Святитель Иоанникий (Руднев), митрополит Киевский и Галицкий
Июль 21st 2016 -
Память: 7/20 июня (старый / новый стиль), в день его преставления.
Родился 29 февраля 1826 г. в семье бедного сельского диакона Тульской губернии с. Вышнего Суворчего.
Впосл. отец Иоанникия принял от сына-епископа постриг с именем Макарий и в сане иеромонаха служил в Крестовой ц. Саратовского архиерейского дома; в 1871 г. погребен в склепе под алтарем Преображенского собора (разрушен в 30-х гг. XX в.) саратовского Преображенского мон-ря.
Родной брат Иоанникия свящ. П. М. Руднев служил в храмах Саратова, в т. ч. к 1878 г. в Воскресенской кладбищенской ц. По воспоминаниям И., годы детства и отрочества «были наполнены многих нужд и лишений», поэтому впосл. «во всех местах архипастырского своего служения» он «со свойственною ему энергией старался облегчить гнетущую бедность в управляемом им духовенстве и с практической мудростью и умением изыскивал меры к улучшению его жалкого и тяжелого быта» (50-летний юбилей. 1900. С. 3-4; Заслуги преосв. Иоанникия. 1878).
С 1835 по 1839 г. обучался в Новосильском Духовном училище, располагавшемся при Свято-Духовском мон-ре. Во 2-м классе Иван заразился тифом, и вслед за ним заболела вся семья. 25 дек. 1837 г. мать мальчика скончалась. Иван очень тяжело переживал утрату. Впосл., уже будучи Киевским митрополитом, И. на личные средства построил и в 1894 г. освятил 6-престольный храм над ее могилой, выделив на вечное поминовение родных и на ремонт храма 10 тыс. р. неприкосновенного капитала. С 1839 по 1845 г. обучался в Тульской ДС. Проявил «блестящие успехи» в учебе и, еще находясь в среднем отд-нии семинарии, был приглашен инспектором обучать его детей; в высшем отд-нии давал уроки в младших классах за отсутствующих учителей. За год до окончания полного курса семинарии, как лучший ученик, был определен в КДА.
В 1849 г. окончил академию первым по списку со степенью магистра богословия. В сент. того же года по предложению ректора КДА архим. Димитрия (Муретова) избран Академической конференцией наставником на кафедре Свящ. Писания вместо инспектора архим. Феофана (Авсенева). Через месяц, 11 окт., согласно личному прошению, поданному 1 июля, еще в бытность студентом, Руднев был пострижен в монашество архим. Димитрием в лаврской пещерной ц. прп. Антония Печерского. Получил монашеское имя в честь прп. Иоанникия Великого. Его восприемником в монашестве стал известный подвижник иеросхим. Парфений (Краснопевцев). 6 нояб. того же года в лаврской ц. во имя свт. Михаила по ходатайству Внешнего академического правления Киевским митр. Филаретом (Амфитеатровым) И. был рукоположен во диакона, а 7 нояб. в пещерной Феодосиевской ц. — во иерея. В 1850 г. награжден набедренником, а 6 нояб. «за отличное благонравие и ревность в исполнении своих обязанностей» возведен в звание соборного иеромонаха Киево-Печерской лавры. С этого момента начинается быстрое продвижение И. по адм. лестнице.
В 1850—1853 гг. И. служил помощником инспектора академии, преподавал обличительное и догматическое богословие. 6 нояб. 1851 г. получил звание бакалавра. По отзыву коллег, лекции И. отличались «глубокой критикой» (Юбилейный сб. 1899. C. XV). Один из учеников вспоминал, что во время лекций И. «ставил... интересные вопросы, для решения которых нет прямых догматических указаний… В учении об ангелах он подвергал исследованию вопросы о том, имеют ли ангелы, не имеющие материальности, какую-либо индивидуальную личную форму, отличающую их одного от другого, и в чем она может состоять; как сообщаются они между собою и какие могут быть ангельские языки; ограничиваются ли ангелы пространством и где жилища ангелов, в чем состоит их служение Богу, какое их отношение к миру человеческому, сами ли они являются нашими руководителями и благотворителями или посылаются на служение людям манией воли Божией; у каждого ли человека есть свой ангел-хранитель и в чем состоит его содействие человеку, к которому он приставлен… Когда Иоанникий читал нам отдел из догматического богословия об ангелах, он дал нам тему для месячного сочинения: «Возможно ли покаяние для злых духов?»» (Певницкий В. Ф. Мои воспоминания: Студенческие годы. 1851—1855. К., 1911. С. 167-168). Большинство научных публикаций, а также статей, посвященных житиям святых, нравственно-религ. вопросам и проблемам совр. жизни, были написаны в киевский период его служения. Работы И. печатались в основном в «Воскресном чтении». Эти труды характеризуют И. как строгого аскета. В ст. «Несколько замечаний в предостережение от неумеренного стремления к удовольствиям» он писал: «Стремление к удовольствиям, и тем паче чувственным, несообразно и с достоинством человека: оно унижает его до бессловесных животных», «…ужели же можно думать, что шутя и забавляясь можно сделаться совершенным и достигнуть уподобления Богу?» (Юбилейный сб. С. 485-486). Подобными мыслями проникнуты и др. его сочинения.
