Святой Вонифатий (Бонифаций) Кредитонский, Майнцский
Июнь 17th 2011 -
Человек
Нам повезло, что мы имеем житие святого Бонифация – оно написано священником Виллибальдом (не святым Виллибальдом, а другим современником Бонифация), расспрашивавшим о жизни мученика у людей, знавших его лично. Еще сохранилось более сотни писем святого Бонифация. Из них можно узнать не только о его миссии, о политическом положении того времени, о папах, с которыми он общался, но и о нем самом как человеке. Святой Бонифаций горячо интересовался делами в его родной Англии, имел широкий круг друзей и знакомых – мужчин и женщин. Это был человек глубокого сочувствия, вдохновения, дружбы и уважения. Его общение с друзьями из разных стран мира предвосхищает и отражает общение святых в Царствии Небесном. Бонифаций был предстоятелем, который сочетал мудрость и терпеливость, власть и смирение, строгость и доброту, рассудительность и усердие, тактичность и прямоту, великодушие и смелость в обличении неправды, созерцательность и практичность. В его письмах в Англию, в которых он просит совета и поддержки, особенно ярко видна его личность – и, прежде всего, его незаурядное личное обаяние, эта искра Божия в человеке. Вот почему Бонифацию удалось привлечь так много благочестивых мужчин и женщин, из родного ему Уэссекса приехавших к нему в Германию трудиться на миссионерском поприще. Он был еще и патриотом, всегда с любовью писал о своей родине и тосковал по ней; часто обменивался подарками со своими духовными и мирскими друзьями, молился о них, а они – о нем. В одном из писем он пишет: «Радуюсь благим делам и славе моего народа, но мне печально и больно от его грехов и позора» (Письмо 74). В некоторых письмах Бонифаций просит привезти ему книг из Англии – «Священное Писание и духоносные писания отцов» (Письмо 34). К последним относились комментарии преподобного Беды Достопочтенного († 735; память 26 мая), которые он высоко ценил. Из Письма 46 видно, что Бонифаций считает миссию на континент общенациональной миссией для Англии. Обращаясь ко всем епископам и священникам Английской Церкви, он пишет, что желал бы объединить язычников-саксов и детей Матери-Церкви, ибо саксы «одной плоти и крови» с англичанами. Бонифаций просил весь английский народ молиться о нем. Это был крик души, вопль, идущий из глубины сердца. И на него был получен ответ – то огромное число священников, монахов и монахинь, которые переехали вслед за ним в Европу. Это перенесение на континент английского благочестия и учености было своего рода духовной колонизацией.
Замечательны его письма английским игуменьям, которым он часто изливал душу. Вот в Письме 65 читаем: «Со всех сторон скорби и тяготы, брань и страх. Хуже всего – предательство лжебратьев. Оно хуже злобы неверующих язычников». Под этими словами подпишется любой православный любой эпохи.
Ближе всех святителю была его родственница (возможно, двоюродная сестра) святая Лиоба. Он делился с ней сокровенным, рассказывал обо всех душевных волнениях; мы уже упоминали, что он завещал похоронить их рядом. Мудрая и многознающая, подвижница, всегда пребывавшая в добром расположении духа, Лиоба стяжала глубокое уважение и признательность епископов. Обученная в монастыре Уимборн святой Теттой († 772; память 28 сентября), Лиоба впоследствии стала настоятельницей в Бишофсхайме. Фактически она была настоящим духовным преемником святителя Бонифация: ее совета просили епископы и правители. После смерти святой Лиобы около 780 года, а позднее и других учеников Бонифация франки сбились с истинного пути, что привело к печальным последствиям. Через 14 лет после ее смерти, в 794 году, Карл Великий, убивший тысячи саксов, принял на соборе во Франкфурте не только иконоборческую ересь, но и filioque.
Письма святого Бонифация говорят о его необыкновенной силе духа, подвижнической жизни, вере и послушании, молитвенности и знании Священного Писания, о его почти ежедневном приобщении cвятых Тела и Крови Господних, о его вере в Промысл Божий. Его успехи как руководителя, миссионера, организатора и государственного деятеля были следствием его святости.
Забытый святой
Как мы уже говорили, через 40 лет после мученичества святого Бонифация франки во главе с тираном Карлом Великим впали в ересь. А через 300 лет после его кончины они раскололи христианскую Европу, так что западная ее часть отпала от Православной Церкви. Любопытно, что дата мученической кончины Бонифация – 5 июня – совпадает с датой битвы при Ватерлоо 1815 года. Это была победа англо-германских сил над другим западным тираном – Наполеоном. Не менее любопытно, что высадка союзных войск в Нормандию, осуществлявшаяся из Англии через Ла-Манш и открывшая Западный фронт в Европе, началась тоже 5 июня, в 1944 году. «Нормандская операция» была успешной и помогла Европе избавиться от еще одного тирана – Гитлера – и его войск. Следует особо подчеркнуть, что обе победы были одержаны во многом благодаря вооруженным силам России.
