Колесование святого великомученика Георгия
Ноябрь 22nd 2015 -
Афон, монастырь Дионисиад
Память: 10/23 ноября
Колесование великомученика Георгия — праздник в память страданий святого Георгия Победоносца.
Почитаемый всем христианским миром, святой великомученик Георгий был умучен императором Диоклетианом в 303 году. День колесования святого Георгия в Грузии, по преданию, установила святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии. Известно, что святая Нина была родственницей святого Георгия Победоносца, особо почитала его и завещала любить его стране, которую обратила в Христианство. Этот праздник указывает на то исключительное почитание, которое обращено к великомученику Георгию в Грузии.
Одно из наименований Грузии — в честь Георгия (это название сохраняется и сейчас во многих языках мира).
В честь великомученика святая Нина установила праздник. Он совершается и поныне в Грузии 10 ноября — в воспоминание колесования святого Георгия.
Этот праздник именуется как Георгоба (в Грузии) или Джеоргуыба (в Осетии).
В Грузии обычно празднуется только сам день Колесования Св.Георгия (23 ноября нов.ст.), а вот в Осетии празднества длятся целую неделю от Михайлова дня (21 ноября нов.ст.) и вплоть до начала Рождественского поста (28 ноября нов.ст.).
Вот, что сказано в «Мифологическом словаре»:
ГИОРГИ
Колесование Святого Великомученика Георгия. Фреска церкви Святого Георгия в Накипари, Сванетия, Грузия. 1130 год. Иконописец Тевдоре.
В грузинской мифологии персонаж, идентифицируемый (после принятия христианства) со святым Георгием. По мнению ряда исследователей, имя Гиорги, как и большинство сюжетов и мотивов с ним связанных, имеет дохристианское происхождение. Народный культ Гиорги объединил в себе разнообразные древние представления, согласно которым он — охотник, истребляющий диких зверей, покровитель земледелия, повелитель небесного огня и грома. Мотив божества-всадника, охотника, который своей ежегодной смертью и воскресением олицетворял ежегодное угасание и возрождение природы, в сочетании с представлениями о страстном герое, трансформировался уже в христианскую эпоху в легенду о мучениях Гиорги. По этой легенде, тело Гиорги было расчленено Богом на 360 частей, и в местах, где были разбросаны эти части, воздвигнуты церкви. Во многих исторических источниках (записки католических миссионеров и русских послов, сочинения грузинских историков) зафиксировано представление о жертвенных животных, якобы добровольно приходящих в святилища, посвященные Гиорги, на заклание; первоначально в святилища приходил олень (лань, тур), но после осквернения его женщинами, отведавшими жертвенного мяса, Гиорги заменил оленя быком. В этом сюжете отразилась трансформация древнейших мифологических представлений — превращение духа дикой природы в покровителя культурного хозяйства (скотоводства). После распространения культа христианского святого Георгия с последним отождествлялись многие древние божества — Джарг (у сванов), Джеге (у мегрелов), локальные божества груз. горцев (джвари).
В 1891 году на Кавказе, вблизи села Кахи Закатальского округа, построен на месте древнего новый храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца к которому стекается множество богомольцев разных вероисповеданий.