Святая княгиня Ольга как агиологический тип

Июль 24th 2014 -

Н.А. Малкова

Аннотация. В статье сравниваются памятники древнерусской письменности о княгине Ольге (жития XIII — середина XIV вв., XVI в.; канон монаха Кирилла (XIII в.), «Повесть временных лет»), устанавливаются общие и отличительные черты в понимании значения крещения Ольги авторами перечисленных сочинений.


Княгиня Ольга — первая женщина, причисленная к лику святых на Руси. До Макарьевских соборов 1547—1549 гг. она оставалась единственной общечтимой святой княгиней, чья память праздновалась Церковью в июле месяце (11 июля ст. стиля) вместе с ее внуком кн. Владимиром (15 июля ст. стиля) и правнуками св. Борисом и св. Глебом (21 июля ст. стиля).

Преставление блаженной княгини Ольги, во святом крещении Елены

Святая Ольга: от варварства к святости

Ингигерд Шведская, Великая княгиня Киевская, жена Ярослава Мудрого

Св. благовѣрная княгиня Ольга. (Въ христіанской вѣрѣ великое и неоцѣненное благо). Прот. Григорій Дьяченко

Образ Ольги занимает особое место в русской агиографии, что засвидетельствовано древнейшими житиями ХІІІ — сер. XIV вв., каноном монаха Кирилла (XIII в.) и пространным Житием княгини Ольги, вышедшим из-под пера митрополита Афанасия, автора «Степенной книги».

Сохранившиеся письменные памятники о княгине Ольге представляют интересный и важный материал, поскольку позволяют проследить, как воспринималось и понималось значение крещения Ольги ближайшими ко времени ее жизни поколениями русских книжников и потомков, живших через пять столетий после этого события. Автора «Повести временных лет» отделяют от времени кончины великой княгини (969 г.) четыре — пять поколений, «Степенная книга» была создана в 1560—1563 гг. — по прошествии 500 лет.

Центральной женской фигурой «Повести временных лет», несомненно, является княгиня Ольга. Повествование о ней самое пространное и содержательное. И это не случайно. В силу жизненных обстоятельств Ольга была поставлена в исключительные условия, и не будет преувеличением сказать, что в ее личной судьбе переплелись ключевые отношения женщины — жены, вдовы, матери, — усложненные политической борьбой, необходимостью править (Ольга — первая правительница в русской истории) и переменой веры (Ольга — неофитка-христианка).

В уяснении значения княгини Ольги встают два основных вопроса: что явила Ольга в отношении древлян и как связано ее крещение с судьбой России? Русской церковью Ольга причислена к лику святых до 15471549 гг.  Обыкновенно ее представляют как суровую и «мстительную язычницу», «матерой вдовой, крепко держащей в руках бразды правления над семьей и над страной», прозвище княгини Ольги в истории — «мудрая» . И как же она, при обладании патриархальной властью, так и не смогла внушить своему сыну хотя бы внешне примирительного отношения к христианской вере?

В отношении древлян Ольга явила верность брачному союзу, суровость мести и, самое главное, высоту осознания государственных задач. Предложение «деревского» князя Мала было личным вызовом вдовствующей княгине и не учитывало фактически засвидетельствованную значимость киевского престола по сравнению с властью племенных вождей. Политическое сознание князя Мала явно не соответствовало действительности: уже в договорах 912 и 945 гг. киевский князь олицетворяет всех, «находящихся под рукою его». Отстояла Ольга независимость киевской княжеской власти, неожиданно попавшей ей в руки, и, по всей видимости, сохранила свойственную ей самостоятельность в управлении до совершеннолетия сына — 19 лет, с 945 по 964 год, да и в последующие лета, когда Святослав оставлял ее с внуками в Киеве, воюя со своей дружиной в разных землях. Независимость Ольги — правительницы проявилась в отношении не только с племенными вождями, но и с великим царем Византии. Летопись сообщает о хитроумном отказе княгини прислать дары в Византию на том основании, что он (император) «не стоял у нее в Почайне, как она у него в Суду», приедет — и «тогда получит дары» .

