Блаженный Андрей Симбирский
Декабрь 9th 2014 -
Дни памяти: 3 июня (по нов. ст.) — день прославления и обретения св. мощей
27 ноября/ 10 декабря — день праведной кончины старца.
Многие годы в сквер им. И. Н. Ульянова в центре Симбирска-Ульяновска шли люди разного возраста с тем, чтобы помолиться у скромной могилы украшенной простым деревянным крестом.
Круглый год к подножию креста под сводами деревьев ложились живые цветы. Ежедневно здесь можно было увидеть людей коленопреклоненных в молитве, изливающих свою печаль и горесть, несущих сюда свои беды и тяготы, благодарно зажигающих свечи на месте упокоения праведника, чье имя было записано чуть ли не во всех помянниках православных христиан города — блаженного Андрея.
Когда память о блаженном старце не исчезала в народе. К месту его упокоения стекались люди за утешением, помощью, исцелением, успокоением и получали их. Уносили с этого места освященную верою землю в чаянии избавления от недугов.
Каждую субботу, а также в день праведной кончины старца, в родительские дни над могилой звучали слова заупокойных молитв, освящал воздух кадильный фимиам, служило духовенство. Сотни переписанных от руки повествований о жизни блаженного Андрея бережно хранятся и поныне в домах верующих.
Почитание Андрея Ильича началось еще при его жизни, служащей примером добровольного несения избранного им величайшего подвига Христа ради юродства.
Блаженный Андрей родился в Симбирске 4 июля 1763 г. (по старому стилю) в семье бедных мещан Огородниковых. Его родители отличались благочестивой жизнью, особенно мать, которую прямо так и называли –женщиной набожной. Они жили «под горою», то есть прямо на берегу реки Волги, которая тогда была совсем другой, чем сегодня, имела много протоков, островов, заливных лугов. И была весьма богата рыбой, и отличалась чистотой своей проточной воды.
До трёх лет Андрей не ходил, был, как говорили «сиднем», пил и ел из чужих рук. Потом стал ходить. Но – по воле Божией – ничего не говорил. С младенчества нёс он подвиг молчальничества. В течение всей жизни произносил он лишь два слова: «мама-Анна», или просто «Анна», как звали его мать.
Он не был лишен ни органов слуха, ни органов речи, просто не использовал их сознательно. Чему свидетельством были несколько случаев, когда блаженный Андрей четко и внятно выразил свои мысли ясными словами. Но это были редчайшие случаи. Например, в 1825 году блаженный нарушил свое молчание, обличив богохульника. Тогда в Симбирск привезли одного из местных помещиков, который был душевно болен, и в припадке умопомешательства ужасно богохульствовал, подтверждая слова пророка и псалмопевца Давида: «Сказал безумец в сердце своем «нет Бога»» (Пс.13:1). Неожиданно в квартиру больного явился Андрей Ильич и стал, по своему обыкновению, раскачиваться из стороны в сторону. Когда же опечаленная мать больного помещика решила предложить сыну кусочек арбуза, и слуга уже понёс ему тарелку, то блаженный Андрей остановил слугу, стал толкать его назад от помешанного со словами: «Он Бога бранит!». Это вызвало всеобщее изумление. Святой таким образом хотел показать, что этот человек не заслуживает никаких утешений, так как является богохульником.
Интересно, что в то время, в 1825 году, в граде Симбирске сыскался единственный помешанный богохульник, ради которого святой Андрей нарушил даже свой обет молчания. Все остальные люди были, видимо, благочестивыми.
Другой раз нарушил свой обет молчания блаженный Андрей, когда ему было необходимо исцелить симбирскую дворянку Т. Е., кстати, мать того самого помешанного помещика, от ужасной тоски, которая доводила её почти до сумасшествия. В таком тяжелом состоянии её однажды вели из церкви. На паперти встретился ей блаженный. Она поклонилась ему и сказала: «Застрадалась я, помолись ты за меня». И тут Андрей Ильич внезапно сказал в ответ: «Будешь здорова», и тотчас же скрылся. И эта госпожа вскоре, действительно, избавилась от своей болезни.
Именно с семи лет будущий праведник принял на себя нелегкий подвиг Христа ради юродства. До самой смерти блаженный старец добровольно лишал себя обычного одеяния и в любую погоду — в зной, стужу и метели — одевался лишь в свою длинную рубаху из домотканого полотна, жил милостыней и подаянием.
С ранних лет Господь наделил его даром прозорливости. Впервые это заметили тогда, когда богомольная мать его ходила надолго в паломничество к русским святыням, в том числе и в Киево-Печерскую обитель. Андрей, предвидя ее скорое возвращение, выбегал за ворота и кричал: « Мама, Анна», давая знать близким о скором возвращении родительницы, что вскоре и сбывалось.
