Святой Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец
Февраль 24th 2011 -
ИСЦЕЛЕНИЕ ТАЙДУЛЫ
Слух о великой святости митрополита Алексия и о том, сколько за его молитвы Бог творит чудес, достиг и до самого нечестивого татарского хана Чанибека, у которого жена, по имени Тайдула, уже три года была слепа, и кроме того, была одержима беснованием, так что никакие врачевания ей не помогали. Услышав о святом Алексии, они возымели веру, что если он помолится о болящей, то Бог услышит его. Немедленно отправляют они послание к Великому князю Иоанну Иоанновичу, с просьбою прислать к ним в Орду человека Божия, святого митрополита Алексия. Также и самого святителя они просили посетить болящую царицу и помолиться о ней к Богу, дабы ей исцелиться от слепоты и беснования. В послании к Великому князю Чанибек писал: «Слышал я о вашем первосвященнике, что если он чего попросит у Бога, то Бог слушает его. Этого служителя Божия пришлите к нам, и если его молитвами исцеляет моя царица, будете иметь со мною мир; если же не пришлете его, то я приду и попленю вашу землю».
Получив такое послание, Великий князь стал просить святителя исполнить желание и требование хана. Тяжело было это для смиренного чувства святителя, но отказаться было невозможно. Он сказал: «Дело это выше моей меры; впрочем, верую Богу, даровавшему прозрение слепому от рождения, что если кто с верою будет Его о чем просить, Он не презрит его». Пред отправлением в путь Алексий пошел со всем клиром своим в Успенский собор и там, у гроба святителя Петра, стал совершать соборне молебен с водоосвящением, прося его молитвенной помощи в предстоящем деле. Здесь у раки святителя местная свеча, в виду всех, вдруг сама собой загорелась. Чудо это было для святого Алексия подкреплением и извещением, что Господь благословляет путь его. Как эта свеча сама собой, при его молитве, без всякого труда загорелась, так легко Богу возжечь и свет очей ослепшей царицы. Ободренный таким извещением, святой раздробил чудесно загоревшуюся свечу и роздал ее на благословение народу; а часть от нее, и также освященную воду, взял с собой и отправился в путь, в сопровождении священников и клириков, как приличествовало святителю.
Между тем Бог, известивший угодника своего об имевшем последовать чуде, подготовлял к нему и тех, для которых оно должно было совершиться. Еще задолго до прихода святителя в Орду больная царица увидела его в сонном видении пришедшим в архиерейском облачении, также и священников, бывших с ним, облаченными в свои ризы. Она велела приготовить новые облачения для святителя и его клира, точно такие, как она видела в видении. По прибытии святителя в Орду он был принят с великим почетом: сам хан, с сыном своим Бердибеком и с прочими сыновьями и сановниками, выехал к нему навстречу. Приведенный к постели болящей, святой начал совершать молебное пение, причем зажег и свечу, сделанную из воска от загоравшейся чудесно свечи у гроба св. Петра чудотворца. По окончании молебствия он окропил больную святой водой и царица прозрела. Удивились и ужаснулись неверные, видя такое преславное чудо, и прославили чудотворца. Чанибек и Тайдула, благодарные за полученное чудесное исцеление, одарили святителя и пришедших с ним многими дарами. Из числа подарков, полученных святителем, остался на память потомству перстень, дарованный ему царицей Тайдулой. Но вечным незабвенным памятником этого преславного чуда навсегда останется обитель, устроенная святителем Алексием в самом Кремле, на месте, пожалованном ему исцелившейся царицей, и посвященная им памяти чуда Архистратига Михаила в Колоссаех (6 сентября), и потому называемая Чудовской. Какое смиренномудрие видно в этом посвящении, соединяющем в себе воспоминание о чуде, совершившемся при посредстве самого святого основателя этой обители, и о древнейшем чуде, совершенном Архистратигом Сил небесных!
ВТОРИЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ОРДУ
Отпущенный ханом, святитель Алексий поспешил оставить Орду и возвратился в Москву. Но вскоре ему пришлось вторично путешествовать туда же. После удаления его из Орды там сделалось великое смятение: хан Чанибек, по заговору Ордынских вельмож, был убит; на место его воцарился сын его Бердибек, убив предварительно двенадцать братьев своих, детей Чанибека от разных жен. Этот жестокий варвар, имея советником в своих бесчеловечных поступках некоего сановника Тавлубия, воздвиг гонение против христиан и намеревался идти войной на русскую землю. Вскоре явились послы, требовавшие всех князей русских с новой данью к новому хану в Орду. Ужаснулись православные, зная жестокость этого варвара. Великий князь Иоанн Иоаннович, возлагая всю надежду на Бога, стал просить блаженного Алексия, чтобы он, как непреодоленный победитель врагов, потрудился опять идти в Орду и там утолить гнев жестокого властелина. Добрый пастырь, готовый «положить душу свою за овцы своя», едва возвратившийся из Орды, не усомнился опять идти туда, не взирая на явную опасность. Из Нижнего Новгорода по Волге спустился он опять в Золотую Орду и принятый не с той уже честью, как прежде, много потерпел огорчений от татар, дышавших ненавистью против христиан, сообразно настроению своего нового господина. Однако святой безбоязненно явился к Бердибеку и при помощи Божией и покровительства Божией Матери своими кроткими и мудрыми речами совершенно утолил гнев его, и даже не усомнился вступить пред всеми в прение о вере с неким мурзой Мунзи, доказывая ему неправоту мусульманства и истину христианской веры. Самые неверные похвалили разум и твердость убеждений святого и почтили его, как истинного Божьего служителя. Он получил от Бердибека новый ярлык, подтверждавший свободу русского духовенства от всякой дани и налогов, и благополучно возвратился в отечество, принеся мир и благоденствие церквам Божиим и всему православному люду русской земли. О, какую радость принесло всем известие о благополучном его возвращении!
