От войны на Донбассе до развития самоконтроля
Август 3rd 2015 -
…Тело Христово прими, Почувствуй —
Все люди – родны….
По сотворению Божию, все мы родные, все мы наследники Адама и Евы. А вот по поступкам и образу жизни, — разные! Даже сейчас, когда на Донбассе проливается людская кровь, за его пределами продолжается иная жизнь….
Не смотря на то, как данные события анализируют СМИ, военная обстановка на Донбассе сопровождается не только социально-гуманитарным кризисом, но в первую очередь, экстремальной психологической ситуацией, когда в течение небольшого периода времени меняется общественная идентичность населения региона, взаимоотношения с людьми, собственные ожидания и смыслы. Чувство собственной беспомощности, обострённые эмоциональные реакции, сложность и неоднозначность обнаруживаемых проблем, болезненность выпавших испытаний, всё это отражено в разной степени, в каждой семье. Кризис войны оставляет боль не только в настоящем, но является главным провоцирующим фактором для деструктивных процессов в будущем: рост количества психосоматических заболеваний, девиантного поведения, вспышки неуправляемой агрессии, суицидов.
По ту сторону Рубикона, проблемы также развиваются в геометрической прогрессии, относительно падения нравов и роста склонности к греховному образу жизни. Ситуация стара, как мир! Потому, предлагаю периодически перечитывать труды святых отцов, например, такую мудрую книгу, как «Невидимая брань» святаго Никодима Агиорита.
В свою очередь, рассуждая о прочитанном, поделюсь кратким изложением собственных мыслей по поводу борьбы с возникающими греховными помыслами, в последствие которых рождается и греховный образ жизни.
Итак, осознавая необходимость контроля над разбушевавшимися мыслями и чувствами, мы с вами можем понаблюдать за собой и осознать группу помыслов, провоцирующих все жизненные силы к раскручиванию очередной возникающей на горизонте проблемы. Если опоздать с нейтрализацией мысли или чувства, то они, «зачервивят» всё пространство души, порождая греховную страсть. Но, весь фокус в том, что нередко мы не осознаём свою зависимость от неких страстей, пока они не проявятся обозначившейся проблемой. Вот почему, наблюдая за собой, нам удобнее вскрывать червоточины разъедающего душу греха!
В идеале, для нейтрализации паразитирующей страсти, необходимо педантично и монотонно останавливать больную мысль, от которой эта страсть приходит в движение, и возвращать себя к тому, что в это время способно отвлечь, или принесёт пользу душе. Мы слишком лояльны к нашим помыслам, и смакуя их, рассматривая, а тем более соглашаясь с ними, — не понимаем, в какой капкан угодили! Иногда мы проговариваем себе прошедшие диалоги, исправляя их содержание настолько, насколько это нас устраивает, а иногда формируем диалоги не состоявшиеся, в которых апеллируем к собеседнику, исходя из собственной доказательной базы, теша собственное самолюбие. Мы настолько привыкли доверять себе, что практически все свои мысли и чувствования считаем априори правильными, дружественными нам. Мало кто задумывается над духовной природой помыслов, над тем, что находящая мысль или образ, вводящий душу в трепет, могут быть искусительными и чужеродными самой душе. Потому, важность борьбы с неполезными помыслами, это не только главная составляющая борьбы с зависимостями и страстями, но и основное средство комплексного личного оздоровления в духе, душе и теле.
Работа над внимательным отношением к помыслам и чувствам, их воспитание и преображение – требует наличия силы воли и твёрдого намерения восстать из болота страстности. Это и есть осознанное и осмысленное отношение к своей жизни. А начинать можно с малого, потому как всё великое, по словам подвижников благочестия, начинается с малого. Например, при вспыхивании непослушной внутренней неукротимости, можно тут же попробовать элементарное средство — говорить себе стоп, образно включая красный свет до тех пор, пока не наступит облегчение. Если вы христианин, то понимаете, что никакой светофор не заменит целительной силы Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
Молитва, дополняемая трудотерапией или творчеством, также закаляет волю и развивает способность самоконтроля. Иисусову молитву следует проговаривать про себя не спеша, со вниманием на каждом слове молитвы так, чтобы другие помыслы утихли, осознавая, что молитва – это общение с Богом, желательно продолжать молитву до ощущения внутреннего покоя, умиротворения.
Умная фильтрация возникающих мыслей также помогает научиться более ответственному поведению и аутокоррекции посредством развивающейся в этот момент силы воли. Нейрофизиологическими исследованиями российских учёных доказано, что механизм активного волевого участия проявляется в человеке, прежде всего через его способность к запрету негативного желания и движения неполезной мысли. Вследствие подобной умной работы происходит изменение всей волевой направленности личности, очищающей экологию своей психической жизни. В то же время, нужно быть осторожным, так как частое «анализаторство» может приучить к «изощрённому самооправданию» и объяснению всего происходящего в свою пользу.
Само мыслеобразование человека во многом зависит от внешних раздражителей и внутренних переживаний. Когда мы осознанно контролируем работу ума, охраняя себя от всего неполезного и раздражающего, мы создаём перспективу упорядочивания внутренней жизни, освобождения ресурсной энергии, направленной через ум к сердцу. Это возможно при условии дистанциирования, то есть отделения себя от неполезных чувств, желаний, от проявлений горделивой самодостаточности, при которых человеку трудно совладать с самим собой.
Итак, контролируемая направленность ума создаёт наполненность психической жизни, а сознательная работа с фильтрацией неполезных помыслов обеспечивает укрепление воли и воспитание желаний. В результате, развивается чувство ответственности, ясность сознания, имеющая критическую составляющую.
Когда внимание к помыслам и движениям сердца становится естественным, мы лучше осознаём, от чего зависимы, и в чём себя можем постараться изменить. На практике это достигается при условии внимательного развития собственной духовной жизни, прибегая к Таинствам святой православной веры, к аскетическому психоанализу, опытно доказанному подвижниками христианского благочестия.
Надеюсь, мой краткий экскурс к теме самопознания поможет нам не спешить с выводами, быть благоразумнее, терпеливее, и помнить, что все мы, по обе стороны фронта – родные наследники первых людей, призванные наследовать Царство любви, которое не от мира сего! Будем пытаться любить и прощать, помня, что живая душа дороже всех сокровищ мира, тем более – политической и государственной целесообразности, лукаво подаваемой на хитросплетённом блюде СМИ….
Елизавета Дьяченко,
руководитель Алчевской духовной лечебницы,
автор проекта: Крымская обитель милосердия и любви.