Святитель Тит, епископ Бострийский
Март 6th 2013 -
Память 22 февраля
Епископ города Бостра в Аравии Авранитис.
Юлиан Отступник, ввиду неурядиц в Бостре по случаю восстановления язычества, объявил Титу что сочтет его и прочее христианское духовенство ответственным за беспорядки в городе. В ответ святитель Тит писал что, хотя христиан в городе больше чем язычников, паства осталась в мире благодаря его увещеваниям и, несмторя на провокации язычников, не нарушит спокойствия и впредь. Тогда Юлиан издал рескрипт гражданам Бостры 1 августа 362 года, предлагая им изгнать Тита прочь за то, что он «очернил» жителей города, говоря что они сохраняют мир благодаря его епископским увещеваниям, а не своему собственному мирному нраву. Однако, ко времени кончины Юлиана, Тит оставался Бострийским епископом.
Тит причисляется к епископам, подписавшим послание к императору Иовиану от Антиохийского Собора в 363 году, в котором Никейский символ принимался с оговоркой в пользу «полуарианской» трактовки понятия единосущия.
Кончина Тита датируется приблизительно 378 годом.
Созомен называет Тита, вместе с Евсевием Емесским, Василием Анкирским, свт. Кириллом Иерусалимским и другими, одним из великих церковных писателей времен Констанция.
Блаженный Иероним говорит о Тите как о писателе, чья мирская эрудиция была столь же замечательна сколь его знание Священного Писания.
Труды
Блаженный Иероним говорит о «сильных» («fortes») книгах святителя Тита против манихеев и «nonnulla alia». На труд против манихеев также ссылаются Епифаний и Феодорит. Из трудов Тита до начала XXI века дошла лишь малая доля.
Его четырехтомник «Против манихеев» («Contra Manichæos») — один из важнейших обличительных трудов своего рода, изобилует цитатами манихейских писателей. В одном месте Тит кажется склоняющимся к Оригенову взгляду на временность адских мук. Четверная и большая часть третьей книги известна только в сирийском переводе (греч. и сир. тексты изд. Лагардом в Берлине, 1859; манускрипты содержались в библиотеке Йоханнеум в Гамбурге).
От других работ Тита сохранились лишь фрагменты, в частности толкование на Евангелие. Из них видно, что Тит принадлежал к антиохийской экзегетической школе, делая больше упора на дословное, нежели аллегорическое, толкование. Издания: Sickenberger, Texte u. Untersuchen, VI, i (новая серия); Bardenhewer-Sharan, Patrology (St. Louis, 1908), 270-1.