Празднованіе Казанской иконѣ Божіей Матери (въ память избавленія Москвы и Россіи отъ поляковъ въ 1612 г.)
Ноябрь 4th 2019 -
Явленная Казанская икона Божией Матери.
Дореволюционная фотография
из Казанского Богородицкого монастыря Кон. XIX — нач. ХХ в.
Праздникъ этотъ установленъ въ память избавленія Москвы заступленіемъ Владычицы отъ нашествія поляковъ въ 1612 г. Въ то время наше отечество находилось въ крайней опасности. На престолѣ Россіи прекратился родъ царей Рюрикова дома; наступило междуцарствіе, а вмѣстѣ съ тѣмъ безначаліе, безпорядокъ и разстройство во всемъ государствѣ; вездѣ безнаказанно происходили грабежи и убійства.
Поляки, овладѣвъ многими городами русскими, заняли и Москву, а шведы взяли Новгородъ. Тѣ и другіе хотѣли дать Россіи своего царя, и уже половина Россіи признала своимъ царемъ польскаго королевича Владислава. Но истинные и вѣрные сыны отечества не могли допустить на царскій престолъ Руси чужеземца и иновѣрца. «Станемъ за Святую Русь, за домъ Пресвятыя Богородицы, за чудотворцевъ Алексія, Фотія и Филиппа; продадимъ женъ и дѣтей, но освободимъ отечество!» — возвалъ къ своимъ соотечественникамъ одинъ изъ истинныхъ сыновъ отечества, Новгородскій гражданинъ Мининъ. По призыву Минина, а также инока Палицына и болярина Пожарскаго, русскій народъ дружно возсталъ на защиту и освобожденіе своей родной земли. Къ Москвѣ стали собираться русскія ополченія; пришло ополченіе и изъ Казани и принесло съ собою св. Казанскую икону. Съ вѣрою приняли ратники св. икону, отъ которой стали являться многія чудеса. При помощи Богоматери, русскіе отбили у поляковъ Новодѣвичій монастырь и взяли многихъ плѣнныхъ. Но еще не приспѣло время окончательнаго избавленія земли Русской. Между начальниками отрядовъ начались вражда и раздоръ; буйство и своеволіе казаковъ и другихъ ратниковъ не имѣли границъ. Зимою 1611 г. св. икона была отпущена обратно въ Казань. Въ то время, когда св. икона на пути въ Казань прибыла въ Ярославль, сюда же прибыло ополченіе изъ Нижняго-Новгорода, собранное Мининомъ, подъ начальствомъ князя Пожарскаго.
Узнавъ о чудесахъ, бывшихъ отъ св. иконы подъ Москвою, ратники ввяли св. икону съ собою, постоянно прибѣгали къ ней съ теплыми молитвами о помощи, «и многія чудеса отъ того образа быша». Непреодолимыя для человѣческихъ силъ препятствія встрѣтило подъ Москвою прибывшее съ княземъ Пожарскимъ ополченіе. Нужно было взять городъ, укрѣпленный и упорно защищаемый, отбить уже подошедшее къ Москвѣ свѣжее и многочисленное польское войско, усмирять своеволіе и буйство русскихъ же отрядовъ, стоявшихъ подъ Москвою раньше и, вмѣсто помощи и дружбы, выказавшихъ вражду и измѣну къ прибывшему ополченію. Кромѣ того, не имѣлось средствъ къ продовольствію войска, не доставало и оружія. При такихъ трудностяхъ сталъ упадать въ войскѣ духъ мужества; а между тѣмъ наступила осень съ ея непогодами и еще болѣе увеличила бѣдствія осаждающихъ. Рѣшившись, однако, сдѣдать попытку къ одолѣнію враговъ и возложивъ, при этомъ, всю надежду не на свои собственныя силы, а единственно на помощь Божію и заступленіе Богоматери, три дня благочестивые предки наши, предъ началомъ предстоящей борьбы, провели въ постѣ и усердной молитвѣ предъ Казанской иконой Божіей Матери. Господь услышалъ молитвенный вопль болѣзнующихъ объ отечествѣ и Церкви. Среди осажденной столицы, между врагами, въ тяжкомъ плѣну и еще тягчайшемъ недугѣ отъ скорби и голода, томился одинъ изъ маститыхъ первосвятителей, прибывшій въ Москву изъ Греціи, архіепископъ Арсеній. Близкій къ небу по своему сану, онъ еще ближе былъ къ нему по своимъ добродѣтелямъ; посему и удостоился быть посредникомъ между небомъ и землею. Среди полночной тишины, вдругъ келья его наполняется свѣтомъ необыкновеннымъ, и онъ зритъ предъ собою св. Сергія Радонежскаго. «Арсеній, — рекъ преподобный болящему, — ваши и наши молитвы услышаны; предстательствомъ Богоматери судъ Божій объ отечествѣ преложенъ на милость; заутра Москва будетъ въ рукахъ осаждающихъ, и Россія спасена». Какъ бы въ подтвержденіе пророчества, болящему старцу вдругъ возвращается здравіе