«Казачий листок» №8 Луганский округ Донских казаков
Октябрь 25th 2010 -
За веру полагали свою жизнь
– в этомъ вся исторiя казачества.
«Казачий листок» №8 Луганский округ Донских казаков
«С БОГОМ!» — и маршал поклонился солдатам...
В октябре 1941 года немецкие войска начали решительное наступление на Москву.
Рядовой Сергей Кравцов был в числе тех десантников, которые по призыву маршала Г. К. Жукова вступили в бой с огромными силами противника и задержали его продвижение к столице.
Дорогой ценой досталась нашим солдатам эта победа. Оставшиеся в живых свято верили в то, что все случившееся тогда с ними было великим и истинным чудом. Свидетелем этого чуда был и Сергей Кравцов – автор этого волнующего рассказа.
Дорога на Москву была открыта. Ввиду критического положения Ставка назначала командующим Западным фронтом генерала армии Георгия Константиновича Жукова. Зимой 1941 года Жуков направился в небольшой городок, где временно разместился штаб армии.
Однажды, выходя из штаба, он встретился с летчиком, который предоставил сведения о прорыве на Можайском шоссе колонны бронемашин и грузовиков с солдатами и пятидесяти четырех танков, идущих прямым ходом на Москву.
Зайдя в штаб, Жуков обратился к присутствующим в штабе командирам: «Что будем делать? Немцы идут к Москве. Как вы могли не укрепить стратегически важное шоссе, не закрыть танкоопасное направление! Такую колонну трудно остановить! Сейчас нет никакой возможности бросить им войска наперерез... Есть ли бомбардировщики на аэродроме?»- «Есть, но израсходованы бомбы. Ни одной не осталось. Можно транспортные ТБ-3 послать в Москву на склады», — предложил один из генералов. «Не успеть...»- Жуков задумался и неожиданно приказал: «Готовьте десант!»- «Нет парашютов», — подал голос один из летчиков. Готовьте десант!»- повторил Жуков. – Когда я ехал сюда, видел на марше только что прибывший свежий полк сибиряков недалеко от аэродрома – задержать его и повернуть к самолетам. Едем туда».
Когда начальство прибыло на аэродром, полк сибиряков был уже выстроен на летном поле. «Братья!- обратился Жуков к новобранцам. –Колонна немецких танков прорвалась к Москве и скоро будет в столице... Нет никаких средств их остановить. Я не могу вам приказать пойти на такое... Я прошу вас... Нужны только добровольцы. Вон в тех машинах собраны противотанковые ружья, гранаты и взрывчатка... Ставлю задачу, равной которой не было в истории войн и, наверное, не будет... На бреющем полете надо выбросить десант в глубокий снег перед танковой колонной и остановить ее. Нужно будет прыгать без парашютов — их нет... Нет у нас и иного выхода. Добровольцы! Три шага вперед!» Колыхнулся и единым монолитом весь полк сделал три шага. Ни одного не осталось на месте. «С Богом! Таких солдат нет ни в одной армии мира. И никогда не будет!»- Жуков низко поклонился солдатам.
В то время как последний самолет оторвался от земли, Жуков сжал иконку Божией Матери. Которую носил с собой с самого начала войны, и прошептал слова молитвы. Потом, не страшась уже никого, уверенно перекрестился и тяжелой походкой направился к машине. Усаживаясь, сказал шоферу: «Не могу себе представить ни американца, ни англичанина, ни даже немца, который добровольно без парашюта прыгает с самолета!»
То, что произошло потом, действительно было чудом- чудом ратного подвига и духовной силы, чудом всевышнего заступничества и помощи.
...Немецкая колонна двигалась по заснеженному шоссе. Вдруг впереди появились низко летящие русские самолеты — они, словно собираясь приземляться, стлались над самой землей. На высоте нескольких метров из самолетов, как гроздья, посыпались люди. От их падения снег вздымался, как после взрывов снарядов, люди кувыркались в снежных вихрях и тут же вступали в бой. Призраки в белых полушубках бросались под танки со связками гранат, стреляли из противотанковых ружей и автоматов, сея панику и смерть в немецкой колонне. Атака была столь стремительной, что немцы не сразу смогли организовать отпор. Прожженные противотанковыми ружьями, взорванные гранатами, горели танки. Лишь спустя некоторое время, имея большое превосходство в живой силе и технике, немцы сумели принять бой и с помощью танков, пехоты и бронемашин отразить русскую атаку, расстреляв почти всех десантников. Немцы радовались победе, тем более что к ним подошла и вступила в бой колона танков, мотоциклов, автомобилей с пехотой и бронемашин... Они не сразу заметили, что из-за леса вновь вынырнули русские самолеты, и на головы немецких солдат буквально обрушилась новая волна десантников, которые прыгали с высоты 5-10 метров на огромной скорости.