В отличие от попыток объединения Европы, предпринятых этими тиранами – Карлом Великим, Наполеоном и Гитлером, общеевропейский проект святого Бонифация оказался намного более успешным. Этих трех кровожадных фанатиков воспринимают как предтеч антихриста, а Бонифаций почитается как святой Божий. И неспроста он сначала именовался Винфридом, что означает «друг мира», а потом Бонифацием, что означает «творящий благо». Он собрал первую общенациональную миссию всех Британских островов. Многие из тех, кто помогали ему в подготовке миссии и трудились вместе с ним над просвещением народов, были англичанами и ирландцами. Его труды были исполнены чувства общего национального стремления, его миссия была общим делом страны. Как не хватает нам этого сейчас!
Сегодня Англия хранит небольшую частицу мощей святителя Бонифация в католической церкви в Кредитоне, освященной в его честь. Эти мощи были недавно привезены из Фульды. Также частица мощей святого есть в Бриксуорте (графство Нортгемптоншир). И все же святой Бонифаций, «третий человек», сегодня забыт своей родной страной и не воспринимается как ее покровитель. Вот уж действительно «нет пророка в своем отечестве». Даже те немногие, кто помнит наших первых двух покровителей: святого Григория и святого Августина, забыли о нашем герое-соотечественнике – святом Бонифации. Несомненно, что это от неверного представления о раннем Римском Патриархате. Протестанты думают, что папство, каким оно было в Средние века, таким было всегда, а святитель Бонифаций, получается, был слугой «папизма». Святитель Бонифаций – святой, о котором забыла Англия, а точнее – забытый святой забытой Англии.
Забытое единство
Святой Бонифаций не только забытый святой, это символ и забытого единства. Он жил в эпоху, когда Римскими папами были не только римляне, но также сирийцы и греки. Когда Бонифаций был молодым, его архиепископом был грек святитель Феодор, а позднее он общался с папой из греков. Он жил в то время, когда можно было не только читать святых отцов, но и непосредственно общаться с ними. Бонифаций (как и его ученик Виллибальд) жил в такое время, когда можно было странствовать от дальних берегов западной Европы до Константинополя, Иерусалима и Дамаска, повсюду посещать и вести службы и быть в единстве веры. Какими бы ни были языки, обычаи и обряды, дух был един. Все знали, что в христианстве не существовало востока и запада, что почти во всех краях Европы и Азии было живое общение со святыми.
Сегодня осуществляется новый проект объединения Европы. Политическая элита 27 стран – от Португалии до Латвии, от Лапландии до Кипра – пытается объединить Европу новой конституцией. В этой конституции даже не упоминается о христианстве. Отрицают всё, чего достигли святитель Бонифаций и его ученики, принесшие свет Христов народам Европы и утвердившие единство в Западном Патриархате. И хотя новый проект не военный, а политический и экономический, он не приведет к подлинному единству, ибо отрицает само основание Европы – веру Христову.
В конце VII и в VIII столетиях два англичанина – святой Виллиброрд и святой Бонифаций, за которыми последовали их ученики, покинули Англию и озарили светом Евангелия тьму северо-западной Европы. Их влияние распространилось на всю Европу от Рима до Скандинавии благодаря последовавшим после них другим английским миссиям. В IX веке два грека: святой Кирилл († 869; память 14 февраля и 11 мая) и святой Мефодий († 885; память 6 апреля и 14 мая), за которыми последовали ученики, озарили светом Христовым тьму юго-восточной Европы. Их влияние распространилось на всю восточную Европу – от Чехии до Урала – благодаря миссиям, последовавшим за ними. Уверен: пока это не будет признано всеми, единства в Европе не будет, а будут лишь коррупция и мелочный расчет. Но сегодня мало кто желает все это признать. Если однажды это все-таки произойдет, то мы возвратимся к временам, когда не было еще разделения на католиков и протестантов. Мы возвратимся к временам, предшествовавшим середине XI века, – когда не было еще разделения христианства на Католицизм и Православие. Это будет возвращение к временам, когда уже обозначилась главная проблема, корни которой – в жажде власти самого сильного и агрессивного из германских народов – франков. Поскольку когда умер последний из поколения учеников святого Бонифация – святой Виллехад († 789), преставившийся почти ровно через 100 лет после приезда святого Виллиброрда во Фризию в 690 году, франки признали иконоборческую ересь и ввели в свою Церковь ложное понимание Пресвятой Троицы. А в XI веке они фактически присвоили себе власть в Риме.
