Святой Фурсей Ирландский, просветитель Восточной Англии
Январь 28th 2016 -
Память 16/ 29 января
Святой Фурсей (Fursy) – один из тех живших в старые времена святых ирландцев, чьё житие известно лучше других.
Был ирландским монахом, который внес большой вклад в дело утверждения и распространения христианства на Британских островах, землях Ирландии, Восточной Англии и Франции.
Из сохранившихся немногочисленных источников VII, XII и XVII веков, отчасти противоречивых, следует, что св. Фурса родился во второй половине VI века на юге Ирландии, на территории современной ирландской провинции Манстер и имел высокое и благородное происхождение, его отец — принц Финтан (англ. Fintan), а дед — Финлога (англ. Finloga), король Южного Манстера. Его мать — Гелгес (англ. Gelges) была дочерью Эйдфинна (Белого Хью) (англ. AedhFinn (Hugh the White)), короля Хай-Бриунов в Коннахте.
Согласно преданию, родители св. Фурсы женились без соблюдения должных формальностей королевского двора Эйдфинна и, снискав недовольство короля Финлога, искали защиту у дяди Финтана — святого Брендана Клонфертского (Мореплавателя) в монастыре на острове Инчикин (англ. Inisquin, Inchiquin или Esbren) озера Лох-Корриб, где и был рожден мальчик, который был крещен именем Фурса. По одной из версий крестил мальчика сам св. Брендан. Мальчик был оставлен на острове, получил образование, и по прошествии лет принял монашеских постриг в монастыре под аббатством св. Мелдана (англ. Meldan).
По другой версии, Фурса родился в Коннахте среди Хай-Бриунов, родственников матери, и вскоре был возвращен в Манстер, где под присмотром епископов получил хорошее духовное воспитание и образование. Имея большие успехи в учебе и благочестии, по достижении соответствующего возраста, он оставил родителей и с целью достижения большего совершенства отправился в монастырь на острове Инискуин, где служил аббатом св. Мелдан, ставший духовником св. Фурсы, а впоследствии и коллегой
Какие бы споры не велись между историками о месте рождения святого, можно здесь подвести итог словами его современника — великого летописца, историка и мыслителя своего времени св. Беды Достопочтенного. — Фурса происходил из знатнейшего рода скоттов, но духом был еще благороднее, чем рождением.
К счастью, одаренный разумом и и душевными качествами Фурсей был отдан на воспитание под руководство священников и монахов, отчего он стал весьма умел и опытен в науках, относящихся, прежде всего, к священному писанию. И неудивительно, что он посвятил себя монашеской жизни и вскоре оказался во главе монастыря Хатмат (Hathmat), или Киллурса (Killursa), где собирались желавшие посвятить себя Богу новички со всех концов Ирландии. Он часто покидал монастырь для проповеди в других концах страны.
Около 625 года Фурса покинул монастырь св. Мелдана и основал свой монастырь неподалеку от местечка Ратмат (англ. Rathmat), на берегу озера Лох-Корриб в ирландском графстве Голуэй, где отдавал все свои силы изучению священных книг и монашеских правил и где смог всецело посвятить себя небесным наукам. Вскоре к примкнули многие верующие.
Самое распространенное название монастыря дошедшее до нас — Киллурса (англ. Killursa), хотя и встречаются и такие название так «Cill Fursa, Kill Fursa, Fursa’s Church (с английского — церковь Фурсы) и т.п».
Приблизительно в 627 году, должным образом устроив обитель, Фурса отправился в Манстер пригласить в монастырь своих родственников. Следуя отцовскими землями, он неожиданно и сильно заболел. Его перенесли в дом, где он оставался много часов между жизнью и смертью.
В это время ему являлись виденья, которые просветили его и сделали не только уникальным и известным в средневековой литературе, но и одним из самых известных ирландских святых VII века.
Видения св. Фурсы были очень популярны в средние века и послужили одним из источников «Божественной комедии» Данте. Часто они переписывались отдельно от истиной Истории и украшалось живописными подробностями.
Как повествует житие святого, он покинул своё тело и пребывал вне тела «с вечера до петушьего крика, удостоившись лицезреть ангельские сонмы и слышать их блаженное пение: „Святые приходят от силы в силу“ и далее, „Бог богов является на Сионе“ ( 83:8 „приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе“).
