Святитель Иоанн IV Постник, Патриарх Константинопольский
Сентябрь 14th 2013 -
Память: 2/15 сентября
Святой Иоанн IV Постник, Патриарх Константинопольский (582 — 595), известен в Православной Церкви как составитель Покаянного номоканона (епитимийника), который дошел до нас в нескольких различных редакциях.
Но основа их одна и та же. Это — наставление духовникам, как принимать тайную исповедь в тайных грехах, будет ли это грех уже совершенный или состоящий в одном только греховном помышлении. Древние церковные правила говорят о способах и сроках всенародного церковного покаяния, назначаемого для явных, уличенных грешников. Нужно было икономически приспособить эти правила к тайной исповеди неуличенных кающихся.
Святитель Иоанн Постник исходил в своем Покаянном номоканоне (или «канонарии») из того, что добровольная исповедь тайных, неведомых миру, грехов уже свидетельствует о готовности грешника примириться с Богом и своей совестью, и потому сократил епитимии древних отцов наполовину и больше. Зато он более точно определяет характер епитимий: строгий пост, ежедневное совершение установленного числа земных молитвенных поклонов, раздаяние милостыни. Сроки епитимий назначаются духовником. Главная мысль номоканона, составленного святым Патриархом, заключается в назначении епитимий не просто по мере грехов, но по мере, доступной для кающихся, и по оценке покаяния не по продолжительности наказания, а по степени его переживания кающимся, по его духовному состоянию.
В Греческой, а затем и в Русской Церквах правила святого Иоанна Постника почитались наравне «с прочими святыми правилами» и номоканон его считался книгой, «принятой всей Православной Церковью». Преподобный Никодим СвятогорецЖитие... Преподобный Никодим СвятогорецМолитвы включил его в греческое руководство для духовников (Екзомологитарий), изданное первый раз в 1796 году, и в греческую «Кормчую книгу» (Пидалион), изданную им в 1800 году.
Первый славянский перевод был сделан, возможно, еще святым равноапостольным МефодиемЖитие... Равноапостольный Мефодий, учитель СловенскийИкона. Святители Кирилл и МефодийМолитвыХрамы, одновременно с выполненным им переводом «Номоканона в 50 титулов» святого Патриарха Иоанна СхоластикаЖитие... Святитель Иоанн Схоластик, преемником которого на Константинопольской кафедре был святой Иоанн Постник. Этот древнейший перевод сохранился на Руси в «Устюжской Кормчей» (XIII) и был издан в 1902 году.
С XVI века в Русской Церкви распространился номоканон святого Иоанна Постника в другой редакции, составленной иеромонахами-духовниками Святой Горы Афонской. В этом виде он неоднократно издавался в Киево-Печерской Лавре (в 1620, 1624, 1629 годах). В Москве Покаянный номоканон издавался в виде приложения к Требнику: при Патриархе Иоасафе — в 1639 году, при Патриархе Иосифе — в 1651 году, при Патриархе Никоне — в 1658 году. Последнее издание с тех пор неизменно печатается при Большом Требнике. Научное издание номоканона с параллельными греческим и славянским текстами и с подробным историческим и каноническим комментарием осуществил А. С. Павлов («Номоканон при Большом Требнике. Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями». М., 1897).