку-исповедника» постепенно трансформируют ещё недостаточно сплочённое «зилотское» крыло Сербской Церкви в консолидированное объединение, способное оказать серьезное сопротивление нынешнему курсу синодальных властей.
Беспрецедентная кампания очернения владыки Артемия и его помощников, поддержанная ведущими (прозападными) сербскими СМИ, подрывает репутацию Церкви в сербском обществе. Тяжёлый удар нанесен и по косовским сербам, которым показали, что ждёт твердых борцов с отделением края.
Избавление от непреклонного епископа может стать для Бориса Тадича пирровой победой — ведь теперь любое осложнение положения косовских сербов не спишешь на «неразумного владыку». Без «церковного радикала» официальный Белград будет ещё податливее на давление Запада.
Отстранение и дискредитация епископа Артемия стали для властей Приштины дорогим подарком ко второй годовщине «независимости» края. Ненавистный албанцам противник устранен руками самих сербов, а штаб сопротивления, каким была раньше епархия, погружен в усобицу. Всё это должно помочь косовским албанцам в осуществлении их планов «реинтеграции Северного Косова».
Тэги: православие, Синод