Холмская икона Божией Матери
Август 23rd 2010 -
Холмская икона БМ
Празднование иконе установлено 8 сентября ст.ст.
Холмская икона Пресвятой Богородицы датируется XI–XII веком и относится искусствоведами к константинопольской школе византийской иконописи эпохи Дук, Комнинов и Ангелов.
Об этом свидетельствует особенная утонченность и совершенство образа в сочетании с чрезвычайно высоким уровнем художественного исполнения.
Иконографически Холмская икона принадлежит к типу Одигитрии Праворучицы. Одна из важнейших деталей, различимых в ультрафиолетовом излучении – стопа Младенца, развернутая к зрителю пяточкой.
Эта иконографическая особенность наполнена глубоким богословским смыслом, тесно связанным с текстом книги Бытия (Быт. 3:15) о семени жены, которое поразит искусителя в голову, и искусителе, жалящем в пяту рожденного женою.
Почитание этой чудотворной иконы началось давно, поэтому с нее издревле до наших дней делаются списки. На этих современных списках вы можете лучше рассмотреть иконографические особенности.
О происхождении Холмской иконы сохранились различные легенды. Согласно самой известной из них, икону принес в дар городу Холму сам святой равноапостольный князь Владимир. Возможно, она была вывезена из Византии с приданым его жены Анны, дочери византийского императора.
Исторические источники подтверждают присутствие иконы в XIII веке в Холме, крупнейшем городе Галицко-Волынского княжества Киевской Руси. Ныне город называют Хелм (республика Польша).
Холмская икона написана на кипарисовой доске, состоящей из трех частей. В древности эта икона была украшена драгоценной ризой из литого золота и эмалями византийской работы. Около 1242 года, во время нападения татар, полки Батыя пришли на юго-западную Русь и ограбили г. Холм, в котором находилась святыня. От них пострадала и сама икона. Татары сняли с нее ризу, повредив изображение в некоторых местах.
В наше время на изображении видны две язвы, которые были нанесены татарами: одна на левом плече образа Богородицы(от удара саблей) и другая на правой руке (от стрелы). Имеется предание, что нечестивые татары, грабившие храм, были немедленно наказаны: они ослепли.
В 1255 году город Холм горел. Пожар был таким сильным, что его видели из Львова, и уничтожил все церкви. Но икона уцелела. Князь Даниил построил тогда для нее на Холмской горе прекрасный кафедральный собор
Перед этой иконой совершалось много чудесных явлений. Рассказы о них содержатся в книге архимандрита Иоаникия Голятовского «Новое небо».
Во время нашествия татар в 1259 году отряды Бурундая подступили к г. Холм. В городе в это время жили две благочестивые княжны. Видя невозможность защититься силою оружия, они вместе с другими людьми обратились в молитве перед Холмской иконой Богородицы с прошением принять город под свой покров. После этого женщины взяли из храма чудотворную икону и поставили ее напротив войск противника на стене крепости. На татарское войско нашло какое-то наваждение: гора, на которой находился город, начала казаться им круче и выше, чем была на самом деле. И чем ближе они приближались, тем страшнее им становилось. Охваченные паникой они начали убегать. Так, чудесной помощью, город был спасен.
С переходом холмского епископа Дионисия Збируйского в 1596 г. в унию холмский собор и икона оказались в руках униатов. В 1650 г., во время восстания казаков Богдана Хмельницкого против владычества Речи Посполитой, униаты должны были вернуть ее православному епископу Дионисию Балабану по Зборовскому соглашению, но икону скрыли. Спустя год святыня была обнаружена в сундуке закопанном в землю и замаскированном зерном и снопами соломы В следующем 1651 г. война вспыхнула с новой силой, а икона попала в руки поляков Король Ян-Казимир взял Холмскую икону с собой в поход, после которого она была выставлена в Варшаве в часовне королевского дворца, где оставалась до 1652 г. Победу над казаками Ян-Казимир приписывал помощи Богоматери, холмская икона Которой была с ним в походе. В благодарность за это король возобновил в Холме униатскую кафедру и передал ей икону.Холмский детинец 29 апреля 1652 г. она была установлена в соборе г. Холма. Между тем, война между Польшей и Украиной вспыхнула с новой силой. Тогда король снова взял чудотворную Холмскую икону на поле битвы, но под Жванцем польское войско потерпело поражение. После этого святыня была возвращена в холмский собор, где находилась до начала нашего столетия.
Во время господства унии имели место попытки латинизации чудотворной иконы и самого холмского собора. Икона была поставлена в алтаре, над главным престолом (по католическому обычаю). В 1765 г. Римским Папой икона была коронована двумя золотыми коронами. К передней части престола, над которым она находилась, была прикреплена серебряная пластина с барельефами и латинскими надписями (на сегодняшний день хранится в Московской оружейной палате).
В первой половине XIX в. Холмская икона и собор были возвращены православной общине. Святыню торжественно установили в иконостасе над Царскими Вратами. В 1888 году к чудотворному образу прикладывался Российский император Александр II с семьей.
Когда в 1915 году возникла угроза захвата города австрийской армией, Холмскую икону эвакуировали в Москву. Но через несколько лет, спасая от большевиков, икону тайно переправили в Киев и поместили во Флоровский монастырь на Подоле. Вскоре после Гражданской войны советская власть предприняла массовую конфискацию церковных ценностей под предлогом сбора средств для помощи голодающим Поволжья. Тогда оклад иконы украшали драгоценные камни, поэтому была реальная опасность, что ее экспроприируют. Верующие из числа интеллигенции разделили реликвию на части и спрятали в своих домах. Икону, написанную на трех кипарисовых досках, пришлось разъединить. Чекистам удалось найти только драгоценный оклад. Его обнаружили при обыске у ученого-этнографа Корниловича. Хоть оклад был вещью очень ценной, изготовлен он относительно недавно — в конце XIX века. Самой же иконе около тысячи лет.
Реставрировали ее в годы Второй мировой войны. Дело было так: известный украинский ученый и богослов Иван Огиенко (митрополит Илларион) стал архиепископом оккупированного немцами Холма. Ему было известно, у кого хранились части иконы Холмской Богоматери, и он отправил в Киев человека, снабдив его деньгами на реставрацию иконы. В 1943 году она вновь была помещена в кафедральный собор Холма. Перед освобождением города советскими войсками митрополит попытался вывезти церковные раритеты, однако эшелон, в котором их переправляли, разбомбили на территории Польши. Простая христианка по фамилии Булгакова спасла икону из огня. Привязав ее к спине (образ Холмской Богоматери довольно большой, поэтому нести его удобнее всего именно таким образом), женщина шла по ночам, а днем пряталась в стогах сена. Она добралась до Люблина, а тамошние священники переправили святыню в Украину. Так она попала в дом священника Гавриила, отца Надежды Горлицкой, в квартире которой и была обнаружена в 1996 году сотрудниками луцкого музея Волынской иконы. Святыню прятали от посторонних глаз в шкафу, и только по большим православным праздникам, например, в день Рождества Богородицы, семья устраивала на дому молебен перед чудотворным образом, зашторив для конспирации окна. Женщина сама предложила безвозмездно передать ее украинскому государству с условием, что образ останется в Луцке.
В настоящее время Холмская икона Богородицы находится в экспозиции музея Волынской иконы г. Луцка.