Святитель Исидор Севильский
Апрель 16th 2014 -
День памяти: 4/17 апреля
Исидор родился в Картахене. По отцу происходил из знатного испано-римского рода, происходившему из Нов. Карфагена (ныне Картахена, по матери, предположительно, — от вестготских королей. Его отец Севериан состоял на государственной службе в королевстве вестготов; согласно поздним Севериан был губернатором Карфагенской провинции. О религиозной принадлежности родителей Исидора Севильского нет точных сведений: скорее всего они исповедовали православную веру; есть также предположения, что мать Исидора Севильского была сторонницей арианства. У Исидора было два брата, Леандр и Фульгенций, и сестра Флорентина.
Около 554 г. родители Исидора Севильског со старшими детьми — сыновьями Леандром и Фульгенцием и дочерью Флорентиной — покинули Нов. Карфаген; существуют различные предположения о причинах их отъезда. Согласно 1-й точки зрения, они потеряли имущество и покинули родину после завоевания провинции византийскими войсками в ходе военной компании имп. св. Юстиниана I против вестготов. Согласно 2-й точки зрения, Севериан был изгнан в 549 или 552 г. готской короевой Агилой I за православные убеждения и оппозицию арианству). Севериан с семейством направился в юго-западную часть испанской провинции Бетика и обосновался в ее столице Гиспалисе; возможно, в этом городе у родителей Исидора Севильског были владения или жили родственники. Вскоре отец Исидора Севильского скончался, а мать вместе с дочерью Флорентиной вступила в один из монастырей, где позднее стала настоятельницей, известной под именем Туртура. Исидор Севильский был оставлен на попечение старших братьев, в первую очередь Леандра, который вскоре также принял монашество. Леандр воспитывал Исидора Севильскогого как своего собственного сына, став его наставником и в светских науках, и в христианской нравственности. После того как в 578 г. Леандр стал еп. Гиспальским, он поручил воспитание Исидора Севильского сестре Флорентине, которая после смерти матери стала настоятельницей жен. монастыря. Исидор Севильский завершил образование в одном из монастырей или в епископской школе Гиспалиса, при которой была прекрасная библиотека, пополнившаяся за счет семейной библиотеки отца Исидора Севильского. В процессе обучения Исидора Севильского часто заучивал содержание читаемых книг, так что впоследствии мог воспроизводить многие книги по памяти . Поздние Жития сообщают, что он проявил необыкновенное рвение к занятиям, так что не только овладел латинским, греческим и еврейскими языками, но и достиг совершенства в изучении всех наук тривия и квадривия.
В 579 г. Герменгильд, сын короля Леовигильда, принявший православную веру от жены, франкской принцессы Ингунды, поднял восстание против отца; еп. Леандр принял сторону Герменгильда. Как предполагают, Герменгильд попытался заручиться поддержкой византийского императора и направил еп. Леандра в К-поль в качестве апокрисиария, где тот познакомился с свт. Григорием I Великим, впосл. ставшим еп. Римским. Из Константинополя Леандр писал Исидору Севильскому. письма, увещевая его, не боясь смерти, твердо стоять за кафолическую веру . В 585 г. восстание было подавлено; Герменгильд по приказу Леовигильда был казнен. Вскоре после этого еп. Леандр вернулся на свою кафедру; он стал наставником др. сына Леовигильда, будущего короля Реккареда I (586-601). Реккаред был знаком с Исидором Севильским и нередко посещал его, слушая его рассуждения об истинной вере . Вступив на трон, Реккаред под влиянием еп. Леандра и Исидора Севильского в 587 г. принял правосл. веру, а в 589 г. созвал в г. Толет (ныне Толедо, Испания), столице Вестготского королевства, III Толедский Собор в котором участвовал еп. Леандр и на котором состоялось обращение вестготов в православну.веру. Восстановление церковного единства устранило разногласие между гот. и испано-романским населением страны и обеспечило Реккареду и последующим готским правителям поддержку Церкви.
