Маковский Константин
Апрель 11th 2010 -
Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова. 1862.
Маковский Константин
Родился в семье Е.И.Маковского, бухгалтера и художника-любителя, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Брат художника В.Е.Маковского. Учился в МУЖВЗ (1851–1858), где главным его наставником был С.К.Зарянко, а также в Академии художеств (1858–1863). Участник «бунта четырнадцати», был одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников» (1870), однако с 1883 выставлял свои вещи самостоятельно, занимая независимую позицию по отношению и к «передвижникам», и к Академии. В 1876 посетил Ближний Восток, в том числе Египет, а также Болгарию и Сербию. Жил и работал в Петербурге, Москве и Париже.
Получил академическую золотую медаль за мелодраматическую картину Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова (1862), решенную всецело в русле романтического историзма. Написал немало сентиментальных типажей и сценок из «народного быта», в том числе популярных Детей, бегущих от грозы (1872) и трогательный образ старого слуги Алексеича (1882). Проявил себя как крупный мастер портрета (Оперный певец О.А.Петров, 1870; все – в Третьяковской галерее). Однако подлинный авторитет завоевал полотном Балаганы на Адмиралтейской площади (1869, Русский музей), где придал жанровой сцене невиданный монументальный размах, представив в этом масленичном гулянье образ «всего Петербурга», как заметил В.В.Стасов, оценивший картину весьма высоко. Здесь проявился его главный дар: талант художника-режиссера, умеющего к тому же придавать своим вещам особый колористический лоск. Этот лоск вкупе с усиливающейся любовью к экзотическим и средневековым, далеким от «злобы дня» темам надолго закрепили за Константином Маковским репутацию «салонного художника», наглядным укором которому как бы служил его более политически ангажированный младший брат. Однако на деле искусство мастера было (подобно искусству «салонного» Х.Семирадского) в высшей степени стилистически перспективно, открывая прямую дорогу к символизму и модерну с их упоением ослепительной, сверхреальной красотой. Развитию же «режиссерского» дара способствовала любовь мастера к домашним оперным спектаклям, в которых он сам выступал как незаурядный певец.
Болгарские мученицы. 1877. Маковский Константин
Сказочная живописность Востока воплотилась в масштабном полотне Возвращение священного ковра из Мекки в Каир (1876, там же). В 1880–1890-е годы Маковский часто обращался к русской истории 17 в., написав целый ряд пышных «боярских пиров» и «свадеб», которые имели шумный успех за рубежом (Поцелуйный обряд, 1895, Русский музей; и др.). Особым размахом, массой ярких деталей отличается огромное полотно Минин на Нижегородской площади (1896), написанное для Нижегородской ярмарки и помещенное в специальном павильоне (ныне – в городском Дворце Труда). В поздний период пожинал плоды успеха, коммерчески варьируя удавшиеся мотивы.
Боярыня у окна. Маковский Константин
Маковский стал жертвой уличной аварии (его пролетка была сбита трамваем) и умер в Петербурге 17 (30) сентября 1915.
Боярыня у окна. 1885. Маковский Константин
Боярский свадебный пир в XVII веке. Маковский Константин
Вдовушка. Маковский Константин
Воззвание Минина. Маковский Константин
Гладильщица. Маковский Константин
Девочка с кувшином. Маковский Константин
Две матери. Мать приемная и родная [1905-1906]. Маковский Константин
Собрание работ Владимира Егоровича Маковского в Самарском Художественном музее одно из самых интересных среди провинциальных музеев. Большая колекция картин русских художников XIX-начала XX века, составившая основу живописного собрания музея, ранее принадлежала семье самарских меценатов Шихобаловых. Другом купца Шихобалова был художник Владимир Маковский. Почти каждый приезд в Петербург коллекционер посещал мастерскую живописца. Все полотна Маковского из коллекции Шихобаловых экспонировались на выставках передвижников и, в основном, представляют значительные картины, о которых писала пресса.
Живопись Владимира Маковского, одного из наиболее последовательных старых передвижников, посвящена скромным обывателям, людям «разного чина и звания». Внимательное изучение окружающей жизни давало художнику многочисленные темы для произведений. И всегда художник умело выбирал тот момент действия, когда наиболее полно раскрываются человеческие характеры, взаимоотношения людей, их общественное положение.
Сюжет картины «Две матери. Мать приемная и родная», по свидетельству самого автора, также был взят из жизни. Владимир Маковский рассказывал Шихобаловым, что подобный случай произошел в семье его знакомого художника. Решается судьба двух женщин и ребенка. В семью, воспитавшую мальчика, к людям, окружившим его теплом и заботой, ворвалась чужая здесь женщина, чтобы предъявить свои родительские права. В одну минуту разрушается счастье целой семьи. Маковский обладал редким талантом проникновения во внутренний мир человека, от него не ускользали даже самые тонкие душевные движения.
Метки: художники
Елена сказал:
Апрель 11th, 2010 at 23:43
+++++ Прекрасный художник! Спасибо за «галерею» его работ.