Ян Стыка. Голгофа (Распятие)
Апрель 23rd 2011 -
Ян Стыка. Голгофа (Распятие)
Поляк Ян Стыка (1858—1925), художник, поэт и иллюстратор, родился во Львове, который в то время находился на территории Австро-Венгерской империи. Живописи обучался в венской Академии изобразительного искусства, которая считалась лучшей в Европе. Академию он закончил с золотой медалью и поехал оттачивать свое мастерство в Италию, откуда позднее перебрался во Францию. Он создал 4 панорамы, две из них на религиозные темы — «Голгофа» (1896) и «Мучения христиан в цирке Нерона» (1897). Кроме того, он написал серию из 15 картин к роману Сенкевича «Камо грядеши». Все эти произведения выставлялись в России.
Ян Стыка. Голгофа (Распятие). Фрагмент
В отличие от распространенных трактовок сюжета Распятия Стыка решил показать Христа в драматические минуты перед казнью. Он изображает Христа, стоящим перед крестом, в момент зачитывания приговора. Христос в белом длинном одеянии стоит прямо и пристально глядит в небо, в котором исчезают пучки света. Один из лучей света, остановившись на Христе, делает его белую одежду почти такой же яркой, как в момент Преображения Господня. Сотник, стоящий рядом, читает приговор, указывая правой рукой на Христа. Почти все свидетели событий, в том числе два полуобнаженных вора, апостолы и Мадонна неподвижны. Общее впечатление таково, что некоторые из собравшихся людей и небеса как будто отдают дань памяти Осужденному в белом.
Эта сцена, так отличающаяся от многих других версий Распятия, происходит на фоне раскинувшейся панорамы Иерусалима и его окрестностей. Художник кропотливо воссоздал Голгофу, город, городские стены и Храм времен Иисуса.
Впечатляют не только размеры шедевра, но и детали, которые мастерски вписаны в общий замысел и одновременно являются самостоятельными картинами. выделяется группа, в которой Иоанн, любимый ученик, утешает Марию, мать Христа. На коленях в пыли, молится в отчаянии Мария Магдалина. Вот восседает на белом коне центурион Лонгин, который, опасаясь непредсказуемости настроения толпы, выкрикивает приказы своим солдатам.
И среди множества людей и величественной восточной панорамы одиноко стоящий Иисус… Для него в эту минуту существует только Бог-Отец, к которому он обращается в эту минуту
Замысел для создания первой панорамы «Голгофа» (позже переименованной как «Распятие») художнику подсказал в 1894 году премьер-министр Польши Игнасий Падеревский, известный музыкант и государственный деятель одновременно. Представив в воображении огромное полотно, изображающее разные сцены в последние часы земной жизни Иисуса Христа, он предложил воплотить свой замысел художнику Яну Стыке, создавшему к тому времени свою первую панораму – «Панораму Рацлавицка» (1894).
Стыка с увлечением взялся за воплощение этого сюжета. Два года ушло на подготовку. Он отправился в Иерусалим, где прожил несколько месяцев, впитывая атмосферу святых мест, изучая природу, ландшафты, лица местных жителей и детали их быта, делая этюды и наброски.
Из Палестины художник отправился в Рим, там он встретился с Папой Римским Львом XIII, который, узнав о планах Яна, благословил его палитру.
Дома его ждал заранее заказанный и уже сотканный гигантский холст длиной 60 м и высотой 14 м. Писал панораму Ян Стыка на протяжении четырех месяцев, работая по 10–12 часов в день. Следуя традиции старых мастеров, Стыка оставил на холсте для потомков свой автопортрет — в образе апостола Павла.
Готовая работа была представлена в Варшаве с большим успехом 22 июня 1897 года, где она была отмечена как великое религиозное и художественное событие века. Затем ее показали во многих больших городах Европы. Везде работу встречал триумф, единодушно она была признана шедевром, как с художественной точки зрения, так и с религиозной.
источник: ippo.ru