Церковное поминовение усопших
Июнь 22nd 2013 -
Тема настоящего доклада – «Церковное поминовение усопших», иными словами, молитва Церкви о наших преставившихся братьях. Доклад состоит из двух частей. В первой мы постараемся дать исторический обзор этого вопроса, то есть рассмотреть традиции и церковную практику заупокойных служб с самого ее зарождения до времени, когда окончательно установился богослужебный порядок.
Исторический экскурс, как в данном конкретном случае, так и в любом другом вопросе, касающемся богослужения, делается не из любопытства к истории, но обусловлен причинами более существенными. Так, мы обосновываем законность наших литургических действий, в данном случае, молитв об усопших, совершаемых Церковью для упокоения их души и утешения живущих. Так мыслит, проповедует и живет традиционная Церковь, каковой и является Церковь православная.
Традиция подтверждает и освящает нашу современную практику. Мы не вводим новшеств, но следуем чину, восходящему к Господу Иисусу Христу, святым апостолам и отцам Церкви. На этом смирении и доверии мы зиждемся, и во имя его мы продолжаем нашу духовную и литургическую жизнь в лоне Церкви, уповая на милость Божию и веря, что Его милосердие победит множество грехов наших. Об этом мы говорим с дерзновением во время коленопреклоненных молитв на вечерне в день Пятидесятницы, являющихся по сути своей заупокойными молитвами: «Возмери беззакония наша щедротами Твоими, сопротив постави бездну щедрот Твоих множеству согрешений наших» (первое коленопреклонение, первая молитва).
На вопросы, задаваемые верующими и неверующими, о том, какова польза для усопших от молитв, приносимых за них живущими, принимая во внимание, что «в аду нет покаяния», ответим, проследив идущую из глубины веков церковную практику. При своей кажущейся простоте фраза: «так это было до нас» – выражает все наше доверие, всю незыблемую и живую надежду нашу на милость Божию и одновременно всю нашу уверенность в том, что церковная практика, отражающая веру и истину откровения Божия миру во Иисусе Христе, является для всех нас гарантией того, что молитвы наши происходят согласно воле Божией и что они будут во благо душам усопших. То, каким образом это происходит, мы оставим на волю непостижимого и необъятного моря изобретательной любви Божией. Таков будет наш ответ на вопрос, касающийся заупокойных служб с литургической точки зрения.
Сейчас мы остановимся лишь на историко-литургическом аспекте этого вопроса.
Христианская Церковь уже с самого начала своего существования ввела особые молитвы об упокоении душ преставившихся отцов и братьев наших. Это является логическим следствием ее веры и учения о том, что усопшие верующие живут во Христе и после смерти и что общество любви между живыми и мертвыми не перестает существовать, проявляясь во взаимных молитвах. Живые молятся за усопших, а усопшие – в том числе и святые, имеющие к Богу дерзновение, – о живых. Так, были установлены особые молитвы и службы о преставившихся в память о них, то есть поминальные службы. Таким образом, Церковь продолжает общечеловеческие традиции и обычаи. Иными словами, похоронные обряды, существовавшие в эпоху пришествия Христа и в эпоху зарождения и распространения Церкви, христианизированные и очищенные от суеверий и предрассудков, приобретают новый смысл и содержание и продолжаются Церковью.
В Ветхом Завете содержатся сведения об иудейских обрядах, существовавших до Рождества Христова. В Книге Товита 4:17 есть указание: «Раздавай хлебы твои при гробе праведных», которое подразумевает совершение поминальных трапез на могилах или раздачу милостыни бедным, очевидно, в качестве поминального обряда по умершим. Во Второй Книге Маккавейской 12:43-45 содержатся сведения о совершении жертв «за грех» «скончавшимся в благочестии». Иуда Маккавейский послал в храм Иерусалимский все необходимое для совершения жертв за погибших на войне. Родство со сходным, несомненно, более поздним, христианским обрядом очевидно.
Жертвы и приношения мертвым совершали и язычники. Уже с гомеровской эпохи были известны так называемые «заупокойные пиры», на которых, согласно повериям, умерший пировал вместе со всеми присутствующими. Эти заупокойные трапезы проводились в определенные дни после дня смерти: в третий, в девятый, в тридцатый и каждый год в день рождения умершего. И здесь родство с христианским обрядом очевидно.
Христиане продолжают, как и следовало ожидать, предшествующую традицию в двух направлениях: во-первых, раздача милостыни за умерших как выражение любви к ним и к бедным, а во-вторых, молитвы. Уже «Апостольские Постановления» (конец IV века) рекомендуют раздавать «из имения» умершего и «в поминовение его» милостыню нищим (Кн. 8:42). То же самое советуют Иоанн Златоуст, Иероним, Тертуллиан, Псевдо-Афанасий и другие древние отцы Церкви и христианские писатели. Одновременно на могилах умерших совершаются «поминальные трапезы» или «поминки», кое-где сохранившиеся в различных, несколько видоизмененных формах и до наших дней. И эти «поминальные трапезы» также связаны с практикой раздачи подаяния, ибо на них совместно ели не только родственники и друзья умершего, но и священнослужители, бедные и путники (Апост. Постановления Кн. 8:44, «Исповедь» Августина VI, 2, Феодор Вальсамон и др.). Следует отметить духовный смысл, придаваемый «Апостольскими Постановлениями» этим совместным трапезам как делам молитвы и предстательства живых за усопших («Когда же позовут вас на памяти их, то вкушайте с благочинием и страхом Божиим, как могущие и предстательствовать о преставившихся (Кн. 8, 44).
Страницы: 1 2