и крѣпость силъ. Радостная вѣсть о семъ, переходя изъ устъ въ уста, немедленно проникла за стѣны града — къ воинству православному и воспламенила его непреодолимымъ мужествомъ. Дерзая о имени взбранной Воеводы, христолюбивое воинство не видало болѣе предъ собою никакихъ непреодолимыхъ преградъ; враги, несмотря на свое ожесточеніе, не въ силахъ были болѣе стоять на твердыняхъ, и Кремль былъ взятъ россіянами. Благоговѣя предъ небесною помощію, благодарное воинство въ слѣдующій день воскресный совершило торжественное молебное вшествіе въ возвращенную столицу. Чтобы память о столь чудесномъ явленіи покрова Пресвятыя Дѣвы надъ отечествомъ не ослабѣла отъ времени, и было положено творить ежегодно въ настоящій день торжественное воспоминаніе о спасеніи отъ враговъ Москвы заступленіемъ Божіей Матери, «ради Казанской иконы Ея». Сначала празднованіе 22 октября совершалось только въ Москвѣ, но въ 1649 г., по случаю рожденія на праздникъ «чудотворныя иконы Казанскія, во время всенощнаго пѣнія», Наслѣдника престола, царевича Димитрія, царемъ Алексіемъ Михаиловичемъ повелѣно было праздновать 22 октября Казанской иконѣ «во всѣхъ городахъ по вся годы». Святая икона, бывшая въ войскахъ князя Пожарскаго и поставленная имъ въ Московской церкви Введенія на Срѣтенкѣ (куда ежегодно совершался крестный ходъ изъ Кремля), въ 1636 г., по устроеніи иждивеніемъ того же князя въ Москвѣ (на Красной площади) Казанскаго собора, была поставлена въ этомъ соборѣ, куда съ того времени и донынѣ совершается 22 октября крестный ходъ изъ Кремля. (С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Кіевъ, 1913. С. 419-421.)
В память освобождения Москвы от иноземных (поляков) захватчиков в 1612 г. установлено празднование Казанской Божией Матери 22 октября по ст. ст... Празднование 22 октября распространялось на Москву, а после 1649 года, по повелению царя Алексея Михайловича, — на всю Русь. 29-го сентября 1649 года в окружной царской грамоте царя и великого князя Алексия Михайловича было написано Маркеллу, архиепископу Вологодскому и Великопермскому о праздновании Казанской чудотворной иконе Пресвятой Богородицы в 22-й день октября как нового всероссийского праздника: «Отъ Царя и Великого Князя Алексѣя Михайловича всея Русіи, на Вологду, богомольцу нашему Маркелу, архіепископу Вологодскому и Великопермскому. Въ прошедшомъ 121 [1612 году] Октября въ 22 день, милостію Божіей и молитвами и заступленіемъ Пречистой Владычицы нашей Богородицы, явленія чудотворной иконы Казанскія, на память Святаго Аверкія, Епискупа Ерапольского Чудотворца, Московское государство отъ Литовскихъ людей очистилось, и ради сего Божія милосердія уставили праздновать Пречистой Богородицѣ, явленію чудотворной иконы Казанскія, въ царствующемъ градѣ Москвѣ, при отцѣ нашемъ, блаженной памяти Великомъ Государѣ Царѣ и Великомъ Князѣ Михаилѣ Ѳеодоровичѣ всея Русіи; а въ прошломъ 157 [1648] году, Октября въ 22 день, на праздникъ пречистыя Богородицы, явленія чудотворной иконы Казанскія, во время всенощнаго пѣнія, Богъ одаровалъ: родился нам сынъ, Государь Царевичь Князь Димитрій Алексѣевичъ; и мы указали нынѣ въ тотъ день, Октября въ 22 день, праздновать Пречистой Богородицѣ, явленію чудотворной иконы Казанскія, во всѣхъ городахъ, по вся годы. — И какъ къ тебѣ эта наша грамота придетъ, и ты бъ, богомолецъ нашъ, въ соборной церкви, со всѣмъ освященнымъ соборомъ, и на посадѣ, и во всей своей архіепископии въ городѣхъ и въ уѣздѣхъ, и въ монастыряхъ, и по всѣмъ церквамъ, вѣлелъ праздновать пречистой Богородицѣ, явленію чудотворной иконы Казанскія, Октября въ 22 день, на память Аверкія Епискупа Еропольского, по вся годы. Писанъ на Москвѣ, лѣта 7158 Сентября въ 29 день» («Окружная царская грамота Маркеллу, архіепископу Вологодскому и Велико-Пермскому, о празднованіи явленію чудотворной иконы Казанской Богородицы въ 22 день Октября» // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией АН. Т. 4: 1645—1700 гг., СПб. 1836, С. 61 (№ 40). В своде отечественных законов 22-й день октября признается табельным.
Метки: Богородица, икона Богородицы