Нестеров Михаил Васильевич
Сентябрь 24th 2010 -
Два лада
Михаил Васильевич Нестеров (31 мая 1862 — 18 октября 1942) — русский и советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).
За приворотным зельем. 1888 год
Родился в Уфе 19 (31) мая 1862 в купеческой семье. Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, а также в Академии художеств, где учился у П.П.Чистякова. Жил преимущественно в Москве, а в 1890—1910 — в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности). Был членом «Товарищества передвижников».
Пустынник. 1888—1889
Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны (Избрание Михаила Федоровича на царство, 1886, Третьяковская галерея), то позднее, как бы идя вослед В.М.Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты (За приворотным зельем, 1888, Саратовский художественный музей имени А.Н.Радищева), атмосферу религиозной легенды (Пустынник, 1888—1889, Третьяковская галерея).
Великий постриг. 1898
Под воздействием живописи французского символизма (П.Пюви де Шаванн и в особенности Ж.Бастьен-Лепаж) Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. Таково знаменитое Видение отроку Варфоломею (будущему Сергию Радонежскому; 1889—1890, Третьяковская галерея), написанное близ Абрамцево, — картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры, и типически-среднерусский пейзаж.
Видение отроку Варфоломею. 1889
С этих лет художник активно работает и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве (1890—1895), где Нестеров выступил прямым продолжателем Васнецова; мозаики и иконы церкви Спаса-на-крови в Петербурге (1894—1897), росписи храма Александра Невского в Абастумани (1902—1904), Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908—1911). Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом.
Юность преподобного Сергия Радонежского
По-своему монументально-лиричны портреты художника; наиболее выразительны созданные им образы родных и духовно-близких людей (О.М.Нестерова, или т. н. Амазонка (дочь художника), 1906; П.А.Флоренский и С.Н.Булгаков, или Философы, 1917).
Христос, благословляющий отрока Варфоломея
В больших, «соборных» картинах Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого духовного обновления (Великий постриг, 1897; Святая Русь, 1901—1906). Самое большое полотно мастера, На Руси (Душа народа, 1916), включает в толпу «очарованных странников» фигуры Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева. Неизменно весьма важную, порой самоценную роль играет лирический пейзаж (написанное по соловецким впечатлениям Молчание, 1903).
Преподобный Сергий Радонежский
Не приняв революции, Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспорт», а единственная его постреволюционная выставка (1935) носит закрытый, «спецпропускной» характер.
Труды Преподобного Сергия Радонежского
Весь день из рук не выпускав пилы
Вдали соблазнов суетного мира,
Простой чернец, без церкви и без клира,
Молюсь в лесу, среди туманной мглы.
Заря зажгла сосновые стволы,
Запахло земляникой, стало сыро...
Звучи, звучи, вечерняя стихира
Под тихое жужжание пчелы.
Ветха фелонь, чуть тлеет ладан скудный.
Вдали сияют ризой изумрудной
Луга в благоухающих цветах,
Мой храм наполнен мёдом и смолою.
Пречистая! склонившись к аналою,
К Тебе взывает юноша-монах.
(С.Соловьёв 1906г.)
Метки: художники
Pages: 1 2