ЗАНЯТИЕ для детей: «Вежливость в жизни и игре»
Июнь 26th 2012 -
Цель занятия. Содействие развитию у ребенка чувства уважения, признания личности партнера по общению посредством игровых образов народного творчества, понятий и смысла православной культуры.
Методы занятия. арт – терапия, фототерапия.
Оборудование. Фломастеры, цветные карандаши, цветные мелки, листы формата А4 и ватман, клей, фотоаппарат, компьютер, мультимедийный экран, фоторяд «Дымковская слобода», аудио — фрагмент стихотворение С.Я.Маршака «Урок вежливости».
Ход занятия. Занятие состоит из 3 частей: приветствие, основная часть, завершение
1.Приветствие.
Добрый день! Сегодня наше занятие будет не совсем обычным. Мы заглянем в глубинку страны и посмотрим, как там живут люди, чем они занимаются, что умеют. Мы заглянем внутрь себя и попробуем осознать, что там происходит, понять можем ли мы проявлять уважение к жизни других людей, особенно, если они и их занятия не привычны или необычны.
Я напомню о правилах, которые действуют на нашем занятии:
• каждый говорит по очереди;
• хочешь сказать — подними руку;
• используем вежливые слова «спасибо, пожалуйста»;
• если чувствуешь, что виноват, сразу попроси прощение;
• быть доброжелательным.
Чтобы мы услышали, кто сегодня с нами, и в каком он настроении, сыграем в такую игру: каждый из вас выберет сейчас себе образ животного и цвет этого животного, и представится так, как — будто он и есть это животное. Например, каждый по очереди говорит своему соседу: «Серый котик я, а как зовут тебя?» Следующий участник называет себя и сое животное, и его цвет, обращаясь к соседу.
Основная часть.
2. Аудио — фрагмент «Урок вежливости» (mp3).
Стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Урок вежливости». Дети, прослушав стихотворение в записи, рассказывают самостоятельно, читая и показывая в эмоциях и в движениях, по куплетам. (Приложение 1)
3. Беседа с педагогом на тему о вежливости, просмотр фотографий и изображений, отражающих дружбу, уважение, почтение, вежливость.
— Какого человека можно назвать вежливым?
— Как ведет себя медведь?
— Можно ли научить медведя быть вежливым?
— Можно ли научить человека быть вежливым?
— Для чего человеку нужно проявлять вежливость?
— Каким будет с человеком, если он не станет проявлять вежливость, станет проявлять вежливость?
— Что нам говорит о вежливости народная культура, православная культура?
— Что дает человеку почитание старших в Православной традиции?
Вежливость-проявление человеком уважения к другим людям – почитание старших людей.
Как звучит заповедь уважения, данная нам и всем людям нашим Отцом Небесным?
«Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.» (Ветхий Завет. Исх.20:1-17) «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Господа Бога твоего» (Лев. 19, 32). Почитать родителей значит: любить их, быть почтительным к ним, не оскорблять и не обижать их ни словами, ни поступками; повиноваться им во всем, кроме советов, направленных против заповедей Христовых; помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости; молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти. У Бога все возможно. Долголетие есть как один день нашей жизни, одно мгновение и есть наша даже самая долгая жизнь. Уважение друг ко другу, как бы связывает времена доброй памятью. (Приложение 2)
4. Вежливость в народной традиции вятской игрушки. (Фоторяд «Игрушка Дымковской слободы»)
Беседа по фотографиям и фотоизображениям.
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. «Свистунья». В прошлом изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски», которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. Ярмарка была продолжением ежегодного поминовения жителей Хлынова и Великого Устюга, погибших во время печальной битвы, вошедшей в историю города как Хлыновское побоище, когда «своя своих не познаша». В память об этом событии у Раздерихинского оврага был поставлен поминальный крест, а затем и часовня. После этого наступал разгульный веселый праздник, длившийся в течение трех дней, где вятские жители от мала до велика свистели в глиняные свистульки.
Вот как описывает видевший этот праздник в 1811 году генерал Хитрово: «Жители города Вятки толпами собираются в сей день к небольшой деревянной часовне, где поют панихиды о упокоении душ своих соотечественников и родных, убиенных в тот день… Все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопримечательного дня — прогулке и увеселениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и, стоя на валу, бросает глиняные шарики в ров. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные красками и позолоченные. Сей праздник называется в сем крае «свистопляска».
Будучи очевидцем, вятский писатель В.В. Лебедев писал в «Вятских записках»: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что идешь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят…».
Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи.
5. Задание. «Дарю подарок – проявляю уважение». Раскрасить и подарить игрушку.
Дети раскрашивают трафарет с изображением Дымковской игрушки, которую они сами выбрали для подарка другу, родителю, близкому человеку. После того, как рисунок готов дети делают фото своих подарков. (Образец Вятской росписи и трафарет Дымковской игрушки.)
6. Завершение занятия.
Дети по очереди говорять друг другу слова благодарности, называя имя соседа и продолжая фразу: «Ваня, ты молодец, потому, что….»
По завершении занятия дети вместе с педагогом зоздают компьютерный фото ряд из фотографий занятия, накладывая его на народную, национальную музыку.
Приложение 1
С.Я. Маршак
«Урок вежливости».
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
— В гостях, медведь,
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старых уважай
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!
Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям —
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили!
Приложение 2
Стих о святом Антонии («Жил юный отшельник...»)
Жил юный отшельник, он в келье, молясь,
Священную книгу читал, углубясь.
В той книге прочёл он, что тысяча лет, как день —
перед Богом мелькнёт и пройдет.
И инок в сомненье стал думать о том,
что тысяча лет не сравнится с одним днём.
Не верит, в священную книгу глядит и видит,
что в келью вдруг птичка летит.
Вся блещет, сияет и прелесть для глаз,
как яхонты перья и пух как алмаз.
Летает, порхает и звонко поёт,
чуть только схватить, — а она уж вспорхнет.
Она от него, а Антоний — за ней.
И вот он выходит из кельи своей.
Идёт за ограду и полем идёт,
а птичка всё свищет, как будто зовёт.
Умолкло вдруг пенье, опомнился он,
что птичка-певичка исчезла как сон.
Боится, что он опоздал во пути,
что к трапезе ждут, и пора уж прийти.
Но вот монастырь, только чудно ему:
ограда не та, недоступна уму.
За оградою новая церква видна,
дивится — откуда взялася она?
Зовет он привратника, смотрит, дивясь:
«Откуда здесь новый привратник у нас?»
Премудрый игумен пришельца спросил:
«Какое ты имя меж братии носил?»
— «Антонием назван в монашестве я,
при мне был игумен — отец Илия».
Все братья дивятся, по книгам глядят.
Нашли: имена их лет триста назад.
— «Антоний в день Пасхи без вести пропал,
так писано в книге», — игумен сказал.
«Дивен Бог в чудесех» — тако инок повторил
и вдруг перед братьями свой лик изменил.
В нём виден был старец, взор юный угас,
пред ним триста лет миновали как час.
Он пал и молился, три дня протекли,
почил он, и с честью его погребли.
Заплакали братия, дивяся в чудесех. (2 раза)