Святые жены мироносицы Марфа и Мария
Июнь 16th 2011 -
Память 4 (17) июня
Священное Предание включает сестёр в число жен-мироносиц.
Различный характер сестёр — практичной Марфы и созерцательной Марии — стали
« Женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.(Лк.10:38—42)»
Православные сообщения гласят: праведные сёстры Марфа и Мария, уверовавшие во Христа ещё до воскрешения Им их брата Лазаря, по убиении святого архидиакона Стефана, наступлении гонения на Церковь Иерусалимскую и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.
Господь Иисус Христос любил семью прав. Лазаря и часто бывал у них в доме. Деятельная Марфа хлопотала по хозяйству, чтобы как можно лучше принять дорогого гостя, а Мария, забыв обо всем житейском, садилась у ног Спасителя и слушала его речи. Однажды Марфа упрекнула Марию за то, что та не помогает ей в делах, но Господь ответил: «Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее». Праведные Марфа и Мария олицетворяют собой два пути христианского спасения: путь деятельного служения Богу и ближним, и путь созерцательной, молитвенной жизни. И на том и на другом пути можно спастись. Но и для Марфы, и для Марии есть одна опасность – считать именно свой путь единственно угодным Богу. Необходимо знать: чтобы ступить на второй путь, надо сначала очистить душу добрыми делами. Действенная, глубокая, настоящая любовь всегда находит способ проявить себя. Вот Марфа – готовит угощение, спешит накормить тех, кто к ней пришел. В первую очередь – Господа. Это женское, материнское желание, чтобы люди были сыты, почувствовали радость, уют, домашнее тепло. Когда Господь сказал, что Мария избрала благую часть, Он не унизил труда Марфы, но показал, что у Марии тоже только часть. От целого. А целое – это когда душа и познает, и отдает себя, и служит. Марфа и Мария жили в Вифании и не ходили за Спасителем, но душою они были с Ним. Когда наступили скорбные для Господа часы и даже ближайшие ученики Его покинули, Марфа и Мария оказались рядом. Сестры находились среди жен-мироносиц. Они не могли ничему помешать, но стояли на Голгофе до конца вместе с Пресвятой Богородицей. А потом послужили Господу уничиженному, принявшему смерть.
Праведные Марфа и Мария были разными по характеру, но родные по духу. Не случайно Святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна создала в Москве именно Марфо-Мариинскую обитель. Там соединились два пути служения – молитвенное и действенное. Великая княгиня с сестрами посещала беднейшие кварталы города, принимала раненых во время войны, все свои средства тратила на храмы, больницу, продукты, медикаменты. Большевики долго не могли закрыть эту обитель, потому что простые люди приходили и защищали ее.
Для нас это важный пример. Пример — Мария. По словам митрополита Сурожского Антония – «та сторона нашей души, которая по своему призванию, по своей силе и возможностям способна созерцать». И Марфа – «та сторона нашей души,... которая способна была бы в правде, в чистоте, с вдохновением творить в жизни Божие дело, … трудолюбивая, творческая, живая Марфа, способная превращать своими руками, своей любовью и заботой все самое обыкновенное вокруг нас в Царство Божие, в явление любви человеческой и любви Божией».
В средневековом манускрипте св. Марфа изображена с поварёшкой
Храмы, посвящённые сёстрам, на Руси носят имя Марфо-Мариинских (Жён-мироносиц святых праведных).
Акафист святым Марфе и Марии, сестрам Лазаря
Молитвы святым Марфе и Марии, сестрам Лазаря