В конце X века появились первые изображения святого Бонифация с его иконографическими символами: срубленным дубом, топором и пронзенным мечом евангелиарием. Древнейшее из них – на крышке переплета так называемого Золотого Кодекса («Codex aureus») из г. Эхтернаха (983/991), который хранится ныне в Нюрнберге. В 1410 году в витражах кафедрального собора в Эрфурте представлен цикл сцен из жизни святого Бонифация. В 1842 году в Фульд установили памятник св. Бонифацию работы немецкого скульптора Йохана Вернера Хеншеля (1782–1850).
Бонифация почитали не только как мученика, в IX в. Рабан Мавр писал, что Германия может гордиться им так же, как Рим — ап. Петром, а Эфес — ап. Иоанном. В 1160 г. Б. впервые был назван «апостолом Германии». 11 июня 1874 г. папа Римский Пий IX распространил почитание святого на всю католич. Церковь. С 1867 г. при гробнице Б. проходят ежегодные конференции католич. нем. епископов. Своим покровителем Б. считают портные, пивовары и резчики.
Единство и многообразие
На рубеже XIX-XX вв. в рус. историографии существовало мнение о невозможности почитания правосл. Церковью Бонифация. Его миссионерские заслуги отрицались на основании довода, что его труд состоял «не столько в проповедании христианства, сколько в распространении папизма» (см.: Бонифаций // ПБЭ. Т. 2. Кол. 942-943). О несостоятельности такой т. зр. свидетельствуют мученическая кончина Б., его самоотверженная жизнь, отданная распространению христ. веры, и многочисленные чудеса, совершающиеся от его мощей. В наст. время во мн. правосл. приходах Зап. Европы, особенно в Голландии и Германии, почитают Б. как небесного покровителя и заступника. Православные совершают паломничества к месту его мученической кончины в Доккум, где бьет чудотворный источник, а также в Фульду, где в кафедральном соборе покоятся мощи святого.
C 1991 года Фульда является городом-побратимом Сергиева Посада Московской области. В феврале 2006 года в Фульде создан православный приход в честь праздника Сретения Господня (Московский Патриархат), где почитают св. Бонифация. В немецкой церковной литературе можно встретить информацию о том, что в Восточной Церкви память св. Бонифация отмечается 19 июня (6, с.90). В Германии официальный день памяти святого Бонифация, архиепископа Майнцского, «апостола Германии», – 5 июня. Кроме того, его память чтят в Фульде 9-я июля (день перенесения мощей святого в Фульду), а также 1 декабря (освящение собора, где
С православной точки зрения, сегодня Западная Европа значительно удалилась от той Западной Европы, которой она была в I тысячелетии, когда она была частью православного мира. Ригористы и националисты Словакии, Хорватии, Косово и Украины, которых критиковал и продолжает критиковать Запад, не видят в современной Западной Европе ничего кроме пустоты. Модернисты же и либералы, наоборот, видят в Западе образец для подражания. Это сродни дилемме о стакане с водой: он наполовину пуст или наполовину полон? При взвешенном рассмотрении становится ясно, что кое-что от православного наследия I тысячелетия в Западной Европе сохранилось и до наших дней. Большинство простых западноевропейцев до сих пор разделяют с православными веру в Триипостасного Бога и в воплощение Сына Божия. Очень легко осуждать жителей современной Западной Европы за то, что они потеряли, – но так же легко увидеть и то, что они сохранили.
При столь же взвешенном взгляде нетрудно заметить еще, что значительная часть Западной Европы стала антиправославной и антихристианской, а следовательно, стоит на грани самоуничтожения. Любые нападки Запада на Православие есть отсечение своих собственных корней. Самое постыдное то, что сегодня западная часть Европы стала наиболее антихристианской частью всей Земли. Но все же в Западной Европе до сих пор есть вера, живущая в сердцах простых людей. И хотя эти люди политически бессильны, но ведь и сначала было только 12 апостолов… Ничего нельзя точно определить, пока не наступил конец всему. Возможно, с возвращением Православия в современную Западную Европу вернется и надежда. Ибо если только Западная Европа вернется к вере святого Бонифация, она вернется и к вере святых Кирилла и Мефодия и снова достигнет единства.
Тропарь равноапостольному Бонифацию Германскому, глас 5
О священномученик Бонифаций, к лику равноапостольных причтенный, праведный потомок Англии, гордость Германии, похвала Франции и слава Голландии! Обагрившийся своей мученической кровью, дерзновенно моли у престола всех Царя принести мир во все страны и даровать спасение душам нашим.
Кондак, глас 6
Да радуется английский народ и да веселятся народы Германии и Голландии! Ибо через Бонифация Господь даровал им благодать и спасение, сделав их Своей паствой в небесном чертоге, дабы они могли радоваться и ликовать. Восхвалим же его сице: радуйся, Бонифаций, проливший свою кровь ради Христа Пастыреначальника!