С юных лет Андрей принял и подвиг постничества, не вкушая ни мяса, ни вина, а употребляя в пищу лишь хлеб да разваренные сухие ягоды.
В большинство дней своей жизни юродивый довольствовался лишь тем, что подавали ему сердобольные симбиряне. Они опускали хлеб или иную пищу в пришитый на груди к рубахе большой карман. Но сам Андрей никогда не просил милостыню, а наоборот — часто делился тем, что находил в кармане. Не от всякого он принимал подаяние, провидя, от чистого ли сердца была эта малая жертва. И когда чувствовал, что о монете, поданной ему, милостивец в сердце своем сожалел, безошибочно находил ее в кармане среди других и тут же отдавал обратно.
Иногда Андрея встречали люди, не разумеющие подвижнической жизни праведника, и поносили его, издевались над ним, а часто и избивали. Смиренно и кротко переносил блаженный оскорбления, лишь стоял, потупя взор и опустив голову, переминаясь с ноги на ногу. Это вызывало растерянность обидчиков, а иногда и вразумление о подвиге юродивого.
Во все дни жизни своей Андрей не разлучался с домом Божиим, был прихожанином Спасо — Вознесенского собора, где приобщался Тела и Крови Господней. Часто его видели в любую стужу, стоящим на колокольне храма, либо под стенами собора на протяжении всей ночи, а иногда ползающим в особом умилении подле ограды храма и целующим низенькие ее столбики. Все это во многих симбирянах укрепляло веру в его праведность.
Некоторые поступки блаженного не сразу понимались людьми, его окружавшими, казались странными и безрассудными, но в результате они всегда приводили ко благу. Так, вытащив кляп из бочонка с маслом в лавке торговца и навлекши на себя его гнев, Андрей сохранил людей от смертельной опасности через употребление этого масла, так как в опустевшем бочонке нашли мертвую змею. В другом случае, вбежав в дом знавшей его мещанки, блаженный выхватил из печки раскаленный чугунок со щами и, разбив его, убежал. На дне разбитого сосуда обнаружили огромного паука.
Просто блаженный хватал руками раскаленный металл, целовал кипящий самовар, нередко обливаясь при этом кипятком, но это не причиняло ему ни малейшего вреда.
В жизни своей Андрей возвысился подвигами своими так, что были даны ему Господом особые благодатные дарования.
Неоднократно случалось, что он исцелял болящих и страждущих, обращавшихся к нему с просьбой о молитве. Возвращал здоровье, давая съесть больному кусок поданного ему ранее хлеба.
Проникал блаженный Андрей и в потаенные уголки душ человеческих, давая знать людям своими действиями, что ведомы ему их сокровенные мысли и желания.
Будучи лишенным дара речи, Андрей часто жестами и выражением лица своего, с помощью различных предметов мог пророчествовать, предсказывая людям события их дальнейшей жизни. Так, если он приносил и подавал кому-либо несколько щепочек, то это означало, что душа того человека скоро предстанет пред Богом. Знаком смерти кого-то из домочадцев служило и появление блаженного в доме, когда он ложился под святыми образами со скрещенными на груди руками. Имея бесконечную любовь к ближним, сей угодник давал им знать о приближающейся кончине для того чтобы человек мог достойно приготовиться к переходу в жизнь вечную.
Знаком успешной будущей торговли служила принятая Андреем милостыня в лавке или около нее из рук хозяина.
Если же старец начинал мести пол в чьем-то доме, или подметать двор, то это означало потерю хозяином своего имущества.
Случалось также, что, предвидя чьи-то дурные намерения, Андрей всячески препятствовал этому, вставая на пути замышлявшего зло человека, не давая совершить поступок, ведущий к погибели души. Дарования эти блаженный употреблял лишь с одной целью — для спасения душ христианских.
По воспоминаниям симбирян, зафиксированных в различных изданиях и повествующих о жизни старца, современник блаженного Андрея, великий святой земли русской преподобный Серафим Саровский отсылал обратно симбирян, приходивших к нему за благословением и советом, со словами: «Что приходите ко мне, убогому? У вас лучше меня есть — ваш Андрей Ильич.» Это признание Саровским чудотворцем праведности симбирского старца, которого он ни разу не видел, еще больше упрочило почитание жителями Симбирска Андрея, как угодника Божия.
Убежденность симбирян в том, что Андрей Ильич был немым, однажды было опровергнуто им самим. В один из дней своей жизни, обличая одного из сограждан-вольнодумцев, блаженный в гневе воскликнул: «Он Бога хулит!» — к огромному всеобщему удивлению. Это явилось свидетельством того, что старец совершал еще один подвиг — подвиг молчальника, и вовсе не был лишен дара речи.
Pages: 1 2