Святой Кесарий Арелатский (Арльский), митрополит
Сентябрь 8th 2012 -
Память 27 августа/ 9 сентября ( местночтимый святой в Сурожской и Корсунской епархиях).
Кесарий Арльский (470, Кабиллон, ныне Шалон на Саоне — 27.8.543, Арль). Кесарий родился в семье галло-римлян, в 18 лет поступил в клир города Шалона, стал чтецом (а это ознаменовывалось уже переменой одежды и постригом, принятием власти епископа).
Однако через два с небольшим года Кесарий отправился на юг Галлии, за сотни километров от Шалона, в знаменитый своими учеными Леринский монастырь. Настоятель назначил его келарем, но вскоре сместил из-за жалоб собратьев. В конце концов, Кесарий покинул монастырь якобы для поправки здоровья, — повод более чем сомнительный для человека, который дожил до очень преклонных лет. Он поселился в Арле, где епископом был его родственник Эоний. Вскоре епископ добился его формального исключения из монашеской общины, рукоположил во священника, назначил настоятелем местного монастыря и своим преемником. Это многим не понравилось — назначать преемника было не в обычае, епископа следовало избирать. Прошло более года между смертью Эония и избранием Кесария.
Епископу Кесарий понравился прежде всего скептическим отношением к увлечению духовенства античными авторами. Кесарий все время напоминал, что это авторы языческие. У этих языческих авторов люди эпохи Возрождения находили образцы возвышенных чувств, идеал поведения. И в наши дни идеалы ищут где угодно, но не в Евангелии, из-за того, что за христианскими грехами трудно разглядеть Христа. Не был он и мракобесом, выступал не против культуры как таковой, а против увлечения культурой у священников – в ущерб их главному делу. Мракобес, выступая против великой власти культуры, навязывает окружающим свое величие, свою власть. Античная же литература к V веку уже не была соперницей христианству, она стала явлением прошлого. Кесарий призывал не слишком увлекаться классической риторикой именно потому, что это было не слишком творческое тогда занятие, как в наши дни не слишком творческое и не слишком набожное дело — углубляться в изучение церковнославянской литературы.
Кесарий же отличался от многих епископов своего времени тем, что заботился больше всего не о дисциплине духовенства или красоте храмов, а о том, чтобы всякий, приходящий в храм, понимал смысл богослужения и присоединялся к молитве.
Сохранились его проповеди, отличающиеся краткостью: Кесарий говорил не более четверти часа, образно и понятно для всех. Зато он проповедовал не только по воскресеньям, а на любой службе.
В 506 г. собор в Агде (где Кесарий Арльский был одним из 24 епископов, представлявших епархии земель, покорённых вестготами) принял ряд постановлений, усиливавших централизацию и власть епископа. В частности, предписывалось Великим постом поститься по-римски — по субботам, тогда как в Галлии принято было субботы и воскресенья освобождать от поста. Все алтари епископ должен был освящать миропомазанием, с воскресной литургии предписывалось уходить лишь после благословения епископа, к епископу следовало обращаться за разводом.
Когда Арль захватили бургунды и разместили здесь своих пленных, Кесарий продал серебряные (золотых не было) сосуды из церковной казны, а на вырученные деньги обеспечил несчастных одеждой и едой. Это вызвало возмущение у многих собратьев по Церкви, на что Кесарий ответил: “Наш Господь совершил Свою последнюю вечерю на глиняных тарелках, не на роскошном блюде, и мы должны без колебаний расставаться с Его сосудами для спасения тех, кого Он искупил Своей собственной жизнью. Хотел бы я знать, упрекающие нас не обрадовались бы, если бы им помогли таким образом, попади они в беду”.
Кесарий легко расставался с золотом, но не с людьми. Он поощрял пение в храме, сплачивающее людей в молитве, и советовал следить, “чтобы поведение соответствовало словам песнопений”. Дважды Кесария пытались убрать руками светских властей: в 505 году король визиготов Аларих II сослал его в Бордо якобы за шпионаж в пользу бургундов, когда же визиготского короля сменил остгот Теодорих, король Италии, Кесария под стражей в 513 г. доставили в тогдашнюю столицу Равенну. В обоих случаях доносы были признаны несправедливыми. Аларих приказал закидать клеветника камнями, но Кесарий вступился за несчастного. Теодорих же, перед которым епископа обвинили в продаже церковного серебра ради выкупа пленных, подарил Кесарию серебряную чашу весом в 19 килограммов и стоимостью в 400 золотых (солидов) и ещё 300 золотых, наполненную золотыми монетами – епископ и это сокровище потратил на выкуп пленников.
Сразу после суда в Равенне Кесарий отправился в Рим к папе Симмаху. Он хотел получить от Папы одобрения закона, который бы разрешал продажу церковных земель для пользы монастырей. Папа отказал:его самого пятью годами ранее сторонники антипапы Лаврентия обвинили в продаже церковного имущества, и он ответил обвинителям, приняв жёсткий закон, запрещавший такую продажу. Но другие предложения Кесария папа утвердил: запретил женщинам, взявшим обет безбрачия, выходить замуж, запретил без подготовки рукополагать в священники знатных мирян.
Папа назначил Кесария митрополитом (передав ему часть полномочий епископа Вьена), вручил ему, первому из епископов Западной Церкви, паллий – особый воротник из шерсти ягненка, символа Христа. Арльским диаконам было разрешено носить белые туники — далматики — которые ранее носили только римские диаконы. В качестве митрополита Кесарий председательствовать на многих соборах, из которых вошел в историю собор в Оранже в 529 году, осудивший две крайних богословских позиции. С одной стороны, собор отверг учение о том, что есть люди, которых Бог изначально предназначил к погибели и которые спастись поэтому не могут, с другой не согласился с тем, что Бог лишь пассивно ждёт, когда человек к Нему обратится. Кесарий подчеркивал, опираясь, конечно, на собственный духовный опыт, что начало веры и любви, первое движение души к добру исходят от благодати Божией. Тот же собор совершил небольшую революцию, преодолев сопротивление многих епископов, разрешив проповедовать священникам и диаконам — ранее проповедовали только епископы.
Летом 535 г. вспыхнула война между Византией и остготами. В результате в конце 536 — начале 537 гг. Арль был захвачен франками, и Кесарий, уже старик, поселился в монастыря св. Иоанна, который сам основал много лет назад и которым руководила его сестра Кесария, и тут скончался. Ни он, ни его епископы не участвовали в соборе, который созвал новый владелец Прованца Хильдеберт в 538 г. Под властью готов Кесарий имел статус префекта претория, папским викарием, теперь стал никем. Может быть, на склоне лет он понял то, что мир пока не понял: что насилие ничего не решает, а лишь запутывает. Пока он был епископом, думал иначе, и сохранилась его проповедь, где он доказывает, что праведники должны употреблять силу для победы над грешниками. Правда, все примеры у Кесария — ветхозаветные, а из Нового Завета лишь эпизод, когда по молитве Петра умерли двое людей, пытавшиеся соединить веру с обманом. (Любопытно, что Кесарий не упомянул эпизода с изнанием торгующих из Храма, не сослался, в отличие от бл. Августина, на притчу о званых на вечерю).