«Казачий листок» №2 Луганский округ Донских казаков
Октябрь 24th 2010 -
«Казачий листок» №2 Луганский округ Донских казаков
Черные клобуки — так называли, русы предков донских казаков.
Русские летописцы уделяют нашим предкам не так уж много внимания, но и те данные, которые о черных клобуках сохранились в летописных записях, дают возможность восстановить образ первоначальной их связи со славянской Русью, а попутно и осветить некоторые моменты из их жизни, их внешние и духовные черты и особенности.
Первая короткая заметка о людях, пришедших на Днепр с Дона, говорит о том, что среди киевлян-язычников были дружинники христиане. Их называли Козаре и в 944 году они присягали в церкви Св. Ильи. Козарами здесь называются анане или приазовские славяне (будущие бродники и черкасы). Кроме них в Хозарии христиан не было. Остальные подданные и сама власть были иудейской, магометанской или языческой веры.
На Руси в это время княжил князь Игорь. Его сын Святослав в 965 году отобрал от хозар северо-западный Кавказ, основал здесь Томаторканское княжество, а пленных ясов и касагов привел с собой под Киев. По всей видимости, он их поселил на левом берегу Днепра, основав здесь г. Переяслав. Ясы это ирано-скандинавский народ, одна из ветвей ананской группы. Их потомки называются осетинами. Касаги же или касоги, это жители кавказских предгорий -Касаюн, т. е. великие сагины. Их вспоминает Прокопий Кесаритский в VI-м веке. Это предки нынешних кабардинцев и частично казачьи. Кабардинцев осетины и теперь называют касагон. Представители этих племен, вероятно, были в большом числе в дружине Святослава и он от них перенял кавказский, ананский обычай оставлять на бритой голове клок волос — оселедец.
Ясы и касаги, по понятиям киевлян, были черкасами. Они отличались своеобразной внешностью, особенными костюмами, они всегда носили черные меховые папахи. От головного убора и произошло первое их славянское прозвище – черные клобуки, черные шапки. Сами они вероятно, себя так не называли, а в первые века различались по племенам: чиги, торпеи, ковуи, ольберы и т. п. Крестивший Русь Владимир Святославович призывал к себе на помощь с Донца конницу торков. В 985 году он ходил с ними в поход на Камских болгар.
Его сын Мстислав Храбрый создал целую эпоху в деле переселения черкасов с Кавказа и с Дона. Ему от отца пришелся степной удел, где население еще почти целиком состояло из кочевников. Торки, проживавшие по берегам Дона и Донца, были тоже только частично оседлыми. Он принужден был обосновать свою столицу на Кубани в г. Томаторкани. Его держава была небогата, торговлей и ремеслами население занималось мало, но зато степи доставляли ему отряды природных воинов. С ними он окончательно разгромил Хазарию и, усилив свою дружину касагами, в 1024 году принудил старшего брата Ярослава отдать себе весь левый берег Днепра. В битве под Лиственом кавказская дружина Мстислава на голову разбила Ярослава с его варягами, киевлянами и новгородцами. Храбрый князь торжествовал. Но ликовал он не так от победы, как от малых потерь в своем войске. «Любяше дружину по целику», Мстислав ничего не жалел для своих воинов. Из них, их родов и их племен он образовал в княжестве особую касту – былей. Из коренных тюркско-славянских воинственных племен зарождалось казачество.
В 1064 г. В готовую черкасскую оседлую среду пришли торки-берендеи, вытесненные с Донца половцами. Торки по тому времени были очень многочисленным народом. От этого времени между славянским оседлым лесом и кочевой степью выросла живая преграда из черных клобуков. Она постоянно впитывала все новых и новых выходцев из степи. Тылы их обороны опирались на Русь, и потому началось военное сотрудничество с русскими князьями.
