Святитель Исаия, епископ Ростовский чудотворец
Май 27th 2011 -
Память 15 (ст. ст.) мая, 23 (ст.ст) мая в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских
Святитель Исайя, епископ Ростовский, родился недалеко от Киева в семье благочестивых родителей и был воспитан в православной вере.
В юные годы он оставил суетность мира и пришел в Киево-Печерский монастырь, где был пострижен преподобным Феодосием в монашество. Испытывая горячую любовь к Спасителю, молодой инок жил в строгих и суровых подвигах поста и молитвы. При этом он был кроток, смиренен, послушлив, нестяжателен, братолюбив, воздержанием и терпением умерщвлял плотские страсти. Благодаря добродетелям мудрости, правды, духовного мужества и целомудрия, он постоянно духом возносился к Горнему Иерусалиму.
Известность о подвигах юного аскета скоро распространилась за пределы обители. В 1065 году, по благословению преподобного Феодосия, святой Исайя был возведен в игумены монастыря великомученика Димитрия, основанного Киевским князем Изяславом Ярославичем. Став игуменом, преподобный Исайя по-прежнему оставался смиренным и ревностным подвижником. Будучи добрым пастырем и образцом иноческой жизни, святой Исайя всегда сам исполнял то, чему учил других. Исполненный Божественной благодати, он принимал участие в соборной молитве Печерских старцев о прельщенном бесом подвижнике Никите (впоследствии епископе Новгородском).
В 1077 г. (дата приведена в Житии святителя Исаии) «многия же ради его добродетели» Исаия был поставлен на ростовскую кафедру. Хиротонию совершил киевский митрополит Иоанн II. (В Тверской летописи поставление Исаии датируется 1072 г., однако скорее всего здесь мы имеем дело с ошибочным прочтением житийной даты.) Этим сведениям как будто противоречат показания Патерика Киево-Печерского монастыря, в котором Исаия, «иже бысть епископ граду Ростову», упоминается в числе печерских иноков в рассказе о событии, происходившем не ранее лета 1078 г., — изгнании беса из печерского затворника Никиты (будущего епископа Новгородского). Однако это противоречие, возможно, мнимое. Во-первых, Исаия мог оказаться в Киеве по делам своей епархии и пребывать в Печерском монастыре временно. Во-вторых, стоит отметить, что в древнейшей Арсениевской редакции Патерика слова «иже бысть епископ граду Ростову» отсутствуют. Известно, что в Печерском монастыре подвизался еще один преп. Исаия, мощи которого почивают в Ближних, или Антониевых, пещерах (мощи св. Исаии Ростовского почивают в ростовском Успенском соборе). Следовательно, речь может идти о печерянине Исаии, впоследствии ошибочно отождествленном с печерским же постриженником Исаией Ростовским. «Ростову пресветлый светильниче» —святитель Исайя осуществлял апостольские труды благовестил, «просвещая новокрещенныя люди светом Богоразумия».
В то время Ростовская епархия занимала обширное пространство. В нее входили Ярославская, Владимирская, Нижегородская, Костромская, Вологодская и частично Московская, Тверская, Олонецкая земли. Просвещенные светом Евангельского благовестил языческие народы этого края были подвержены множеству суеверий, кровавых обычаев, гаданий и чародейств. Поэтому святитель Исайя с миссией апостольской проповеди о Христе Иисусе обходил Ростово-Ярославские пределы, всюду «идольскую лесть попаляя» и бесстрашно сжигая языческих кумиров. «Елицы во Христа крестистеся — во Христа облекостеся» (Тал. 3, 27),— произносил святитель, утверждая новокрещенных в вере, идолопоклонников просвещал светом Христовым и учил вере в Бога Истинного — в Троице славимого Отца и Сына и Святого Духа. При этом святитель Исайя разорял идольские капища и на их местах воздвигал величественные христианские храмы.
На средства великого князя Владимира Мономаха был построен в Ростове Великом собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором была поставлена чудотворная икона, написанная преподобным Алипием Киево-Печерским (память 17 августа). Святитель Христов Исайя с любовью относился к бедным, нищим и всем нуждавшимся. Господь прославлял Своего угодника, совершая через него многие знамения и чудеса.
В августе 1089 года при великом князе Всеволоде Ярославиче состоялось освящение церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киево-Печерской обители. Митрополит Иоанн из-за дальности расстояния не успел собрать на это торжество всех епископов. Но Всемогущий Господь совершил чудо: «облаком носимы якоже древле апостолы», три боголюбивых святителя — Исайя Ростовский, Лука Белгородский и Иоанн Черниговский были доставлены ангелами Божиими в Печерскую обитель и 15 августа 1089 года удостоились сослужить митрополиту Киевскому Иоанну при освящении храма Пресвятой Владычицы.
Возвратившись к своей пастве, святитель Исайя еще около года управлял паствой и в 1090 году на 13-м году святительского служения мирно отошел ко Господу. В 1164 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский заложил в Ростове Великом новый каменный собор, вместо пострадавшего от пожара в 1160 году деревянного. При раскопке фундамента под южной стеной были обретены мощи святителя Исайи — ризы и тело святого были нетленными. Святые мощи поставили в церкви святого Иоанна, что на епископском дворе. В 1231 году мощи святителя были перенесены князем Константином Всеволодовичем во вновь построенный Успенский собор. В 1722 году они были переложены в серебряную гробницу, на которой были начертаны стихи, составленные архиепископом Ростовским Арсением (Верещагиным).
В Иконописном подлиннике приводится описание внешнего облика святого: «Иже во святых отец наш Исайя епископ, Ростовский чудотворец, подобием рус, брада аки Власиева, от ушей пошире, ризы святительския, саккос празеленый и омофор, на главе клобук белый, в руках Евангелие».
Свт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца. Тропарь, глас 8.
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Ростову пресветлый светильниче,/ святителем Богодохновенное удобрение,/ Исаие премудре,/ учением бо твоим вся Российския концы просветил еси благодатию духовною,/ святителю блаженне,/ моли Христа Бога, да спасет души наша.
Свт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца. Ин тропарь, глас 2.
В иноцех святыя лавры Печерския/ благоискусен показавыйся/ и во архиерейстем сане добр пастырь/ своему стаду, Боголюбезне Исаие, бывый,/ моли о нас Пастыреначальника Христа Бога/ да помилует и спасет души наша.
Свт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца. Ин кондак, глас 4.
Своего епископска сана тезоименство храня,/ сирых, вдовиц и всех, зле страждущих,/ сам собою посещал еси любезне/ и, милостынею довольне тех ущедряя, яко отец,/ сподобился еси Ангелы на освящение церкве Печерския, святителю Исаие,/ принесен быти чудне,/ с нимиже молися Господеви о душах наших.
Свт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца. Кондак, глас 3.
Яко гром, возгремел еси Божественными твоими учении в Российстей земли/ и явился еси светильник пресветел,/ осияя светом Богоразумия, Исаие блаженне./ Темже вопием тй:/ Христа Бога моли непрестанно о всех нас.