В лике святых (с XVI в.) Ольга прославляется наравне с апостолами, хотя за ней, видимо, не крестились ни жители Киева, ни Пскова, откуда она родом. Выбор веры сознавался Ольгой как родовой и народный. «Да будет воля божья, если захочет бог помиловать род мой и народ русский, то вложит им в сердце то же желание обратиться к богу, что даровал и мне. И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день». По летописному рассказу не видно у Ольги наставников ни в мирских, ни в духовных делах, не сказано и об единомышленниках. Сама киевская княгиня после крещения в Константинополе, собираясь домой, в разговоре с патриархом засвидетельствовала свое человеческое одиночество: «Люди мои язычники и сын мой — да сохранит меня бог от всякого зла». Апостольство княгини Ольги имеет материнскую основу. Первая ее проповедь обращена к сыну. Как имевшая опыт управления, Ольга убеждала Святослава креститься, ведь за князем крещение примут все: «Если крестишься, то все сделают то же». Но Святослав так и остался язычником и «притом гневался на мать». Государственная созидательная деятельность Ольги, ее самоотверженная материнская любовь, устремленность к духовным ценностям (Божьей премудрости, радости в Боге) противостояли сугубо материальным расчетам Святослава. В Переяславце хотел жить этот «рыцарь Руси». И почему? «...туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии, из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». В материнстве княгиня Ольга была несчастливой. Страдание Ольги — страдание матери за непослушное дитя, ее любовь к сыну так и осталась неразделенной, непонятой и даже осмеянной. Княгиня Ольга не сумела устроить свою семью на новых началах воспринятой ею христианской веры, закон семьи сделать законом народа, как это сумел сделать позднее ее внук князь Владимир. Но ее пример не канул в лету. Последним аргументом бояр в разговоре с князем Владимиром о принятии христианской веры была ссылка на Ольгу: «если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его баба твоя Ольга, а была она мудрейшая из людей». В лице Ольги вдовство (по Библии, самые тяжелые жизненные испытания на земле — это сиротство и вдовство), несчастливое материнство покрываются радостью познания Христа. «Я познала бога, сын мой, и радуюсь». Личный выбор веры Ольгой предварил религиозное самоопределение народа.

Княгиня Ольга — первый пример женщины во власти на Руси. Ее пример чрезвычайно показателен: Ольга не искала сама власти (но защищала ее от недостойных претендентов), не удерживала ее, уступив сыну, как только он повзрослел, и ее дальнейшее участие в управлении диктовалось необходимостью — отсутствием сына в Киеве. Ольга даже не воспользовалась верховной властью для перемены веры в государственном масштабе, ее проповедь сыну была делом исключительно семейным.

Образ Ольги в древнейших житиях XIII — сер. XIV вв. пишется иначе, чем в летописи: в них акцент делается прежде всего на государственной деятельности княгини и обращениях ее ко Христу как плоду искания мудрости. В отличие от житий автор «Повести временных лет» достаточно много места уделяет отношениям Ольги и Святослава и улавливает изменения в характере любви матери к сыну: от земной родительской любви до духовной — привести сына к истинному Богу, пребывать с сыном в единомыслии и радости о Боге. Ольга не достигла этого плода в сыне, зато осуществила в потомках рода. Ольга именуется в летописи «денницей перед солнцем, зарею перед светом», «начинательницей», «русским познанием бога, началом нашего с ним примирения».

Принципиальным в отношении Ольги является вопрос о чине ее канонизации. Е.Е. Голубинский отвергает ее канонизацию как «равноапостольной» и доказывает методом от противного: поскольку титул «равноапостольный» более подходит к князю Владимиру, а он не был канонизирован в домонгольский период, в отличие от Ольги, то княгиня Ольга канонизирована за чудесные явления уже после перенесения князем Владимиром ее мощей в церковь. Есть более очевидное и простое доказательство позднего применения титула «равноапостольная» в отношении к Ольге: сравнение ее именований в древнейших и позднейших памятниках.

Общие первые характеристики княгини Ольги таковы: «святая царица роушская ольга, праматерь всех царей роушских», «блаженная ольга предтеча роуская к богу», «блаженная великая княгиня ольга, нареченная в святом крещении елене русской». В «Степенной книге» в названии Жития собраны все ранее использованные в литературе именования Ольги с присоединением титула «равноапостольная»: «Житие святые блаженныя и равноапостольныя и въ премудрости пресловущія великія княгини Ольги, нареченныя во святомъ крещениіи Елены, иже бысть предтеча Русского рода во благочестіе къ Богу; и о мужественномъ ея подвизѣ, и каковъ Царствующемъ граде получи святое крещение, и о преставленіи ея, и о принесеніи многочудесныхъ и нетлѣнныхъ мощей ея, и отчасти похвала» . Это позволяет утверждать, что данный титул получил распространение в середине XVI в.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.