Ок. 590 г. Исидор Севильский поступил в монастырь, где предполагал продолжить научные занятия и где начал собирать материалы для будущих. трудов . В монастырской келье его иногда посещал кор.оль Реккаред и клирики г. Гиспалис, которые призывали его выйти из затвора и заняться проповедью и церковной деятельностью. Вскоре Исидор Севильский стал помогать еп. Леандру в церковных делах, исполняя функции диакона-помощника при епископе . Когда в 599 г. еп. Леандр заболел, он передал епископские полномочия Исидору Севильскому, видя в нем преемника по кафедре. После смерти еп. Леандра в 600 г. Исидор Севильский стал еп. Гиспальским . Его избрание произошло по общей воле клира и народа и было подтверждено королем Реккаредом и свт. Григорием Великим, еп. Римским. Вступив на кафедру, Исидор Севильский. посвятил себя служению интересам паствы не только своей епархии, но и всей Испании, став «надежной опорой» гос-ва . В начале своего епископства Исидора Севильского. столкнулся с трудностями во взаимоотношениях с готскими королями, хотя дело никогда не доходило до открытых конфликтов. В 601 г. скончался близкий друг Исидора Севильского. кор. Реккаред. После того как вельможа Виттерих, бывший арианином, умертвил сына Реккареда, кор. Лиува II (601-603), и провозгласил себя новым королем, наступила арианская реакция. Однако уже в правление следующего кор. Гундемара в 610 г. Исидор Севильский был с почетом приглашен в Толет, где состоялся Собор епископов Карфагенской провинции, на котором было решено придать статус первого епископа этой провинции епископу г. Толет. Осознавая важность этого соборного решения для единства Испанской Церкви, Исидор Севильский. первым после короля поставил под ним подпись
В 612 г. испан. престол занял правосл. кор. Сисебут (612-621), с к-рым И. С. связывала тесная длительная дружба и общие лит. интересы. По просьбе поощрявшего научные занятия кор. Сисебута И. С. написал трактат «О природе вещей», на который король ответил «Поэмой о затмении луны» . Ему же И. С. посвятил 1-ю редакцию «Этимологий», составленную ок. 620 г., в которой присутствуют косвенные свидетельства их лит. переписки . Для обучения молодых клириков И. С. недалеко от г. Гиспалис устроил общежительный мон-рь, где они должны были в течение 4 лет получать знания, необходимые для последующей пастырской деятельности. По преданию, из стен этой школы вышли такие знаменитые ученики И. С., как еп. Ильдефонс и еп. Браулио).
В правление Сисебута И. С. занимал высокое положение в Испанской Церкви и был советником короля в церковных вопросах и гос. делах. Ок. 615 г. Сисебут произвел насильственное обращение проживавших в королевстве иудеев в христианство. И. С., будучи согласен с ним по существу вопроса, упрекал его за применение методов, не соответствующих христ. вере.
13 нояб. 619 г. в г. Гиспалис под председательством И. С. состоялся Собор епископов пров. Бетика, целью к-рого было решение канонических и вероучительных вопросов. Помимо И. С. на Соборе присутствовали 6 епископов и 2 представителя гос. власти. Участники Собора рассмотрели 2 спорных территориальных вопроса, а также нек-рые церковно-канонические вопросы: о возвращении к своему епископу священников, перешедших в епархию др. епископа; о запрете рукоположения второбрачных; о разграничении прав епископов и священников; о запрете епископа лишать сана подчиненных ему священников без соборного рассмотрения дела; о положении дел в приходах и мон-рях и др. Последним был рассмотрен вопрос о некоем монофизитском еп. Григории из Сирии, который нашел прибежище в Испании. И. С. потребовал от него публичного отречения от ереси монофизитства и исповедания правосл. веры в две природы Христа. Возможно, именно в связи с этим к деяниям Собора был присоединен составленный И. С. флорилегий (PL. 84. Col. 599-608), содержащий цитаты из Свящ. Писания и сочинений отцов Церкви, в к-рых излагается правосл. учение о Христе. В целом на Соборе И. С. проявил себя как справедливый судья, мудрый администратор и тонкий богослов.
После смерти Сисебута и краткого правления его сына Реккареда II королевский престол занял Свинтила (621-631), талантливый военачальник кор. Сисебута. Кор. Свинтила изгнал византийцев из пределов Испании и окончательно объединил королевство, став первым вестготским королем, правившим всей Испанией . По словам И. С., помимо воинской доблести у кор. Свинтилы было много др. достоинств: «вера, благоразумие, трудолюбие, глубокие познания в юридических делах и решительность в управлении государством». Между королем и И. С. установились тесные дружеские отношения. В правление Свинтилы в 624/5 г. под председательством И. С. в г. Гиспалис состоялся еще один церковный Собор, на котором был низложен еп. Марциан, преемник брата И. С., еп. Фульгенция, по кафедре в Астиги (ныне Эсиха, Испания), и на его место избран Габенций; также был осужден арианствующий еп. Синтарий. Однако, поскольку деяния этого Собора не сохранились, нек-рые исследователи высказывали сомнения в его реальности .
