Святой Дунстан, архиепископ Кентерберийский
Май 31st 2016 -
Память: 19 мая/1 июня
Родился ок. 909 г. в благородной семье в Гластонбери (юго-восточнее Бристоля, Англия). Состоял в родстве с саксонским королевским домом. Был воспитан шотландскими (ирландскими) монахами своего родного города и изготовлял даже колокола, органы и распятия.
Вследствие интриг завистников он потерял первоначальное расположение короля, его дяди, Athelm. Это и болезнь побудили его стать монахом и священником Гластонбери. Там он несколько лет прожил в тесной келье. При короле Эдмунде в 945 г. он стал настоятелем и был для него и его приемника короля Эльреда уважаемым советником. Ввиду того, что он следующего короля Эдвина порицал за безнравственную распутную жизнь, ему пришлось провести 2 года в ссылке в Генте (Фландрия). В 957 г. При короле Эдгаре он стал епископом в Worchester и 961 архиепископом Кентерберийским как преемник св. Одо. Папа Иоанн XII произвел его в легаты Св. трона. Дунстан с успехом боролся за улучшение нравов в среде духовенства и в народе, реформировал монастыри и добился синодального постановления, согласно которому монахи при кафедральных церквах должны были иметь право избрания епископа. Духовенство должно было также служить какому-нибудь ремеслу, в том числе художественному, чтобы быть в состоянии и в этом отношении наставлять народ. Дунстан имел большое влияние на короля Эдвина и когда он однажды подверг порицанию какой-то его поступок, король принял это близко к сердцу и обнаружил искреннее раскаяние: в течение 7 лет не надевал свою корону и основал женский монастырь Shaftesbury. Дунстан умер 19.5.988 г. и в 1012 г. часть его реликвий была перенесена в Гластонберг.
Изображался: как епископ, окруженный ангелами (по легенде, ему ангелы явились в видении, и при этом он слышал небесное пение; он покровительствовал церковному пению и сам играл на арфе); с клещами (символ его ремесленных навыков, в особенности в работе с металлом; по легенде, он однажды сатану ущипнул клещами за нос).
Эмблема Святого Дунстана, покровителя кузнецов и ювелиров – разжатые щипцы.
История Англии дает нам имена двух героев, обессмертивших себя в рядах церкви дерзким сопротивлением, которое они оказали государям и законам страны, «пророческой» наглостью в обращении со своими господами и смутами, которые они возбудили среди своих сограждан. Первый из них — святой Дунстан. В молодости он своей распущенностью и низостью вызвал неудовольствие короля Ательстана. Видя, что его честолюбивые мечты разбиты, Дунстан ударился в ханжество, совсем ушел от света, заключил себя в келье, вел строгий образ жизни и даже творил чудеса. Одним словом, он пустил в ход все средства, чтобы создать себе репутацию святого. Достигнув этого, он снова появился в полном блеске при дворе короля Эдреда. Государь этот, всецело доверившись добродетели Дунстана, назначил его своим главным казначеем. Но преемник Эдреда, Эдви, отнюдь не был одурачен его ханжеством и потребовал от него отчета в управлении казной. Человек божий наотрез отказался повиноваться. Король обвинил его во взяточничестве и изгнал его из королевства. Во время его отсутствия заговор, охвативший всех монахов в королевстве, не заглох.
Одон, архиепископ кентерберийский, всецело преданный Дунстану, стал во главе клики и начал с того, что нанес королю весьма чувствительное и жестокое оскорбление. Король был женат, вопреки законам церкви, на своей родственнице Эльдживе, принцессе редкой красоты, которую монарх страстно любил. Брак этот пришелся не по душе Дунстану и святошам. Поэтому архиепископ Одон собственной властью распорядился схватить королеву во дворце. Затем, чтобы уничтожить её красоту, которую он считал преступной, он велел обжечь ей лицо каленым железом. В таком состоянии её отправили в Ирландию. Король чувствовал себя слишком слабым чтобы сопротивляться наглому прелату и его заговору душой которого был Дунстан, который пользовался поддержкой народа, порабощенного монахами. Ему пришлось согласиться на развод. Тем временем несчастная Эльджива, совершенно оправившаяся от ран, от которых у нее на лице не осталось следов, вернулась в Англию и стремилась скорее броситься в объятия того, кто продолжал считать её своей законной супругой. Но по дороге она попала в засаду, устроенную ей архиепископом. Так как после всех этих покушений смерть её стала абсолютно необходимой прелату и его партии, то королева была по его приказанию искалечена столь непристойным и варварским образом, что через несколько дней умерла от этого в неслыханных мучениях. Не довольствуясь этими ужасами, святые и их монахи подняли народ против короля. На его место был посажен его малолетний брат-Эдгар. Святой Дунстан вернулся и от его имени взял в свои руки бразды правления и стал во главе партии переворота.
У низложенного монарха осталось всего несколько провинций на юге Англии. Что касается Дунстана, то в награду за свои «высокие подвиги» он был назначен последовательно епископом ворчестерским, затем лондонским и, наконец, по протекции Эдгара он стал архиепископом кентерберийским в ущерб некоему Бритгельму, законно избранному на этот пост.
Папа, целям которого наш святой тогда содействовал, ревностно трудясь над введением в Англии безбрачия духовенства, не чинил ему никаких затруднений в замятии этого выдающегося поста. Тогда Дунстан, сам бывший монахом, опираясь на авторитет папы, сделавшего его своим легатом, и пользуясь поддержкой короля, обязанного ему короной, стал усиленно хлопотать о том, чтобы лишить светских священников их бенефиций и обогатить за этот счет монахов. Одним словом, он стал полновластным господином королевства, которым он управлял тираническим образом. Хотя он проявил такую строгость в вопросе о браке Эдви, он, однако, простил брак Эдгара, подло убившего одного придворного сеньора, чтобы жениться на его жене. Святые часто имеют, таким образом, два веса и две меры.
После смерти Эдгара Дунстан самовольно короновал Эдуарда третьего. Знать королевства высказалась в пользу Этельреда, но на стороне прелата были монахи и чернь. Когда впоследствии Этельред тем не менее стал королем, могущество нашего святого померкло и он умер от огорчения в 990 г.
В христианстве существует легенда о Дунстане, святом покровителе кузнецов и ювелиров. Однажды в его кузнице появился дьявол и потребовал подкову для своего копыта. Дунстан узнал дьявола и стал подковывать его так болезненно, что тот запросил пощады. Дунстан освободил дьявола только после обещания, что он никогда не посетит место, где есть подкова.