Святитель Геронтий, митрополит Московский и всея Руси
Июнь 9th 2013 -
Память 28 мая/ 10 июня
Святитель Геронтий стал настоятелем Симонова московского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря незадолго до 1445 г., когда пожар уничтожил монастырский архив (о гибели монастырских актов известно из грамоты монастырю вел. кн. Василия II Васильевича 1448
Геронтий. был среди церковных деятелей, активно поддерживавших вел. кн. Василия II во время борьбы с кн. Димитрием Юрьевичем Шемякой за великокняжеский стол в 1446—1447 гг. Возвратив в февр. 1447 г. вел. княжение, Василий II уже 28 марта дал Симонову монастырю жалованную тарханную и несудимую грамоту с широким объемом привилегий (полный судебный иммунитет, замена всех налогов полтиной оброка.
29 дек. 1447 г. Геронтий был участником Собора в Москве, направившего Шемяке грамоту с требованием примириться с Василием II и с угрозой отлучения от Церкви в случае неповиновения Собору.
Геронтий вместе с митрополитом и др. иерархами сопровождал московское войско в походе на Шемяку, напавшего на Кострому в 1449 г.
После взятия 27 янв. 1450 г. великокняжескими войсками столицы владений Шемяки — Галича симоновские соляные варницы у Соли Галицкой были на 5 лет освобождены от дани. В 1451 г. Геронтийвместе с духовником Василия II спасским архим. Трифоном и духовником вел. княгини чудовским архим. Феодосием (буд. митрополит) был «послухом» при составлении духовной грамоты вел. кнг. Софии Витовтовны. Все эти факты позволяют говорить о Геронтие как о человеке, близком к великокняжеской семье.
Между 1451 и 1453 гг. Геронтий был хиротонисан во епископа Коломенского, являлся одним из ближайших помощников митр. св. Ионы, исполнял его особо важные поручения.
В 1454 г. в послании Смоленскому еп. Мисаилу свт. Иона писал, как в 1453 г., во время набега татар на костромские пределы, он и вел. князь посылали к можайскому кн. Ивану Андреевичу «Коломеньскаго владыку Геронтия», чтобы можайский князь «пошел на оборонь христианьству, воевод ли бы с своими людми послал».
В 1455 г. Геронтий участвовал в Соборе, рассматривавшем вопрос о Ростовском архиеп. Феодосии, который, руководствуясь Студийско-Алексиевским уставом, разрешил вкушение скоромной пищи в Богоявленский сочельник, пришедшийся на воскресный день.
В дек. 1459 г. собравшиеся в Москве иерархи, в т. ч. Геронтий, направили послание западноруским епископам, призывая их сохранять единство митрополии и не признавать поставленного в Риме митр. Григория Болгарина. Одновременно великорус. иерархи засвидетельствовали свою верность митр. Ионе.
В 1461 и 1464 гг. Геронтий участвовал в интронизации предстоятелей Русской Церкви митрополитов Феодосия и Филиппа I, 22 марта 1461 г. — в хиротонии Тверского еп. Геннадия (Кожина), в дек. 1472 г. — в хиротониях Рязанского еп. Феодосия и Новгородского архиеп. Феофила. Геронтий присутствовал при перенесении мощей Московских святителей в 1472 г., перед началом строительства нового Успенского собора. По предположению Мазурова, в 1462 г., к 10-летию архиерейства Геронтия, для него в великокняжеской мастерской был изготовлен епископский жезл из моржовой кости, ставший одним из шедевров древнерус. декоративно-прикладного искусства.
В 1473 году церковный Собор, возглавляемый великим князем Иваном III, избрал владыку Геронтия митрополитом Московским и всея Руси. Возведение на митрополичий престол состоялось 29 июня того года.
С конца 1470-х годов обнаруживаются противоречия между первосвятителем и великим князем. Митрополит поддержал удельного князя Михаила Андреевича Верейско-Белозерского в его тяжбе с архиепископом Ростовским святителем Вассианом из-за судебной власти над Кирилловым Белозерским монастырем и выдал Михаилу Андреевичу грамоту, подтверждающую его права. Иван III вмешался в конфликт и поддержал Ростовского владыку, который был его духовником.
