Домницкая икона Божией Матери
Сентябрь 20th 2010 -
Домницкая икона Божией Матери
Домницкая Икона БМ
(Думницкая) икона Божией Матери (празд. 8 сент. и в пятницу 10-й седмицы по Пасхе), чудотворный образ, на месте явления к-рого был основан Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь (ныне в с. Домница Менского р-на Черниговской обл., Украина). Наименования икона и село получили по названию р. Домницы (Думницы), впадавшей в Десну (ныне иссякла), близ которой в лесной глуши на дереве явилась Домницкая икона (до 1798 пень от дерева сохранялся невредимым в алтаре церкви вмц. Параскевы Рождественского Домницкого монастыря).
По одному из преданий, икону нашла на опушке леса слепая девочка Домна, видевшая этот образ во сне; по обретении иконы Домна чудесно прозрела.
Время явления Домницкой иконы доподлинно неизвестно. В 30-40-х гг. XVII в., несмотря на вынужденное признание Речью Посполитой православной иерархии на территории Киевской митрополии, католики продолжали там захватывать храмы, изгонять православные общины. В 1635 г. Варшавский сейм разрешил доминиканскому ордену основать монастыри в Чернигове, Новгороде-Северском и Нежине. Чудесное обретение новоявленной иконы в этот период, вероятно, скрывалось в целях сохранности святыни. Первые письменные свидетельства о чудесной помощи от Домницкой иконы встречаются в универсалах гетмана Ивана Мазепы от 1699 г., где образ назван «чудовным», «чудодействующим», «подающим многие исцеления». В универсале гетмана Даниила Апостола от 31 дек. 1731 г. образ также назван чудотворным. В 1694 г. по благословению свт. Феодосия Черниговского в Рождественском Домницком монастыре при игум. Иннокентии был освящен новый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, тогда же и установлено празднование Д. и. в пятницу 10-й седмицы по Пасхе. Существование монастыря и храма в 90-х гг. XVII в., а также почитание в этот период Домницкая икона чудотворной свидетельствуют о том, что наиболее вероятное время ее явления относится к 1-й трети XVII в. Архиеп. Сергий (Спасский) приводит Домницкую икону в списке «святых славянских, грузинских и праздников Божией Матери, не находящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах Греческой и Русской Церквей» и указывает др. дату празднования — 8 авг. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 659).
В 1771 г. в России, в т. ч. в южнорус. землях, особенно на Черниговщине, свирепствовала моровая язва (чума). В г. Березна (совр. пос. Менского р-на Черниговской обл.) умерло 623 чел., и жители решили прибегнуть к помощи Домницкой иконы. Игум. Рождественского Домницкого мон-ря Иерофей (Малицкий; впосл. митрополит Киевский и Галицкий) подал прошение еп. Феофилу (Игнатовичу) о разрешении на перенесение Домницкой иконы в Березну для молитвы о спасении города. В прошении архиерею игумен напоминал, что в поветрие 1738 г. икону обнесли вокруг Березны и «единственно Ея предстательством спаслись». Разрешение еп. Феофила вскоре было получено, и жители города крестным ходом с Домницкой иконой прошли от Рождественского Домницкого мон-ря до Березны, пронеся чудотворный образ по улицам города, совершая торжественные молебны с коленопреклонением. В тот же день эпидемия отступила.
В 1868 г. Березну и ее окрестности настигли «засуха и бездождие». 15 июня жители пронесли Домницкую икону крестным ходом к Воскресенской церкви, где по окончании литургии был отслужен молебен с коленопреклонением. Затем крестный ход двинулся на поля, вскоре пошел дождь. В 1871 г. благодаря чудесной помощи Домницкой иконы в Березне прекратились участившиеся, вероятно от поджогов, пожары.
Указом от 26 сент. 1873 г. Святейший Синод разрешил ежегодное проведение 9 сент. (попразднство Рождества Пресв. Богородицы) крестного хода с чудотворной иконой из Домницы в Березну, позже епархиальное начальство позволило в течение сент. переносить икону из одного храма Березны в другой. Сохранились свидетельства об исцелениях от Д. и. Сохранилось дореволюционное воспроизведение иконы в ж. «Русский паломник» (1908).
В настоящее время Домницкая икона пребывает в ц. вмц. Параскевы возрожденного в 1995 г. (был закрыт в 1952) Рождественского Домницкого мон-ря. До открытия мон-ря Д. и. находилась в селе на хранении у 2 благочестивых женщин, получивших ее из рук насельника мон-ря (мон. Виталия).
Иконография Д. и. относится к типу Одигитрия с Младенцем Христом на левой руке. К особенностям извода Д. и. можно отнести характер склоненности головы Богоматери к Младенцу, Ее распахнутый у шеи мафорий и видимый уголок хитона. Благословляющая десница Младенца — перед грудью, а не отведена, в левой ручке — свиток. Живописный слой иконы не исследован, по стилистическим признакам ее можно отнести к времени не ранее сер. XIX в. Характер многочисленных гвоздевых отверстий на лицевой части иконы свидетельствует о том, что она была украшена ризой (совр. риза сшита из ткани, нитей и стекляруса). По нижнему полю на черном фоне желтой краской выполнена надпись:
Тэги: сентябрь иконы