В 1852—1853 гг. И. исполнял должность инспектора академии. В сентябре 1853 г. определен членом внутреннего академического правления. В 1856 г. назначен инспектором академии, решением Святейшего Синода от 9 июля того же года утвержден в звании экстраординарного профессора. Назначен членом Конференции, Внешнего академического правления и Киевского духовно-цензурного комитета, а 21 дек. возведен в сан архимандрита с присвоением степени настоятеля третьеклассного монастыря. Летом 1857 г. по поручению Синода инспектировал Полтавскую и Екатеринославскую семинарии. С 7 апр. по 29 июля 1858 г. И. занимал должность ректора академии и профессора богословских наук, а также настоятеля киевского Братского в честь Богоявления монастыря. 14 апр. 1858 г. награжден орденом св. Анны 2-й степени.
6 окт. 1858 г. 32-летний архимандрит был назначен на должность ректора и профессора богословских наук КДС. По его предложению было увеличено число членов правления семинарии. И. возглавлял семинарию чуть более года. За это время было улучшено ее экономическое состояние, создан ж. «Руководство для сельских пастырей», 1-й номер которого вышел уже при следующем ректоре, в 1860 г. Одновременно с назначением ректором семинарии И. был определен настоятелем второклассного киевского Пустынно-Никольского мон-ря; 1 нояб. того же года утвержден членом Киевской духовной консистории; 30 марта 1859 г. назначен благочинным мон-рей Киевской епархии; летом того же года инспектировал Воронежскую и Орловскую семинарии.
4 дек. 1859 г. указом Синода И. был назначен ректором КДА и настоятелем первоклассного Братского Богоявленского монастыря. КДА, как и многие учебные заведения в те годы, была охвачена студенческими волнениями. И. добился «умиротворения» академии, но ненадолго — в 1861 г., уже после его отъезда в С. -Петербург, беспорядки вспыхнули вновь. По предложению И. в КДА были введены годовые экзамены для всех студентов и по каждому предмету, а также учреждены экзаменационные комитеты. Во время ректорства И. вышел 1-й номер «Трудов КДА». Для подготовки академического журнала немало сделали и его предшественники, но именно И. считается основателем и 1-м редактором «Трудов...». И. проявил и свои хозяйственные способности: в Братском мон-ре, на территории к-рого располагалась академия, была отремонтирована ограда, обустроено летнее помещение для богомольцев и др. Характерная для сер. ХIХ в. практика частой ротации кадров в духовных академиях не миновала и И. Уже 6 окт. 1860 г. он был перемещен на должность ректора СПбДА с оставлением за ним степени настоятеля первоклассного монастыря. В столичной академии И. прослужил более 3 лет и впосл. называл этот период «лучшим временем своей жизни». По его инициативе в 1861 г. в низшем отд-нии академии было осуществлено разделение предметов на 2 группы — физико-математическую и историческую, а также введено изучение одного из новых языков. По свидетельству современников, со студентами у И. сложились весьма теплые отношения, многим из них он оказывал как моральную, так и материальную поддержку. Студенты же перед отъездом И. из академии в благодарность купили на собранные деньги панагию и преподнесли своему бывш. руководителю. В С. -Петербурге И. исполнял также ряд др. обязанностей, прямо не связанных с академией. 4 дек. 1860 г. он определен главным блюстителем преподавания Закона Божия во всех учебных заведениях столицы и ее окрестностей, а 20 дек. того же года утвержден членом С. -Петербургской духовной консистории и членом Комитета по преобразованию духовно-учебных заведений, где работал под рук. своего учителя Херсонского архиеп. Димитрия (Муретова). В июне 1862 г. инспектировал Смоленскую и Полоцкую семинарии.
16 мая 1861 г. И. был назначен на вакансию епископа Выборгского, 2-го викария С. -Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора. 12 июня того же года в Троицком соборе Александро-Невской лавры И. был хиротонисан во епископа. В С. -Петербургский период жизни И. был награжден орденом св. Анны 2-й степени, украшенным имп. короной (29 апр. 1861), и орденом св. Владимира 3-й степени (31 марта 1863).
