Воскрешение Лазаря
Март 11th 2010 -
По житиям Филарета Черниговского
Св. Церковь в субботу перед шестою неделею Великого Поста вспоминает Воскрешение Лазаря.
Исполняя закон Ветхозаветного общественного Богослужения (Исх. 23:17) и творя волю пославшего Его Отца, Иисус Христос во дни Своей земной жизни ходил на праздник Ветхозаветной Пасхи в Иерусалим. Четыре Пасхи объемлют время Евангельской спасительной проповеди, которую начал Он после крещения Своего и продолжал до Своего вознесения. Так Иисус Христос шел в Иерусалим и на праздник последней Своей Пасхи, не смотря на то, что Божественная слава учения и чудес Его, распространившаяся уже повсюду в земле обетованной, сильно вооружила против Него завистливых старейшин Иудейских, которые давно замышляли и старались предать Его смерти. Последнее путешествие Иисуса Христа на Пасху еще более явило и увеличило Его Божественную славу, а равно усилило зависть и ненависть к Нему книжников. Первое событие при этом путешествии, особенно прославившее Господа и умножившее против него злобу синедриона Иудейского, было Воскрешение Лазаря четверодневного, совершенное Господом при стечении многочисленного народа и обратившее многих к вере во Иисуса Христа (Иоан. 11:45).
Лазарь был Еврей и фарисей, сын Симона фарисея (Мф. 26:6), родом из Вифании. Господь часто во дни Своей земной жизни заходил в дом Лазаря, которого с сестрами его Он любил и называл другом Своим (Иоан. 11:3,5,11). Господь допустил его умереть, да прославится Сын Божий и да веруют Его ученики (Иоан. 11:4,15). Услышав о воскрешении Лазаря, Иудейские первосвященники и старейшины говорили о Иисусе Христе: «что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Иоан. 11:47—48). Архиерей Каиафа дал синедриону совет, послуживший пророчеством о спасительной силе крестной смерти Иисуса Христа:
«Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Иоан. 11:49-50). С того дня положили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав повеление взять Его, где только увидят (Иоан. 11:53). Воскрешение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного (Иоан. 12:10). Лазарь удалился на остров Кипр, где впоследствии он поставлен был от Апостолов епископом, Богоматерь даровала ему омофор, сделанный ее руками. Жил Лазарь по воскрешении 30 лет и хранил строгое воздержание. Вторично преставился он в Кипре. В IX веке Византийский император Лев Философ перенес мощи праведного Лазаря из Кипра в Константинополь.
Православная Церковь, по окончании Четыредесятницы, вступая в неделю страданий и смерти Господа, начинает свои священные воспоминания с Лазарева воскрешения, послужившего началом решительного восстания Иудейского совета для погубления Спасителя и даже Лазаря.
Воскрешение Лазаря Церковь воспоминает с древних времен христианских. Отцы Церкви ΙV века св. Амфилохий, епископ Иконийский, св. Иоанн Златоустый, бл. Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесенные ими в Лазареву субботу. «Сегодня, говорит св. Златоуст, Лазарь, воскрешенный из мертвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны». В VII веке св. Андрей Критский написал также беседу на четверодневного Лазаря и канон, ныне поемый Церковью. В VIII веке Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин предали Церкви также каноны на день Лазарева воскрешения, ныне поемые Церковью. В конце IX века император Византийский, Лев Философ, перенесши мощи св. праведного Лазаря от Кипра в Константинополь, составил на день воскрешения его некоторые из священных песнопений, ныне употребляемых св. Церковью.
По гласу Церкви воскрешением Лазаря Иисус Христос хотел, между прочим, показать в Себе Бога и человека, уверить учеников Своих в будущем Своем воскресении, всех — в общем воскресении мертвых, — грешникам явить образ духовного воскресения. Действительно в лице Своем Господь Иисус Христос явил при гробе Лазаря очевиднейшим образом Божество и человечество. Как Бог всеведущий, Он возвестил ученикам Своим о смерти Лазаря, не быв уведомлен об этом. Господь приходит в Вифанию; Марфа и Мария, сестры умершего Лазаря, и другие всенародно исповедуют Иисуса Христа всемогущим и Сыном Божьим. Господи, говорит Марфа, аще бы Ты здесь был, не был бы брат мой мертвым. Но и ныне всем, если сильно будешь умолять Бога, даст Тебе Бог. Ей, Господи: я верую, ибо Ты — Христос, Сын Божий, Который придет в мир. Тоже произносит и Мария, падши к ногам Спасителя. Равно и другие Иудеи говорят о Нем между собою: видишь, как любят Его; не может ли Он открыть глаза слепому, сотворить, чтобы и этот не умер. Тогда и Сам Иисус Христос всенародно нарекает Себя жизнедавцем. Воскреснет брат твой, говорит Он в утешение Марфы: Я — воскрешение и жизнь: веруй в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живой и верующий в Меня не умрет во веки. Наконец, как истинный Бог Иисус Христос после краткой молитвы ко Отцу Небесному всемогущим словом Своим воскрешает Лазаря на четвертый день по смерти его. «Тебе, Владыка, всех Царю, вся возможна, говорит Церковь: глас Твой разрушил адово царствие, и слово власти Твоей восставило из гроба четверодневного, и Лазарь быть спасительное преобразование пакибытия».
Как истинный человек Иисус Христос, пришел в Вифанию, где жил и умер Лазарь, и видя сестру умершего друга Своего плачущую и пришедших с нею плачущих, Он возмутился Сам, прослезился, и яко несведущий спросил: где положили его? Так Господь предстал гробу Лазареву, «уверяя нам два существа Своя», говорит Церковь. Как же человек спросил: «где погребся, и как же Бог воскресил четверодневного».
Рыдаешь Иисусе — сие смертного существа:
Оживляешь друга Твоего, сие Божественные крепости, —
говорит синаксарь в субботу Лазарева воскрешения.
Метки: Пост