При Геронтии начался новый этап формирования ансамбля митрополичьего двора в Московском Кремле. После сильного пожара 1473 г. Геронтий «поставил у двора своего на Москве врата, кирпичем кладены ожиганым, да и полату заложил на своем дворе», возведение обширных («на четырех подклетех каменых») митрополичьих палат завершилось в нояб. 1474 г. В том же году у митрополичьего двора была заложена ц. Ризоположения — домовый храм предстоятелей Русской Церкви (вторично заложена в 1484, освящена 31 авг. 1485). Геронтий вложил в храм сборник, содержащий «Никифора Влеммида любомудрьца избрание псалом». Загородной резиденцией Московских митрополитов, начиная со свт. Феогноста, было с. Голенищево, где Геронтий в 1473/74 г. «у Алексеева чюдотворцева сада церковь поставил Ивана Богослова и двор срядил, и с теремы, и с погребы, и с ледники и со всем устроил... И тамо сам Геронтей прихождаше часто, понеж бе место тихо и покойно от многих плищей».
В 1479 г. в Московском Кремле было завершено строительство величественного Успенского собора, ведшееся при Геронтии, после обрушения в ночь на 20 мая 1474 г. недостроенного здания, заложенного при митр. Филиппе. 12 авг. 1479 г. Геронтием освятил главный храм Русской митрополии, 24 авг. туда были торжественно перенесены мощи свт. Петра (в память об этом было установлено празднование), 27 авг. в соборе упокоились останки др. Всероссийских митрополитов. Cофийская II летопись (отражающая митрополичий свод 1518 г.) приводит эпизод строительства собора: архит. Аристотель Фьораванти «в алтаре же над митрополичим местом крыж лятскии (католич. крест. — а. М.) истеса на камени за престолом, егоже митрополит последи стесати повеле».
Отношения Геронтия с вел. князем до кон. 70-х гг. сохраняли характер взаимной поддержки. В 1477 г. по благословению Геронтия и освященного Собора начался поход на Новгород, приведший к окончательной ликвидации новгородской государственности. Со временем, однако, умножались случаи вмешательства светской власти в церковные дела. В 1478 г. вел. князь произвел частичное изъятие церковной недвижимой собственности в присоединенной Новгородской земле. По-видимому, после 1479 г. прекратились пожалования Иоанна III Васильевича митрополичьему дому. Шло планомерное сокращение иммунитетных прав митрополичьей кафедры, ее земли все чаще жаловались вел. князем в условное владение служилым людям. Проявлением нарушения главой государства церковных установлений стало то, что при закладке в 1479 г. на московском посаде ц. во имя свт. Иоанна Златоуста (небесного покровителя вел. князя) Иоанн III сделал «игумна» этого храма «выше всех соборных попов и игуменов града Москвы и загородскых попов». Возможно, одной из причин охлаждения отношений между Геронтием и Иоанном III было различное представление о порядке избрания митрополита. Святитель Геронтий, как и его предшественники на кафедре, начиная со свт. Ионы, считал себя вправе «благословить» при жизни преемника (об этом свидетельствует повольная грамота Тверского еп. Вассиана 1477 г., в которой Тверской архиерей обещает «не отступать» от Геронтия и от его преемника, «кого Бог избереть, и благодать Святого Духа, и отец нашь святейший митрополит Геронтий всея Русии кого на то на свое место, на Рускую митрополию, благословить ко престолу Пречистыа Богоматери и ко гробу святого чюдотворца Петра». Вел. князь стремился сам распоряжаться высшими церковными должностями, о чем говорят сведе́ние по его инициативе с кафедры Новгородского архиеп. Феофила в нач. 1480 г. и поставление после смерти Г. по воле Иоанна III митрополитами Зосимы, затем Симона, а также смещение митр. Зосимы в 1494 г.