12 янв. 1864 г. И. был назначен на самостоятельную Саратовскую и Царицынскую кафедру, к месту служения прибыл 28 февр. того же года. После ходатайства И. в 1865 г. было разрешено планировавшееся еще еп. Евфимием (Беликовым) издание «Саратовских ЕВ». Первые 2 года служения И. посвятил в основном длительным поездкам, знакомству с жизнью приходов, бытом и проблемами местного духовенства. Поездки И. совершал «без маршрута», в тарантасе, в сопровождении лишь одного келейника, в связи с чем его нередко принимали за простого монаха, «ибо архиереи в такой простоте ранее никогда не ездили» (Юбилейный сб. С. XXII). По признанию И., только за 1-й год он «успел осмотреть около трети епархии» (Слова по возвращении в Саратов. 1865. № 3. С. 13). Результатом поездок по епархии стала реформа в сфере благочиннического управления (архиерей заменил назначение благочинных их выбором на окружных съездах), а также создание ряда благотворительных и просветительных об-в, к-рые впосл. стали образцовыми и для др. епархий. 26 сент. 1865 г. И. утвердил проект устава Об-ва взаимной помощи заштатным священно- и церковнослужителям Саратова и сиротствующим семьям, с 1869 г. устав действовал в об-вах по всей Саратовской епархии. 30 нояб. 1865 г. в Саратове было открыто жен. епархиальное уч-ще, при к-ром действовал приют для малолетних детей бедного духовенства, официально открытый при преемнике И. еп. Тихоне (Покровском). Также И. организовал отд-ние для престарелых священно- и церковнослужителей.
Для борьбы с расколом в нач. 1866 г. при Киновийском подворье Саратовского архиерейского дома И. основал Православное церковное братство Святого Креста, пожертвовав на него значительные суммы из личных средств. 5 нояб. того же года, после утверждения его устава Синодом, состоялось офиц. открытие братства, а весной следующего года в Саратове и Хвалынске — открытие пунктов для публичных собеседований с раскольниками. Для содействия братству в Саратовской ДС была учреждена новая кафедра, где изучалась история раскола. В короткий срок братство получило широкую общественную поддержку и превратилось в центр духовной жизни Саратовской епархии. В 1868 г. при братстве открылась бесплатная б-ка с книгами преимущественно религиозно-нравственного содержания, а также учрежден «благотворительный союз», к-рый главной целью для себя ставил «выводить из крайней нужды трудолюбивые семейства, оказывая им временные пособия, как денежные, так съестными и другими предметами, взаимообразно или безвозвратно, а также содействовать городскому обществу в сокращении числа нищенствующих детей». В «благотворительный союз» могли вступать как члены братства, так и посторонние лица. Вскоре его филиалы были созданы не только в городах, но и во мн. селах Саратовской епархии. Впосл. при братстве были устроены бесплатная столовая для бедных и ремесленная школа, или «учебно-заработный дом для круглых сирот, без различия сословий, для обучения этих сирот грамоте и ремеслам». В 1868 г. братство учредило в Саратове уч-ще для подготовки наставниц в сельские школы, на содержание к-рого И. давал от себя ежегодно 200 р. И. принимал самое деятельное участие в беседах с раскольниками; по воспоминаниям очевидцев, был убедительным и в то же время терпеливым собеседником. По мнению И., главная цель дискуссий с сектантами и раскольниками состояла в том, чтобы пробудить в слушателях сомнение, вызвать беспокойство в их совести, поколебать уверенность, а не в том, чтобы переговорить иноверных собеседников или возвратить в церковь на показ одного-двух, забыв о влиянии на массы.
Главным источником средств, необходимых на содержание благотворительных и просветительных учреждений, стали доходы епархиального свечного завода при архиерейском доме. Организованное на средства И. предприятие в 1869 г. было передано в ведение епархиального духовенства, и, по данным на 1878 г., его прибыль составляла до 40 тыс. р. в год. Инициатива И. дала толчок созданию подобных епархиальных свечных заводов по всей империи. При его деятельном участии был принят указ Синода, согласно которому для увеличения средств на епархиальные нужды, особенно на нужды духовных уч-щ, по представлению съезда духовенства и с разрешения архиерея в епархии могли учреждаться свечные заводы, а при церквах — свечные лавки и устанавливаться обязательная для епархиальных церквей покупка свечей этих заводов (Указ Синода от 10 янв. 1871; Определение Синода от 25 июля 1879). Позже благодаря настойчивости И. появился общегос. Закон о монопольном праве епархий на изготовление и продажу церковных свечей. Для увеличения епархиальных доходов И. добился постройки обширного каменного корпуса архиерейского дома; этот корпус сдавался под квартиры и магазины.
Pages: 1 2