Русские воины вступали в сражение, не теряя ни секунды, — казалось, что они начинали стрелять, еще не достигнув земли. На этот раз немцы проиграли бой. Взорванные бронемашины и танки, перегородившие пути к отступлению остальной колонне, превратили ее в хорошую мишень. Лишь несколько танков и бронемашин сумели вырваться из этого огненного ада и на предельной скорости помчались назад. Казалось, что не только экипажи, но и сами боевые машины охватил панический ужас, что не только люди, но и танки возвещали окрестностям о том кошмаре, из которого они только что выбрались.
Таинственное значение православного креста.
Восьмиконечный крест – самый распространенный в России.
Над средней перекладиной этого креста, которая длиннее других, находиться прямая короткая перекладина, а под средней перекладиной — короткая косая перекладина, верхний конец обращен на север, нижний, — на юг.
Верхняя малая перекладина символизирует дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата на трех языках, «Иисус Назорей Царь Иудейский» и прибитая над главой Распятого Спасителя. Нижняя перекладина – подставка для ног, призванная служить для увеличения мучений Распятого, так как обманчивое ощущение некоторой опоры под ногами побуждает казнимого невольно пытаться облегчить свою тяжесть, опираясь на нее, чем только продлевается самое мучение. В литургическом тексте 9-го часа службы Кресту Господню читаем: « Посреде двою Разбойнику мерило праведное обретеся Крест твой: овому убо низводиму легчашуся от прегрешений к познанию богословия». Одному разбойнику, низводимому во ад «тяготою хуления», произнесенного им на Христа, он стал как бы перекладиной весов, склонившейся вниз под этой страшной тяжестью; другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: «днесь со Мною будеши в раю» (Лк. 23,43), крест возносит в Царство Небесное.
Форма этого Креста более всего соответствует тому Кресту, на котором был распят Христос. Поэтому такой Крест уже не только знамение, но и образ Креста Христова. Догматически восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой – это жизнь будущего века, Царство Небесное, почему один из концов такого Креста указывает вверх, в небо. Это значит также, что путь в небесное Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг, по слову Его: «Я есмь путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14,6).
Когда на восьмиконечном Кресте изображен распятый Господь Иисус Христос, Крест в целом становиться Полным образом Распятия Спасителя и потому содержит в себе всю полноту силы, заключенной в крестном страдании Господа, таинственное присутствие Христа распятого.
Древний вид Распятия изображает Христа простершим руки широко и прямо вдоль поперечной центральной перекладины: тело не провисает, а свободно покоится на Кресте. В отличие от более позднего изображения Тела Христа провисшим, руки подняты вверх и в стороны; здесь видно страдающее в пытке человеческое тело Спасителя. Но такой образ не передает собою всего догматического смысла этих крестных страданий.
Первый, древний вид Распятия как раз являет нам образ вознесенного на Крест Сына Божия, распростершего руки в объятии, в которое призывается и привлекается весь мир. Смысл этот заключен в словах Самого Христа, сказавшего ученикам и народу: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12,32). Сохраняя образ страдания Христа, такой вид Распятия в то же время удивительно точно передает догматическую глубину смысла его. Христос в Своей Божественной любви, над которой смерть не властна и которая, страдая, простирает к людям со Креста Свои объятия. Поэтому Тело Его не висит, а торжественно покоится на Кресте. Здесь Христос, распятый умерший, удивительным образом жив в самой смерти Своей. Это глубоко соответствует догматическому сознанию Церкви. Привлекающее объятие Христовых рук объемлет всю Вселенную, что особенно хорошо представлено на старинных бронзовых Распятиях, где над главою Спасителя, в верхнем конце Креста, изображается Святая Троица, или Бог Отец и Бог Дух Святый в виде голубя, в верхней короткой перекладине – приникшие ко Христу ангельские чины; у правой длани Христа изображается солнце, а у левой – луна, на косой перекладине у ног Спасителя изображен вид города как образ человеческого общества, тех градов и весей, по которым ходил Христос, проповедуя Евангелие; под подножием Креста изображена покоящаяся голова (череп) Адама, грехи которого Христос омыл Своею Кровью, а еще ниже, под черепом, изображена то древо познания добра и зла, которое принесло смерть Адаму и в нем всем его потомкам и которому противопоставлено теперь древо Креста, оживотворяющее собой и дающее вечную жизнь людям. Пришедший во плоти в мир ради крестного подвига Сын Божий таинственно объемлет Собою и проникает Собою все области бытия Божественного, небесного и земного, исполняет Собою все творение, всю вселенную.
В личной духовной жизни человека вертикальная линия Креста означает искреннее стремление души человеческой от земли к Богу. Эта тоже тайна, ибо человек должен постоянно сочетать любовь к Богу с любовью к ближним, хотя это далеко не всегда получается у него.