Чувствуя, что как будто умер, он увидел св. Беоана (англ.) и св. Мелдана. В видениях они наставляли его, объясняли суть духовной жизни монаха и священника, их обязанности, открыли ему понимание ужасных последствий гордыни и неповиновения, понимание природы греха. Святые учили его, что снискивая славу Божью трудом, постом и воздержанием, человек часто забывает о главных грехах: о гордыне, которая низвергает ангелов с Небес; об алчности, через которую наши прародители потеряли блаженство земного рая; о зависти, которая побудила Каина убить брата Авеля; о лжесвидетельстве, из-за которого Спаситель был осужден; и, как следствие, человек смотрит на тяжкие в глазах Бога грехи как на легкие и наоборот. Первым делом нужно излечить душу от злобы и неправды.
В видениях ему явилось осознание добродетели, что её корнем и вершиной является благотворительность.
Как повествует житие святого, он вернулся в своё тело и через два дня снова покинул его, на этот раз не только увидев радости блаженных, но и пережив нападение злых духов, которые попытались помешать его восхождению на небо, но потерпели неудачу, ибо его охраняли ангелы. Он слышал их песнь «Свят, свят, свят, свят Господь Бог Саваоф».
Летописец Беда Достопочтенный, посвятив св. Фурсе целую главу в „Церковной истории народа англов“, повествуя о видениях святого, пишет, что когда Фурса был вознесен на большую высоту, сопровождавшие его ангелы велели ему повернуться и взглянуть на мир. Обернувшись, он увидел под собой нечто похожее на темную долину и четыре огня в воздухе, невдалеке друг от друга. Он спросил ангелов, что это за огни, и получил ответ, что это огни страстей, возмущающих и истощающих мир. Первый из них — обман — нарушение нашего обещания данного при крещении отвергнуть Сатану и все дела его; второй — сластолюбие, когда мы земные блага любим более небесных; третий — раздор, когда мы не боимся ссориться с ближними даже по пустячным поводам; четвертый — несправедливость, когда мы считаем возможным грабить и обманывать слабых. Постепенно эти огни соединились и образовали одно большое пламя. Святой в страхе сказал ангелу: „Смотри, господин, это пламя совсем рядом“. Ангел же ответил: „Пламя, которым ты не воспламеняешься, не сожжет тебя; хоть оно кажется большим и ужасным, оно каждого испытывает по его вожделениям, и зло хочет, чтобы все сгорели в этом пламени. Если в телесном обличье человек горит нечистыми страстями, то, высвободившись из тела, он во искупление их сгорает здесь“. Потом он увидел, как один из трех ангелов, которые оба раза были его спутниками, устремился вперед и раздвинул пламя, в то время как двое остальных летели по обеим сторонам от него, заслоняя его от огня. Видел он и демонов, вылетавших из огня и пылавших злобой против праведников»
Еще Беда описывает обвинения злых духов против святого, защиту его праведниками и видение небесных сонмов, среди которых были и святые его собственного народа, жившие в прошлые времена и знакомые ему понаслышке. От них он узнал о многих вещах, полезных и для него и для всех, кто захочет узнать о них. Когда они закончили рассказывать и вернулись на небо с ангелами, три упомянутых ангела остались с блаженным Фурсой, чтобы вернуть его в оставленное им тело. Когда они достигли пламени, ангел, как и в первый раз, раздвинул огонь; но когда человек Божий двигался через толщу огня, злые духи схватили одного из тех, кто горел там, бросили в него и опалили ему плечо и подбородок. Фурсей же узнал этого человека и вспомнил, что после его смерти взял нечто из его одежды. Ангел схватил того человека и бросил его назад в огонь, а злобный враг сказал: «Не отвергай того, кого признал; ведь раз ты взял вещи у грешника, то разделишь и его кару». Но ангел рядом с ним сказал: «Не из корысти он взял их, но чтобы спасти его душу». Тогда огонь погас, а ангел повернулся к Фурсе и сказал: «Ты обжегся огнём, который воспламенил тебя, ибо, если бы ты не взял вещи человека, умершего во грехе, тебя не обжег бы огонь его кары». После этого он посоветовал, как можно спасти того, кто раскается в самый час своей смерти"Когда Фурса вернулся в своё тело, он всю оставшуюся жизнь носил отметины от огня, которым обжег его бесплотный дух, и все могли видеть эти следы на его плече и подбородке.
Pages: 1 2