Святитель Панарет, епископ Пафский
Май 13th 2012 -
Память 1/14 мая
После посещения Кипра апостолами Павлом и Варнавой христианство начало распространяться по всему острову.
Несмотря на преследования, тюремные заключения и казни христиан, Церковь Христова росла и укреплялась. Апостолы продолжали помогать утверждению христианства на острове, посылая людей, способных помочь миссионерскому делу. Так после смерти апостола Варнавы апостол Павел послал в Пафос Епафраса и Тихика, чтобы они продолжали проповедовать здесь слово Божие. Епафрас был рукоположен святым Гераклидом во епископа Пафского, а Тихик стал епископом Лимасола. Византийский период истории стал расцветом для Кипра. Округ Пафос включал тогда две епископии: Пафскую с кафедрой в Пафосе и Арсинойскую с кафедрой в городе Арсиное.
Позднее последовали тяжелые годы «франкократии», когда остров принадлежал католической Венеции. Латиняне оказывали сильное давление на киприотов в отношении православной веры, пытаясь обратить все население острова в католичество, но Кипрская Церковь до крови боролась за то, чтобы сохранить Православие.
За периодом «франкократии» последовала эпоха турецкого владычества, полная серьёзных испытаний для кипрского народа. Опасаясь, что Запад попытается отвоевать Кипр, турки искали поддержки у греческого населения и вернули Православной Церкви права, отнятые латинянами. Кипрская Церковь была признана автокефальной, а население острова православным. Епископии, монастыри и большое количество церковного имущества, отнятого латинянами – все было возвращено Православной Церкви. Независимость Церкви и полученные права позволили ей играть важную роль в религиозной, политической и экономической жизни Кипра. Архиепископ считался теперь не только главой Кипрской Церкви, но и вождем всего греческого населения острова.
Однако как только вероятность захвата Кипра Западом исчезла, турки изменили политическую линию и начали преследовать греческое население. Так что лояльное по отношению к христианам поведение турок продолжалось всего 10-15 лет. Далее опять начался период угнетения. Произвол наместников, непомерные налоги, отсутствие прав — все это доводило многих греков до полного отчаяния. Некоторые даже переходили в ислам, ища определенных привилегий и прекращения унижений. Большинство, однако, оставалось тайными и явными христианами. Перед лицом реальной опасности Кипрская Церковь сумела сплотить греков, вдохнуть в них силы и стать оплотом веры и центром национально-освободительного движения. То, что греческий народ выжил в тяжелые годы турецкого владычества на Кипре, явилось в первую очередь следствием активной деятельности православного духовенства, направленной на сохранение национального самосознания и веры.
Одним из иерархов, трудившихся во благо укрепления Церкви в тяжелые годы турецкого владычества, был святой Панарет, епископ Пафский. Своей добродетельной жизнью и пастырской деятельностью он помогал кипрскому народу и, в особенности, жителям Пафоса сохранять верность греческой православной традиции. Святой Панарет (по-гречески – « добродетельный во всех отношениях»), как написано в его житии, «имел имя по своим делам и дела в соответствии с именем». Он родился в начале XVIII века в деревне рядом с Аммохостом и стал монахом в тамошнем монастыре святого Анастасия. Святой Панарет окончил школу греческой грамматики и музыки, основанную архиепископом Кипрским Филофеем, с которым святой позднее находился в дружеских отношениях. В 1764 году святой Панарет стал игуменом монастыря Богородицы Паллуриотиссы. В 1767 году он стал епископом Пафским и нес архипастырское служение в Пафосе до своей смерти в 1790 году.
Время служения святого Панарета пришлось на трудный период, когда угнетение со стороны турок было особенно сильным. Святой как ласковый отец вместе со своей паствой переносил все тяготы и невзгоды, укреплял народ в борьбе за сохранение православной веры и одновременно пытался смягчить суровые условия его существования. Усилиями святого в 1744 году был заменен турецкий наместник Пафоса, отличавшийся особой жестокостью. В 1783—1784 гг. святой Панарет с другими митрополитами отправился в Константинополь, где им удалось добиться удаления с Кипра Хаджибакки, угнетавшего киприотов непомерными налогами. Будучи епископом, святой Панарет занимался проблемами каждого, кто просил его о помощи. Он уделял много времени просвещению порабощенного греческого народа в то время, когда на Кипре не было школ. Святитель содействовал изданию книги афинского философа Феофила Коридаллеаса «О рождении и смерти у Аристотеля» (1780) и книги архимандрита Киприана «История острова Кипр» (1788).
Участие святого Панарета в церковной жизни Кипра было особенно важным, так как это был период активной исламизации греков. Православные Церкви превращались в мечети. Святой Панарет призывал народ к восстановлению церквей, и его заслугам принадлежит восстановление многих храмов Пафоса, а также нескольких монастырей. Кроме того, при нем в Пафосе было написано большое количество икон, многие из которых сохранились до наших дней. На собственные средства святитель построил храм святого Анастасия в Аммохосте и обеспечил его иконами. Также он украсил раку с главой апостола Филиппа, находящуюся сейчас в монастыре Честного Креста в Омодосе, и заказал икону апостола. На ней изображен и сам святой Панарет, протягивающий апостолу серебряный ларец с его главой.
Как уже было сказано, уровень образования порабощенных киприотов был низким из-за отсутствия школ и запрета на преподавательскую деятельность. Поэтому единственным средством сохранения веры в народе было присутствие святых людей, которые своей жизнью показывали путь христианина, величие Православия по сравнению с исламом, и являлись предметом для подражания. Таким маяком был и святой Панарет, присутствие которого воодушевляло народ и давало грекам силы переносить тяготы рабства, не поддаваясь турецкому влиянию. В отношении Панарета справедливы слова святителя Иоанна Златоуста, сказанные о другом святом – Мелетии Антиохийском: «Даже не говоря ни слова, одним видом своим он учил души людей добродетели».
Святой Панарет сочетал свою пастырскую деятельность с суровой подвижнической жизнью. Он отличался воздержанием, сну предпочитал молитву, исповедовал со смирением, служил с благоговением. Укрощая страсти и смиряя плоть, святой носил на теле бронзовые и железные вериги. Еще при жизни святой был отмечен даром чудотворения. В его житии описан случай, когда один священник присвоил церковные деньги и отрицал это. Святой Панарет приказал ему молчать и тот онемел. Позднее священник этот тяжело заболел и перед смертью послал за святым Панаретом, умоляя о прощении. Святой пришел к несчастному, и, когда он приблизился, священник обрел дар речи, исповедовался, получил прощение и мирно скончался.
Кончина святого Панарета венчала всю его добродетельную жизнь. Святой предсказал свою смерть и приготовил себе гроб на том месте, где сегодня находится алтарь кафедрального собора святого Феодора в Пафосе. Также святой Панарет предчувствовал, что в Пафос приедет Парфений, епископ Карпафский, за которым он послал. Когда Парфений пришел к святому, тот исповедовался ему, причастился и умер. При похоронах святителя произошло много исцелений.
За добродетельную жизнь и чудеса Панарета стали почитать как святого практически сразу после его кончины. Однако официально он был причислен к лику святых в конце XVIII века, когда патриархом Константинопольским был киприот Герасим III (1794—1797). Вериги, которые носил святой Панарет, находятся сейчас в монастыре Ставровуниу. На греческом острове Саламин в одной из церквей сохранилась древняя фреска с изображением святого. Позднее же на Кипре было написано большое количество его икон. Святого особенно почитают в Пафосе, а день его памяти празднуется 1 мая.
Перевод с греческого Николая Иванова
Специально для Православие.Ru