Но, судя по летописям, такое сожительство, принесло черным клобукам мало радости. Им пришлось много терпеть от вероломства князей, от сделок их и родственных связей с половцами, от постоянных княжеских междоусобиц. В 1080 г. «заратишася Торки Переяславсции на Русь». В 1120 г. Часть их и совсем ушла с мест на сев. Дон, где были их одноплеменники торки. В 1184 г. жители г. Торческа северного выступали против русских с камскими болгарами. В положение непрерывных переселений и постоянной войны рост культурный и хозяйственный был немыслим. Но, несмотря на это, общие беды буферного образования, сродный для всех них быт и общественные навыки, способствовали росту среди них крепкого сознания национального единства. Оно, в конце концов, выразилось в усвоении ими всеми одного общего объединяющего имени Касаг (Касах), которое со временем трансформировалось в более созвучное – Казак.
С приходом татар в 1237 г. все Черные клобуки вслед за подонскими бродниками оказались на их стороне. Их земли от р. Ю. Буг до Хопра создали окраинную и охранную полосу Монгольской империи. Население этой окраины, уже называвшееся черкассами и казаками получило особое церковное управление с центром в Сарае, выполняло в степном государстве назначенную ему роль и пользовалось гражданскими правами наравне с другими подданными. Одно из многих свидетельств об этом приводится Ригельманом в «Повествовании о Донских Казаках».
Больше чем полтора века казаки оказались оторванными от славян. Русь оставалась за границами империи со своим прежним управлением в качестве данника. И только 21 сентября 1380 г. донские казаки приняли участие в Куликовской битве, в полку князя Дмитрия Боброка.
Диакон Игнатий, сопровождавший в 1389 г. митрополита Пимена, ехавшего в Цареград по Дону, отмечает, что на Дону населения не было; по берегам виднелись свежие развалины городов... Такая была расплата донского народа за поддержание единоверцев. Для Донского казачества годы борьбы Мамая, Тохтамыша и Тамерлана были самыми черными.
Гозак (татар.) -легко вооруженный конный воин, без доспехов; ко-зах(монг.) -защитник границ; казак(на хивинском и бухарском) -киргиз; казак(тюрск.) -страж, передовой, ночной и дневной.
Преподобный Илия Муромец Печерский. (память-1 января)
Угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188года.
Достоверных сведений о жизни Илии Муромца сохранилось до нашего времени крайне мало. Предполагают, что родился он около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана Тимофеевича Чоботова (Чеботова) и его жены Евфросиньи Яковлевны.
С детства и до тридцати лет Илия был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех старцев, которые проходили через их село.
Илия Муромец состоял в дружине Киевского князя Владимира Мономаха и прославился воинскими подвигами и невиданной силой — был «первый богатырь во Киеве», не имевший поражений. Почивающие в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры святые мощи преподобного Илии показывают, что для своего времени он обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста.
Свою силу Илия Муромец применял только для борьбы с врагами Отечества, для защиты людей и восстановления справедливости. Все былинные сказания свидетельствуют о его христианском смирении кротости, о присущем ему спокойствии и душевном мире: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Мое богатство — сила богатырская, мое дело- Руси служить, от врагов ее оборонять».
Получив в одном из боев с половцами рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Феодосиевом монастыре, ныне Киево-Печерская лавра.
Многие православные воины поступали именно так — меняли меч железный на меч духовный и проводили дни в сражении за блага небесные. Преподобный Илия – не первый и не последний воин, поступивший так. Его постриг пришелся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164—1182).
Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни: «Прилетела невидима сила ангельска и взимала-то его с добра коня и заносила в пещеры во Киевски, и тут старый преставился, и поныне его мощи нетленные».
В письменных источниках средневековья имя богатыря впервые упомянуто в конце XYI века. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 году, оставил описание гробницы Илии Муромца, находившийся в богатырском приделе Софийского собора.
В былинах богатырь Илья Муромец называется СТАРЫМ КАЗАКОМ, стражем земли Русской, сложились они XII, а установились в XIII и XIV веках.
Преподобный Илия Муромец был канонизирован в 1643 году в числе еще шестидесяти девяти угодников Божиих Киево-Печерской лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем.
Тропарь, глас 3-й
Ликовствует днесь земля Русская, воина и чудотворца своего Илию Муромца прославляющее, яко в той Церкви торжествующей пребывая, соратует сродницем своим и Церкви воинствующей, на враги видимыя и невидимыя Руси Святой, испрошая у Господа вспоможение, да невозбранно славят и чтут людие русские Христа Бога.