В 631 г. в результате заговора готской знати и при поддержке франкского кор. Дагоберта кор. Свинтила был свергнут с престола. Новым королем стал предводитель заговорщиков Сисенанд (631-636), при этом Свинтила был оставлен в живых и в последующие годы жил в Толете. Вероятно, такая бескровная передача власти была достигнута не без посредничества Церкви, в т. ч. и И. С. Отношения между И. С. и новым королем первоначально складывались сложно. Сохранились 2 письма И. С. к его другу еп. Браулио, в к-рых И. С. описывает аудиенции при дворе кор. Сисенанда в 632-633 гг. В 1-м случае во время аудиенции И. С. по вине придворных потерял нек-рые документы, в частности послание от еп. Браулио . Во 2-м случае И. С. отправился к королю с предложением относительно проведения церковного Cобора и для обсуждения кандидатуры на епископскую кафедру г. Тарракона (ныне Таррагона, Испания); король не принял кандидатуру, к-рую предлагал И. С. по рекомендации еп. Браулио . Однако в целом король дорожил расположением И. С., рассчитывая на его поддержку во время буд. церковного Собора, на к-ром король предполагал узаконить низложение Свинтилы и свое восшествие на королевский престол.
5 дек. 633 г. в Толете под председательством И. С., являвшегося старейшим испан. епископом, состоялся IV Толедский Собор, к-рый считается одним из наиболее важных испан. церковных Соборов по причине принятых на нем решений в церковно-канонической и в государственно-политической областях. Многие из этих решений обязаны своим появлением главенствующей роли И. С. на Соборе (Fontaine. 2000. P. 138; ср.: Vita S. Isid. 9. 32; Vita S. Isid. Roderic. 14). Собор начался с исповедания истинной кафолической веры, направленного против различных тринитарных и христологических ересей, к-рое было составлено И. С. и является одним из лучших образцов его догматического творчества (см.: Madoz. 1938. P. 5-20). 1-я группа канонов Собора (2-17) была посвящена вопросу упорядочения богослужения. Впервые по всем церквам Испании и Нарбонской Галлии устанавливалось единообразие в совершении богослужения (unus ordo orandi atque psallendi). 2-я группа канонов (18-48) касалась нравственных и дисциплинарных требований к членам клира. 3-я группа канонов (49-56) была направлена на регулирование жизни монахов, вдов, кающихся и нек-рых др. групп верующих. Собором было также принято неск. канонов (57-66), касавшихся положения иудеев, проживавших на территории испанского королевства. Было запрещено насильственное обращение иудеев в христианство; всем ранее крещенным иудеям было предписано соблюдать в чистоте христ. веру и избегать общения с соплеменниками, исповедовавшими иудаизм. После неск. канонов, посвященных положению вольноотпущенников, принадлежавших клирикам (67-74), последним своим каноном (75) Собор подтвердил лишение Свинтилы королевского титула, почестей и всего имущества и признал Сисенанда новым законным королем. Также была произнесена анафема всякому, кто впредь попытается свергнуть с престола законного короля Испании и узурпировать трон, и принято важное решение относительно престолонаследия: новый испан. король должен избираться на собрании гот. знати и епископов (текст всех канонов Собора см.: PL. 84. Col. 363-386; Mansi. T. 10. Col. 615-643). Т. о., участники Собора укрепили союз Испанской Церкви с гос-вом и подтвердили политические права Церкви.
Подробности о кончине И. С. известны из рассказа его ученика, клирика Редемпта. Когда И. С. после продолжительной болезни понял, что дни его сочтены, он с удвоенной силой занялся благотворительностью. В течение 6 месяцев к нему в епископскую резиденцию ежедневно приходило множество нищих и нуждающихся, к-рым И. С. раздавал средства на пропитание. Когда болезнь И. С. усилилась, он призвал к себе еп. Иоанна и еп. Епартия, чтобы те приняли у него исповедь, к-рую И. С. решил принести публично в храме. И. С. сел в центре храма перед алтарной преградой, епископы приняли у него исповедь, после чего причастили его. Вслед за тем И. С. испросил прощения у окружающих, призвал всех забыть взаимные обиды и повелел раздать нищим имущество, к-рое останется после него. Затем его отвели в келью, где И. С. через 4 дня мирно скончался.
Место погребения И. С. точно не известно. Согласно древнему преданию, тело И. С. было положено в фамильной гробнице рядом с могилами его брата еп. Леандра и сестры Флорентины . Авторство содержащей эти сведения эпитафии позднее приписывалось еп. Ильдефонсу. Согласно др. преданию, И. С. был погребен в основанной им церкви в Сантипонсе (к северо-западу от г. Гиспалис;. В дек. 1063 г. по приказу кор. Фердинанда I мощи И. С. были перенесены в г. Леон, столицу северного испанского королевства, и захоронены в ц. св. Иоанна Предтечи, к-рая впосл. была переименована в ц. св. Исидора. Здесь они находятся и в наст. время, помещенные в серебряную раку .
Начиная с IX в. И. С. почитался как святой и чудотворец; его память включалась в зап. церковные календари и мартирологи. Хотя еще в 653 г. на VIII Толедском Соборе И. С. был назван «выдающимся учителем и последним украшением кафолической Церкви… ученейшим мужем конца веков», лишь папа Иннокентий XIII 25 апр. 1722 г. официально провозгласил И. С. учителем католической Церкви.