Между великим князем и митрополитом возник спор по каноническому вопросу: следует ли при освящении новых церквей (и, в частности, Успенского собора в 1479 году) ходить «посолонь» или против солнца. Этот спор захватил многих священнослужителей. Позиция святителя Геронтия, отвергавшего хождение «посолонь» нашла поддержку большинства духовенства. Очевидно, она более соответствовала традициям Константинопольской Церкви и была поддержана зарубежным иерархом, молдавским епископом Романским Василием, написавшим русскому митрополиту специальное послание.
Спор о правильном направлении ходов во время освящения церквей продолжался. Видя упорство князя, митрополит даже покинул кафедру в 1482 году и уехал в Симонов монастырь. Он не возвратился до тех пор, пока великий князь сам не приехал к нему, «бил челом», признал себя во всем виновным и обещал слушаться митрополита. Только после этого Геронтий вернулся на кафедру. Оставшись победителем в названном споре, Геронтий принял резкие меры против тех из духовенства, кто дерзнул ему противоречить, в частности Чудовского архимандрита Геннадия, которого спасло только заступничество великого князя.
В 1484 году великий князь сделал попытку сменить митрополита. Когда Геронтий вторично покинул кафедру и уехал в Симонов монастырь по болезни, а затем, поправившись, захотел возвратиться, то великий князь его «не восхоте». И только после долгих и настойчивых просьб митрополита разрешил ему возвратиться. Таким образом, вплоть до конца его жизни отношения святителя Геронтия с великим князем оставались натянутыми.
Несмотря на неоднократные столкновения с великим князем, Геронтий усердно служил ему и, чем мог, помогал в делах гражданских. Болезнуя о свободе Русской земли, митрополит Геронтий понуждал великого князя выступить на борьбу с татарами, сбросить позорное иго. Когда русские полки во главе с великим князем в 1480 году стояли против татарских на реке Угре, митрополит отправил великому князю, как предводителю русских войск, послание, в котором от имени всего духовенства воодушевлял его не отступать до полной победы.
Время митрополитства Геронтия было ознаменовано усиленным строительством церквей и различных церковных зданий. После пожара в Москве в апреле 1471 года был заново построен митрополичий дом и другие строения. В 1484 году первосвятитель заложил каменную церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, которая была освящена им 21 августа 1486 года. Митрополит также достраивал Успенский собор в Кремле, освящение которого состоялось 12 августа 1479 года. 24 августа происходило торжественное перенесение мощей святителя Петра в новый собор.
В конце жизни до митрополита дошли слухи о ереси в Новгороде: в сентябре 1487 года Новгородский святитель Геннадий направил в Москву все розыскное дело в подлиннике вместе со списком обнаруженных им богоотступников и с их писаниями. Митрополит Геронтий вместе с великим князем Иваном III ответил довольно сдержанным посланием, в котором разрешал духовно наказать изобличенных еретиков и доследовать дела тех, кто «не дошел ещо, по правилам, градские казни». Впоследствии преподобный Иосиф Волоцкий упрекал митрополита за то, что он не боролся с ересью, ибо боялся великого князя, покровительствовавшего еретикам, и сам был «грубостию съдръжимь». Последнее, возможно, указывает на мнение о богословской необразованности митрополита.
Скончался 28 мая 1489 года. Погребен в Московском Успенском соборе.
Митрополит Геронтий был человеком с твердым характером, как видно из его самостоятельности даже по отношению к великому князю. Послания митрополита не отличались ни глубиной мысли, ни красноречием.
Независимый летописный свод 1480-х годов, лежащий в основе летописей Софийской II и Львовской и составленный при участии митрополичьего дьяка Родиона Кожуха, показывает явное сочуствие митрополиту в его противостоянии великому князю. При этом, как князь так и митрополит резко порицаются за их «неверие» в явившиеся в 1474 году мощи митрополита Феогноста и «небрежение» к ним.
После кончины митрополита началось его почитание. В XVII веке в Успенском соборе была известна икона святителя Геронтия. В «Иконописном подлиннике» содержится указание о написании его изображения вместе со святителями Киприаном, Фотием и другими русскими первоиерархами. Образ святителя Геронтия также пишется на поле Волоколамской иконы Божией Матери.