Святой Вонифатий (Бонифаций) Кредитонский, Майнцский
Июнь 17th 2011 -
Память 5/18 июня
Винфрид происходил из знатного рода; от монахов, посещавших дом его родителей, получил начатки религ. образования и в раннем детстве почувствовал призвание к духовному служению.
Святому имя Бонифаций было дано не с рождения – он получил его перед тем, как начать свою миссию в Германии. В крещении ему дали имя Винфрид, что значит «друг мира», и, возможно, это указание на его смешанную – англо-кельтскую – кровь. Его отец был зажиточным англом, а мать, вероятнее всего, была кельтского происхождения. Родился святой Бонифаций примерно в 675 году в Кредитоне, что в Девоне – кельтской области, которая лишь незадолго до рождения Бонифация стала заселяться англами и была частью королевства Уэссекс. Его отец, возможно, имел торговое дело в Эксетере, что на границе Англии и кельтского мира, простиравшегося из Корнуолла далеко в Девон. В Эксетере кельты и англы жили бок о бок, но у каждого народа была своя Церковь.
Борьба церкви с язычеством в королевстве Меровингов
Еще мальчиком родители отправили Винфрида обучаться в небольшой монастырь Эксетера. Здесь в святом разгорелся огонь веры. Но отец пожелал, чтобы Винфрид оставил обитель и занялся управлением их имениями, к чему его хорошо подготовило полученное в монастыре образование. Винфрид, однако же, чувствовал тягу к монашеской жизни и небесной науке, и отец наконец смягчился и дал позволение на постриг – это случилось при настоятеле Вулфхарде. В святом открылся, по словам составителя его жития Виллибальда, «дар к постижению божественных наук», и он желал совершенствовать свои знания и дальше. Со временем из провинциального Эксетера он перебрался в монастырь Нерслинга близ Саутгемптона, тоже в Уэссексе, но немного западнее (сейчас в графстве Хэмпшир). Здесь при настоятеле Вимберте Винфрид нашел то, что искал, и вскоре в совершенстве овладел латынью и получил некоторые познания в греческом. Он был поставлен руководить монастырской школой и стяжал славу учителя священных наук и монашеской жизни. И из других мест приходили к нему, как к знатоку Священного Писания, чтобы послушать его толкование священных текстов. Некоторые из сочинений Винфрида того времени сохранились до наших дней. Они написаны в манере святителя Альдгельма Шерборнского и Мальмсберийского († 709; память 25 мая), с которым Винфрид был, вероятно, знаком. Жизнь монаха Винфрида, «постигшего небесные истины», стала «образцом христианского жития и исполнения апостольского учения». Он жил в воздержании и молитве, строго следовал монашеским правилам, чему умело учил и других. В душе монах с самого рождения, Винфрид, когда достиг 30 лет – возраста, определенного канонами для рукоположения в пастыри, был посвящен в священнический сан.
Итак, в начале VIII века отец Винфрид был известен как преданный Церкви и одаренный многими дарами священнослужитель. Он принимал участие в церковных Соборах, его хорошо знал его правящий архиерей – епископ Винчестерский Даниил.
Но Винфрид горел желанием проповедовать Христа в Европе. Скорее всего, молодого подвижника вдохновляла на это миссия святителя Вилфрида Йоркского († 709; память 12 октября) во Фризию в 678–679 годах; немного позднее, в 690 году, с миссией туда отправились его ученики, одним из которых был иеромонах из Нортумбрии Виллиброрд, прославленный впоследствии как апостол Фризии († 739; память 7 ноября). Очевидно, что Фризия привлекла миссионеров, прежде всего, своей близостью – всего в 150 милях от восточного побережья Англии. Миссии благоприятствовало и то, что англы и фризы говорили тогда на схожих языках. Жившие на территории, расположенной между землями франков и англов, фризы были соседями тех и других. В то время Фризия занимала намного большую область, чем современная Фрисландия, – от севера Бельгии до Бремена в Германии, включая все побережье Нидерландов и другие районы.
В 695 году святой Виллиброрд в Риме был хиротонисан в архиепископа с именем Климент – в честь священномученика Климента Римского; хотя более он известен под своим прежним именем Виллиброрда. Центром своей епархии святитель сделал город Утрехт (бывший римский Траектум), где перестроил древнюю церковь, освятив ее во имя святого Мартина, и выстроил собор во имя Христа Спасителя. Он крестил и живших намного севернее, даже на острове Гельголанд, проповедовал и данам (датчанам). Английские пастыри помогали своему соотечественнику Виллиброрду в проповеди фризам, родственным англам. Среди них были святые братья Эвальд Светлый и Эвальд Темный, принявшие мученическую смерть от саксов около 695 года; святой Свитберт, ставший епископом в Вейк-бей-Дюрстеде, что в нынешних Нидерландах, а позднее основавший монастырь на острове Кайзерсверт в Германии, где его мощи почитаются по сей день. Об этих миссиях, очевидно, много рассказывалось в английских монастырях того времени.
Игумен Вимберт с неохотой, но все же благословил священника Винфрида (ему тогда было около 40 лет) проповедовать в Европе; снабдив его всем необходимым, он позволил двум или трем братиям сопровождать его. Весной 716 года эта маленькая компания отплыла из Лондона на фризском корабле. Прибыв в Вейк-бей-Дюрстеде, они застали его в бедственном положении. Архиепископ Виллиброрд был изгнан, а король фризов Радбод, ярый язычник, разрушал церкви и строил капища и все силы и средства направлял на борьбу с поддерживавшими христианство франками – главным врагом фризов. Винфрид смог поговорить с Радбодом (причем без какого-либо вреда для себя) и понял, что миссия сейчас невозможна, поскольку фризы воспринимали христианство как веру франков – своих главных врагов. И через несколько месяцев он оставил Фризию.
Но все было не так уж и плохо. Потому что Винфрид понял: корень проблемы – в испорченности нравов франкского духовенства, и, чтобы преуспеть в «бесплодной земле» фризов, он должен прежде исправить ситуацию во Франкской Церкви. Это означало, что для организации плодотворной миссии необходимы влияние и авторитет, признанные всей Западной Церковью.
Винфрид возвратился в Нерслинг и продолжил прежнюю монашескую жизнь. Через год умер настоятель Вимберт, и руководить монастырем избрали Винфрида. Но святой отказался, ибо сердце его жаждало новой миссии в Европе. Епископ Даниил принял отказ Винфрида, назначил новым настоятелем монаха Стефана, дал святому два рекомендательных письма и отправил его в Рим. Игумен Даниил, как и сам Винфрид, знал, что тот сможет снискать всеобщее признание франков только после того, как приобретет уважение папы.