ПРЕДСКАЗАНИЕ О ГОРОДЕ САМАРЕ
Эти два путешествия святителя Алексия в Орду, имевшие столь благотворные последствия для всего русского народа, еще более возвысили имя его во мнении как современников, так и всех грядущих поколений, показав в нем великого чудотворца и истинного пастыря, готового положить душу свою за паству. Но особенно отрадное воспоминание о них передается из рода в род и из поколения в поколение между жителями города Самары. По преданию, записанному описателем этого края П.И. Рычковым, святитель Алексий, плывя по Волге в Золотую Орду, останавливался на том месте, где ныне красуется названный город, — а тогда тут был дремучий лес, и в нем спасался один благочестивый отшельник. Путешествующий святитель посетил келию отшельника и, благословляя его за подвижничество, изрек пророчество, подобное тому, какое святой апостол Андрей произнес о Киеве. Он предсказал, что «со временем возникнет город великий, в котором воссияет благочестие, и оный никакому разорению подвержен быть не имеет». Это предание глубоко укоренилось между жителями Самары, и они благоговейно чтут память святителя, по справедливости считая его своим небесным заступником и ходатаем пред Господом.
ПОСЕЩЕНИЕ КИЕВА
Немного отдохнув от трудного пути, бодрый пастырь, простирая заботу свою о пастве, предпринял вновь далекое путешествие в пределы южной России, в дальний Киев, находившийся тогда под властью князей литовских. В числе сопровождавших его епископов был и добродетельный Феодор Тверской, который, тяготясь постоянными раздорами и неустройством тверских князей, отказывался от управления епархией. Святой Алексий советовал ему потерпеть великодушно это неустройство, полагаясь на волю Божию и ожидая от Господа умиротворения несогласных князей; убедив его остаться на своей кафедре, отпустил домой. В Киеве святитель Алексий пробыл около двух лет; во время посещения им подведомственных ему здешних епархий, он подвергся нападению и насилию со стороны слуг Ольгерда, князя Литовского, которые пленили бывших со святителем людей, отняли все бывшее с ним имущество и самого задержали, так что святой едва мог тайно удалиться оттуда. Это было причиной того, что впоследствии святой, за все время своего святительства, ни разу более не бывал в Киеве, хотя Ольгерд и жаловался на него за это Патриарху.
В отсутствие митрополита в Москве скончался 13 ноября 1359 года Великий князь Иоанн Иоаннович, приняв пред кончиной пострижение в иноческий образ. Со смертью этого добродетельного князя Москва, собиравшая Русь в течение 60-ти лет, должна была, казалось, навсегда потерять свое значение. Великокняжеское достоинство, по праву старшинства, исходатайствовал себе в Орде князь Димитрий Константинович, и святитель Алексий, возвратившись в июне 1360-го года из Киева, должен был благословить его в престольном граде Владимире в кафедральном соборе на великое княжение, хотя по духу пророчества и видел будущую надежду России в Москве, и потому к ней более расположен был сердцем. Он не оставил Москвы, хотя Димитрий Константинович и предлагал ему жить во Владимире.
Вскоре, действительно, обстоятельства изменились в пользу Московского князя. В Орде в это время происходили постоянные смуты, и ханы то и дело сменялись. Жестокий Бердибек был убит вместе с советником своим Тавлубием; после них ненадолго воцарился Кульпа, благоприятствовавший христианам и имевший даже двух сыновей, принявших христианство, Иоанна и Михаила. Кульпа с детьми был убит Наврусом; но и его с сыном убил Хидыр, умертвивший и царицу Тайдулу, и многих татарских вельмож; вскоре и этот был умерщвлен сыном своим, воцарившимся только на один месяц: его убил темник Мамай, провозгласивший ханом Абдулу.
Вскоре восстал новый хан Кидилбек, выдававший себя за сына Чанибека, который также многих избил, но и сам был убит. В течение не более четырех лет некогда грозная Кипчакская Орда пришла от этих неурядиц почти в совершенный упадок. В Сарае, между тем, мурзы возвели за престол Мурата. Московские бояре, приезжавшие с юным Димитрием в Орду при хане Хидыре, вместе с прочими князьями, видя бессилие ее, решились искать великое княжение для своего князя в Сарае, у хана Мурата, который и признал Димитрия Иоанновича Великим князем всея Руси, и святитель Алексий имел утешение благословить эту юную отрасль своего крестного отца Калиты на великое княжение в кафедральном соборе во Владимире, а Димитрий Константинович, при содействии Москвы, получил в удел от брата своего Бориса Нижний Новгород.
В этот период времени святитель Алексий посетил Тверь и там совершил святое крещение над дочерью Ольгерда, князя Литовского, внучкой Великого князя Александра Михайловича Тверского, убиенного в Орде. В Тверь Ольгердова дочь пришла из Литвы с бабкой своей Анастасией, вдовой убиенного князя.